Как ни обидно, но вопрос о том, почему в наше компьютеризированное время школы вынуждены жить, по самую макушку зарывшись в груду входящих и исходящих документов, по-прежнему остается риторическим. Вроде бы ответ очевиден и все знают, что надо делать, но только воз и ныне там. А руководители образования в чем-то даже походят на Дон Кихотов, взметнувших свои картонные мечи навстречу всепокрывающему бумажному валу.
Комментарий «УГ»Бумажная бюрократия – проблема, к которой наша газета обращалась не один раз (см. публикации в «УГ» №1 от 12 января, №10 от 9 марта, №22 от 1 июня 2010 года). Острота проблемы очевидна: излишняя отчетность «съедает» массу рабочего времени как у управленцев, так и у простых учителей. И количество бумаг не уменьшается, а, наоборот, только возрастает в последнее время. Как остановить поток бумажного вала? Сможет ли изменить ситуацию введение электронного документооборота?
Но может, все не совсем так и есть конструктивные идеи, способные что-то изменить? Увы, мой оптимизм в этом смысле остался неразделенным, более того, проведя небольшой блиц-опрос в управлениях образования, пришлось сделать совсем уж неутешительные выводы.
Первое: нижестоящие традиционно винят в бумажной бюрократии вышестоящих. Некоторые управленцы даже отказываются обсуждать эту тему. Причину называют одну – сто раз об этом говорилось, а толку никакого.
Второе: потребности в рабочей силе в промышленности и сельском хозяйстве сократились, а трудиться людям где-то надо. Результат – возросшее количество проверяющих и надзирающих структур, основное занятие которых – проверки, собирание отчетности, составление предписаний и выписывание штрафов. Кстати, примерно тем же объясняется увеличение статистических, мониторинговых и тому подобных институтов и организаций, которые не покладая рук исследуют наше образование и забрасывают школы требованиями провести очередной мониторинг или отчитаться «по следующим показателям».
Но, несмотря ни на что, нашлись среди моих собеседников те, кто действительно пытается что-то изменить. Рассказывает председатель Департамента образования города Липецка Анна Шамаева:
– У нас в рамках муниципальной системы оценки качества образования вся информация идет по компьютерной сети. Установлена специальная программа, которая сейчас переведена на платформу 1С, и вся необходимая нам информация из школ идет через эту сеть. Дублировать ее в бумажном варианте нет никакой необходимости, здесь все данные и по НСОТ, и по посещаемости, и паспортизация, и так далее. Но это на уровне муниципалитета. А в целом бумаг действительно очень много. От вышестоящих органов идет настоящий вал документов! И многие из них требуют ответов именно в бумажном варианте. Второй момент – небывалое количество проверок надзорных органов, я более тридцати лет работаю в образовании, но такого усиленного надзора в образовании еще не видела.
Основная проблема в том, что нет единых форм статотчетности на уровне Федерации, которые направлялись бы к нам по вертикали, чтобы мы точно знали, какую информацию и когда сдавать. И еще: как только происходят изменения в законодательстве или стартует новый проект, тут же усиливается шквал требований информации, которая часто дублирует друг друга или даже является устаревшей.
Говорит руководитель Управления образования города Воронежа Константин Викторов:
– Мы со своей стороны стараемся по возможности не увеличивать тот бумажный вал, о котором вы говорите. Задумались о проблеме уже давно, и именно для ее решения еще в 2002 году мы запустили электронную почту, которая частично освободила руководителей школ от перевозки бумажных документов. Еще я запрещаю своим сотрудникам запрашивать информацию, которую можно найти в электронном виде.
Считаю большим плюсом введение в стране «электронного правительства». Должен действовать принцип одного окна, и та информация, которая может быть запрошена в других службах и подразделениях, должна запрашиваться там, а не в школах в который раз. Например, отчеты по новой системе оплаты труда. После ее введения и областной департамент, и профсоюзы регулярно требуют предоставлять информацию, как изменяется оплата труда учителей. Раньше обязательности подачи таких сведений не было. Тем не менее подавать такую информацию необходимо, чтобы защищать социальные интересы наших педагогов.
Мы с 2008 года начали работу по проекту, который пока назвали «Аверс» и который включает создание электронного классного журнала и баз данных по учащимся и школьным работникам. Что это дает? Во-первых, более тесное общение со школами, мы сможем получать ответы, не отвлекая от работы ни директора школы, ни других сотрудников. Например, пришел запрос из милиции: обучается данный ребенок в школе или нет. Сейчас мы пишем письма в школы с требованием сообщить. А когда заработает новый проект, достаточно будет сделать запрос в электронной форме и за пять минут получить ответ.
Но возникает другая проблема – формирование и поддержание баз данных. Это тоже дополнительная нагрузка на школы, поэтому надо готовить соответствующих специалистов.
Комментарии