search
main
0

Однокашники – есть такое братство

Школьный класс – одно из старейших явлений педагогической действительности. Его возникновение традиционно связывают с именем Я.А. Коменского, но есть данные, что инициатором классно-урочной системы в 1347 году был Джон Сил – ректор начальной школы в голландском местечке Цволле. История школьного класса насчитывает более шести веков.

Для современной российской школы классно-урочная система, школьный класс – данность. Как бы мы ни относились к нему, он, на наш взгляд, еще долго будет основной организационной единицей учебно-воспитательного процесса в массовой школе. Прежде всего из-за экономических соображений. Следовательно, задача педагогов – сделать его благоприятной средой для развития ребенка.
Например, уже сам по себе одновозрастный состав класса может создать дополнительные возможности для решения задач возраста (А.В. Мудрик). Решить эти задачи в разновозрастной общности значительно сложнее, так как в ней обязательно складывается иерархия по признаку “старший – младший”.
Относительная стабильность состава группы также может иметь свои преимущества, она позволяет ребенку выстраивать отношения с детьми и учителями.
Центральной фигурой в воспитании школьника, безусловно, является классный руководитель.
Да и далеко не все педагоги являются по-настоящему творческими людьми. Как тут быть? Предоставить классному руководителю различные варианты деятельности, начиная от набора различных мероприятий и их описаний, заканчивая пакетами методик изучения класса и школьников. Конечно, можно упрекнуть, что в этом случае для творчества остается мало места. Но уж пусть лучше классные руководители хоть что-то делают по образцам, чем только проверяют дневники. Но есть еще один путь. Повысить квалификацию педагогов как воспитателей. В этом особая роль принадлежит не только ИУУ и ИПК, но и заместителя директора по воспитанию.
Классному руководителю определить свою позицию по отношению к классу сложно. Она должна быть мобильна, т.е. изменяться в зависимости от возраста учащихся и уровня развития коллектива класса.
Обратимся теперь к проблеме создания детского коллектива в классе. Нужен ли он сегодня?
Классный коллектив – не самоцель. В современных условиях он должен рассматриваться прежде всего с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей. А таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе (Л.И.Новикова).
Когда меня спрашивают, какой педагог может быть хорошим воспитателем, я всегда говорю: тот, который помнит свое детство на уровне эмоциональных ощущений. Помнит, что он испытывал, когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН или объявили благодарность перед классом. Безусловно, классный должен многое знать, но и многое чувствовать.

Наталья СЕЛИВАНОВА,
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научного центра современных проблем воспитания ИТО и РАО

От редакции

Недавно в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования прошел Всероссийский семинар-совещание “Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях”. И опять в выступлениях известных педагогов неизменно звучала мысль о том, что роль классного руководителя никогда не имела адекватной моральной и финансовой оценки. Хороший классный всегда был и остается подвижником, способным эффективно организовать деятельность детей в классе и школе. “УГ” знает немало педагогов, в тяжелейших условиях безденежья и бесправил сохраняющих верность своей профессии. Классные даже среди них выделяются: в своем деле они на первый план выдвигают верность детям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте