Недавно были опубликованы результаты авторитетного международного исследования PISA, проверяющего уровень функциональной грамотности (математической, читательской и естественно-научной) у 15-летних школьников. На этот раз 72 страны мира приняли участие в исследовании. Наш город также по инициативе Правительства Москвы был включен в эту группу наряду со школами ведущих экономик мира – свои результаты продемонстрировали более 42 тысяч учащихся из 609 школ города.
Мы, на удивление исследователей из многих стран, показали очень высокие и плотные результаты. Обычно выборка дается из десятков школ, а в нашем случае все 609 школ, в которых есть 15-летние обучающиеся, приняли участие в исследовании и тем не менее по итогам показали результат, соответствующий шестому месту среди всех стран. Причем разница в баллах школ – лидеров нашего города и тех, которые находятся в пятой сотне рейтинга, оказалась совсем невелика. Сегодня Топ-300 московских школ, а в них обучаются 63 процента школьников столицы, дают результаты, сопоставимые с лидирующими образовательными системами мира.Мне кажется, что очень большую роль здесь сыграл тот факт, что директора, а через них коллективы, перестали искать себе оправдание плохих результатов, а стали искать способы добиться хороших результатов. Сегодня все возможности для этого есть, в системе сформированы и стабильно работают четкие, прозрачные механизмы (не зависящие от чиновников формульное финансирование школ, формульный рейтинг школ, открытая аттестация директоров школ), активно развиваются городские проекты и многое другое, создана и подкреплена необходимыми условиями реально действующая система мотивации директоров и педколлективов на хорошие результаты их учеников.Уверен, именно наличие необходимых условий и высокий уровень мотивации наших педколлективов, их осознанная ответственность за результат каждого ученика и дали такие высокие общие результаты. Ведь никто не готовился к тестированию заранее, не знал о нем, PISA проводилось как рутинная городская диагностика, и то, что без специальной подготовки ребятам удалось занять такие высокие позиции, несомненно, говорит о высоком качестве ежедневной системной работы наших учителей. Причем надо признать, что требования к современному учителю значительно возросли по сравнению с предыдущими десятилетиями. Компетенции будущего, которые мы стремимся развивать у наших учащихся, диктуют высочайшие требования к компетентности педагога. И такое высокое международное признание нашего московского образования, конечно, в очередной раз подчеркивает, как важны профессионализм учителей и общие усилия по развитию этого профессионализма в нашей новой школе. Мое глубочайшее уважение к сегодняшней школе и к сегодняшним учителям связано еще и с тем, что мой жизненный опыт позволяет сравнивать школы разных поколений.Как ученик еще школы советской, я абсолютно искренне благодарен ей за то, что она у меня была. Но при этом я хочу, чтобы мы с вами все помнили цифры. Среди людей моего поколения окончили полную среднюю школу чуть более половины моих сверстников. А это означает, что знания тех 15-летних, которые не попали в 9-10-й классы, никто и никак не замерял. Если же мы сегодня посмотрим объем и качество знаний 50 процентов наших старшеклассников, то, я думаю, они будут точно не меньше и не хуже. А вот другая половина? И она ведь сегодня как минимум не безграмотнее, чем те, кого 50 лет назад школы просто не учили. Да и разве можно сравнивать объективность оценки качества знаний выпускных экзаменов в самой школе 50 лет назад и сегодняшней независимой от школы системы оценки качества знаний выпускников? Ведь оценки, полученные на выпуске из школы, зачастую не выдерживали проверки на вступительных экзаменах в вузы.Напомню, что из моей возрастной когорты смогли подтвердить свои знания и сразу пройти вступительные испытания в вузы только 17,5 процента. Эти цифры не упрек учителям, которые учили наше поколение (наша благодарность им безгранична), это просто объективная фиксация разных задач, которые стояли перед школой в разные эпохи.Школа моего времени учила тех, кто хотел учиться, сегодняшняя школа учит всех, и это вообще уникальное явление. И я думаю, что учителя старшего поколения, к которым я себя отношу, так как я учителем работал в 70-80-е, должны с уважением относиться к учителям сегодняшнего дня, потому что учителя сегодняшнего дня умеют то, чего, к сожалению, не умели мои учителя, да и я еще не очень умел, – УЧИТЬ ВСЕХ. Это намного сложнее, чем учить половину и тем более 17 процентов лучших.И хочется напомнить всем критикующим (часто правильно!) сегодняшнюю школу: нужно понимать, что это совершенно другая школа, даже по контингенту, что сегодня Наша Школа учит всех и каждого, чего школа, в которой учился я, мои сверстники и современники, делать, к сожалению, еще не умела. Еще важнее понимать, что и это уже вчерашняя задача школы. Что сегодня важно – чтобы школа не только помогала овладевать современными знаниями, но и помогала ученикам на основе этих знаний овладевать умениями, адекватными их будущему: их будущей учебе, их будущей жизни, их будущему труду.И тем более важно помнить, что высокие позиции московского образования в международном рейтинге налагают на нас с вами двойную ответственность. Опыт Москвы в достижении таких успешных результатов должен выходить за пределы города: нам есть чем поделиться не только с регионами, но и с другими странами, среди которых наиболее развитые страны Европы. И, конечно, никогда нельзя останавливаться на достигнутом, результаты PISA – это только очередная ступенька, еще один правильный шаг на пути к успешности каждого московского школьника, а значит, и нашего замечательного города и всей нашей страны.В очередной раз юные москвичи подтвердили, что лучшая школа – та, в которой они учатся, и что старанием личным и старанием учительским каждый может добиться высочайших результатов, которые создают прекрасную мотивацию для дальнейшего развития.Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства МосквыP.S. Величины одноименные и разноименные, однородные и неоднородные. Однородные величины отражают одно и то же свойство объекта. Они отличаются только числовыми значениями. Разнородные величины отражают различные свойства объектов. Все однородные величины являются в то же время и одноименными. Разнородные величины могут быть одноименными и разноименными (из Библиотеки по математике). Важно, что однородные величины можно сравнивать, а разнородные величины нельзя сравнивать между собой (из учебника по физике для 6-7-х классов).
Комментарии