Вот и снова учебный год. Кто-то ждал его с нетерпением, предвкушая встречу со школьными друзьями, а кто-то боялся, что опять начнутся издевки одноклассников. Разумеется, все мы разные, есть ребята, с первых минут общения становящиеся душой компании, а есть замкнутые тихони, которым очень трудно найти друзей. К сожалению, не раз приходилось сталкиваться с детьми, которые мечтают поскорее окончить школу, кто-то даже переходит на домашнее обучение, лишь бы не оказаться в школьном коллективе. Их судьба потом складывается по-разному: кто-то находит друзей в университете или уже только на работе, а кто-то так и живет, не имея приятелей. Как найти друзей в своем классе и не очутиться в числе изгоев? Общих рецептов, конечно же, нет. Однако очень надеемся, что сегодняшний выпуск «Эпицентра» поможет нашим юным читателям усвоить главное правило – будь искренним и открытым, не ябедничай, и тогда у тебя есть все шансы влиться в школьный коллектив.
Мария ЛУКИНА, шестиклассница, Ленинградская область:Грустная история
Общаться после уроков. Как же?! У меня была такая грустная история. Мы с одним мальчиком – Димой его зовут – дружили с детского возраста. Вместе во все приключения влезали. Я у него дома даже ночевала, когда мама с папой уезжали в командировку. Я прямо ни минуты без него прожить не могла. Пришла, поела – и во двор, к Димке. И как-то перед первым классом идем мы с ним по дороге, а нам навстречу парни постарше, и кричат нам вслед: «Жених и невеста!» Димка от меня так шарахнулся, что я до сих пор это забыть не могу. И с тех пор мы не дружим. Я даже маму попросила записать меня в параллельный 1-й класс, а после 4‑го класса мы вообще уехали из поселка. Теперь мне легче, но когда ходили по школе, встречались иногда, так обидно было, что Дима делает вид, что мы не знакомы…Сейчас у меня есть в классе две подруги, но я не приглашаю их к себе домой. И про Димку никому из них не рассказала. Вдруг смеяться будут, обзываться. Я думаю, что друга в школе найти трудно. Он должен расти вместе с тобой, чтобы знать все твои секреты. Конечно, у нас у всех есть странички ВКонтакте, там переписываемся, музыкой делимся, открытками, фотками, подарки друг другу дарим, но так, как мы играли с Димкой в детстве, я уже ни с кем не играю.
Лиза К., 6‑й класс, Великий Новгород:Иначе станут обзывать глупойМне стало очень неприятно в школе после 4‑го класса, когда сделали из пяти классов четыре. Чтобы понять, в каком классе я остаюсь, надо было обязательно решать, какие у меня способности. Я с 1‑го класса училась в классе «А» и не знала об этом ничего. В 1-м классе у меня все способности были одинаковые. А потом оказалось, что классы «А» и «Б» в нашей школе после 5-го класса – с математическим профилем. И очень неудачно выяснилось, что я гуманитарий. В гуманитарный класс «Г» я не хочу. Почему я должна переходить из родного класса в другой? Тем более что в классе «Г» собрались все, кто плохо учится. Я держусь изо всех сил. Наняли репетитора по математике. Я очень стараюсь хорошо учиться, чтобы никто не догадался, что я ничего не соображаю в математике. Иначе одноклассники меня станут обзывать глупой. Они-то все хорошо в математике разбираются.
Ира С., 6‑й класс, Великий Новгород:Группировки между собой не общаются
После четвертого класса нас объединили с другим классом. В нашем объединенном классе сразу возникла группировка девочек-новичков, перешедших из другого класса. Они начали нам показывать, что они тут главные. Я думаю, это они с испугу. Но мне теперь в собственном классе стало плохо. Мы сосуществуем с новенькими. Нашли выход пока в том, что девочки разделились на две группировки – стареньких и новеньких. Группировки между собой почти не общаются. Если кто-то из подруг заболевает, лучше и другим в школу не ходить. Чувствуешь себя страшно одинокой. А мальчикам проще. Они все кучкой держатся и на переменках играют в телефонах. Мы, девочки, наверное, больше придаем значения общению. Поэтому нам сложнее.
Артем БЕРЕЗОВ, десятиклассник, Санкт-Петербург:Особой дружбы ни с кем не вожуЯ уже 10 лет учусь в одной и той же школе, и сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что, наверное, сам был изгоем в классе. Во-первых, я мало ходил в детский сад. Болел часто, поэтому в семье решили, что лучше быть дома, чем с соплями в детском саду. Во-вторых, у меня нет старших сестер и братьев, поэтому у меня не было перед глазами образцов для поведения и товарищей по играм и затеям. Наверное, из-за этого мне было сложно знакомиться с другими детьми на детской площадке. Я вообще часто играл один. Когда я пришел в школу, то воспринял ее как огромный шумный вокзал, который украл у меня родных. Ходить мне туда не хотелось. Общаться с одноклассниками было трудно, потому что многие из них ходили в один детский сад, жили по соседству и т. д. Был период, когда один парень постоянно меня задевал, цеплял, обзывался. Период где-то с 3‑го по 8‑й класс я считаю каким-то мучением. Но родителям я ничего не рассказывал, просто ждал лета, когда можно будет забыть о школе на целых три месяца.Сейчас, когда я почти в выпускном классе, отношения в классе обычные. Особой дружбы ни с кем не вожу. Есть ребята, с которыми общаемся на перемене, переписываемся ВКонтакте, хотя я часто просто читаю чьи-то высказывания, но в дискуссию не вступаю. Больше всего я мечтаю поскорее закончить учебу и поступить в университет. Надеюсь, там найду единомышленников и друзей.
Мария Т., 8‑й класс, Великий Новгород:Как дожить до конца школы?В пятом классе нас объединили по учебным профилям. И это было самое плохое время. Я помню, даже сказала маме один раз: «Не знаю, как дожить до конца школы?!» Вообще это неразумно, что пятиклашек разъединяют. Во-первых, они еще не могут определить свои способности по профилям. Я и сейчас-то не знаю, к чему у меня больше душа лежит, а что там пятиклашка понимает про себя? А во-вторых, пятый-шестой класс – самый жестокий возраст. Есть такая книжка, «Чучело» – вот там дети издевались над одноклассницей как раз в этом возрасте. Мои пессимистичные мысли насчет школы утряслись сами собой. Но это произошло уже классе в седьмом. Я бы посоветовала тем, кто испытывает то же, найти себе занятие по душе вне школы. Спорт, танцы, музыку, рисование, хоть даже вышивание. Когда ты чем-то занят, ты успокаиваешься и выглядишь увереннее. Но если твое хобби непрестижное, лучше о нем не рассказывать.
Диана НАГАЕВА, семиклассница, Санкт-Петербург:У каждого свои интересыЯ родилась в Петербурге, но мама отправила меня учиться в начальной школе к бабуле в Краснодар. У нее был сложный жизненный период, и одной ей было меня не поднять. У бабули я училась до 4‑го класса, а в пятый пришла в новую школу. Мне было так трудно, что не описать словами! В Краснодаре остались друзья. Мы с ними так здорово играли, придумывали интересные приключения! Как я скучала по этой жизни!Здесь все было по-другому. Никто меня не ждал в классе, и, может, поэтому я сразу скатилась на плохие оценки. Вроде и все понимаю, а ничего не запоминаю. Да и не хочу. Меня спасла одноклассница, которая стала моей подругой. Она тоже училась плохо, поэтому ее постоянно ругали учителя. Однажды она подошла ко мне и поддержала. Мы начали общаться и после уроков. Теперь часто зависаем у нее, потому что у нее квартира большая, а у нас маленькая. У ее мамы сменный график, и нам никто не мешает заниматься тем, чем хотим. Мы даже записались в один кружок по флористике, но у меня стало получаться лучше, и подруга решила найти другое занятие, чтобы не так обидно было.Конечно, я общаюсь и с другими одноклассниками. Раньше и на одной площадке дворовой собирались, но с Викой мне легче всех. Она понимает все с полуслова, никогда не упрекает, редко обижается и вообще заводила всех наших походов и поездок. Мне кажется, и не нужно общаться со всеми подряд одноклассниками, потому что все равно у каждого свои интересы. Каждый ищет того, кто его как бы чувствует, не отвергает. Такого, чтобы кого-то не любили и пинали все, у нас не было.
Елена КОНЫШЕВА, ученица одиннадцатого класса, Воронеж:«Отстой» – это обидно
Друг – это проблема, настоящая проблема! Потому что найти человека, который бы тебя понимал, очень сложно. Каждой девчонке хочется, чтобы этим человеком оказался мальчик, чтобы это была не просто дружба, а еще и любовь. Ну, желательно, чтобы так было, об этом каждая думает. Только получается мало у кого. В нашем классе есть пара, и они дружат с восьмого класса, уже мечтают, как окончат гимназию, сдадут ЕГЭ и поступят в московские вузы. Вместе поступят и вместе уедут в столицу, будут там снимать жилье, потом квартиру купят – вот такие у них планы…А такие, как я и моя подруга, у кого парней нет, мы так далеко не мечтаем. Мы с ней просто учимся, даже не знаем, куда будем поступать, только приблизительно, скорее всего, на математическое направление. Посмотрим, как сдадим. Пока ездим к репетиторам, я занимаюсь индивидуально по математике, физике и обществу, она – по математике, физике и английскому. На это уходит почти все свободное время. Иногда по вечерам мы вместе гуляем во дворе или ходим друг к другу в гости. Можем собраться вместе с одноклассниками. Но не со всеми. У нас в классе есть свои группировки, и все общаются со своими. Есть отдельная группа девочек, есть мы с Алиной, это моя подружка, и еще одна наша ровесница, которая учится в параллельном классе, – это наша группа. Иногда мы гуляем с мальчиками из нашего класса, их тоже человека три-четыре – и это их группа. Мы не враждуем, просто так сложилось, что у одних похожие интересы и они общаются, у других – другие интересы, и они тоже встречаются и общаются между собой. Какого-то негатива между нами нет, хотя, может, это только на первый взгляд. Ведь мы все-таки больше любим людей из своей группы, а к другим относимся не очень. Ну, можем над ними посмеяться, назвать кого-то ботаном или сказать: «Ну ты вообще отстой!» Это обидно, и я стараюсь не употреблять такие слова. А про группы – думаю, это в нашем возрасте нормально, все так живут, вся молодежь.
Юлия ЖДАНОВА, ученица четвертого класса школы №65, Воронеж:У меня есть сестра-близняшкаМне с подругой повезло, потому что у меня есть сестра-близняшка Полина, и мы везде вместе. Нам не скучно, мы как родились, так уже у каждой была подружка – я у нее, она у меня. А еще мы дружим с девочками с нашей улицы, вместе ходим в школу и обратно. После школы мы с сестрой ходим в студию на танцы, там не только танцуем, но и делаем спортивные упражнения, растяжку, занимаемся хореографией. Чтобы хорошо танцевать, надо уметь садиться на шпагат, хорошо прыгать, держать спину, тянуть носочки. Мне очень нравятся наши занятия. И еще мы ходим на английский, это тоже дополнительно, когда танцев нет. По вечерам мы гуляем с собакой, у нас есть и кот, и собака, потому что мы живем в частном доме. Собака тоже наш друг, и его зовут Дружок, он вообще-то в будке живет, но иногда мы его отвязываем и гуляем с ним по улице, он радуется.
Сергей Андреев, ученик девятого класса, Курск:Одному лучшеМне друзья не нужны, я сам по себе. Братьев у меня нет, сестер тоже. Живу с мамой. Считаю, что человек должен быть независимым, особенно мужчина. Без друзей даже лучше – никто не предаст. Почему так жестко? Ничего не жестко, нормально говорю. Зато честно. В моей жизни были примеры, когда тебя предают. Мне это не понравилось, потому и считаю, что одному лучше. Чем занимаюсь, кроме школы? Веб-дизайном, фотографией, общаюсь в сетях – в общем, от одиночества не страдаю. Сейчас благодаря Интернету человек может не чувствовать себя одиноким, наоборот, может даже надоесть. Даже думаешь: ну когда же от меня все отстанут!
Анастасия МЕЩЕРЯКОВА, десятиклассница, Нижний Новгород:Нужно приложить усилия
Сколько себя помню, проблем с поиском друзей у меня не было. Всегда с кем-то дружила на почве общих интересов. Во дворе у меня была подруга, мы всегда вместе играли в догонялки и прятки, в садике вместе играли в куклы и дочки-матери; в школе были подружки по играм в Барби и мелкие игрушки из коллекций. А потом я стала серьезно заниматься гимнастикой и дружить с девочками из нашей спортшколы.Общность интересов, на мой взгляд, определяющий фактор. Если человек чем-то серьезно занимается, у него будут друзья обязательно. Не дружат, по моим наблюдениям, с тем, кто плохо учится и ничем не может блеснуть, никаким талантом. Не всем учеба дается, но можно же что-то другое делать хорошо. Нужно чем-то отличаться в хорошем смысле. И не только одеждой или аксессуарами, но и внутренним содержанием. Мне кажется, уважение к себе человек может и должен сам заслужить. Нужно быть добрым, справедливым, отзывчивым и общительным. У таких девочек с дружбой проблем не бывает. Не нужно на все подряд обижаться. Конечно, иногда не обидеться бывает очень трудно. Но нужно приложить усилия и сохранить хорошие отношения.
Илья МИШИН, семиклассник, Нижегородская область:Все зависит от самого человека
Мне кажется, все зависит от самого человека, от его настроя. Умеет ли он общаться, дружить, заинтересовать других людей. И внешность совершенно ни при чем. Считается, что полный человек гораздо чаще становится изгоем, над ним все насмехаются, все его дразнят. Но я знаю двух полных мальчиков в нашей школе, которые, напротив, имеют много друзей. Их все уважают, многие ребята помладше хотели бы с ними дружить. Быть популярными им помогает хороший характер. Оба очень доброжелательные, открытые, улыбчивые. Несмотря на плотную комплекцию, оба принимают участие во всех подвижных играх, причем не уступают в ловкости худым. Один мальчик носит очки, но все равно вместе со всеми играет в футбол, летом вместе со всеми ходил купаться, прыгал в воду с берега на равных с остальными.И еще есть у нас в школе две полные девочки. Одна из них имеет друзей, а вторую часто дразнят. Она сама виновата, потому что часто жалуется и вообще постоянно ноет. Нытиков никто не любит.
Игорь КОНОНЕНКОВ, одиннадцатиклассник, Калуга:Благодарен за помощь и поддержкуЯ живу в Калуге четвертый год, приехал сюда из Донецка в 2014 году. И хотя я по натуре человек необщительный, у меня как-то сразу в классе появились друзья. Расспрашивали о событиях на Донбассе, о моих увлечениях, о том, какие места в Калуге я бы хотел посмотреть. Конечно, я не забываю и своих друзей с родины, созваниваюсь с ними по скайпу, пишу им ВКонтакте, подумываю даже о том, не вернуться ли мне на родину продолжать там обучение в Донецком университете. Пока точно не решил, но калужанам я очень благодарен за помощь и поддержку.
Оксана СОМОВА, ученица девятого класса, город Лиски, Воронежская область:Телефон – наш помощникЯ в этом году переехала и пришла в новую школу. Мы с родителями жили в селе, теперь стали жить в городе, он небольшой, но все равно людей много и школ много. Мне сейчас трудно: все новое, никого не знаю. С девочками познакомилась, но подружиться пока ни с кем особенно не получается. Я надеюсь, что через какое-то время и мне удастся найти друзей, но пока общаюсь со своими подружками, которые остались на старом месте жительства. Пишем друг другу и звоним – все через телефон, теперь он наш настоящий общий друг! Еще я считаю, что когда у человека есть увлечение, он не одинок, ему некогда скучать. Мое увлечение – рукоделие, я немного шью, вяжу и вышиваю. Мне это интересно. Все подарки друзьям на дни рождения я делаю своими руками. Надеюсь, что и здесь, в городе, у меня будут такие друзья, кому я захочу сделать своими руками подарок – связанный или вышитый бисером.
Комментарии