Весна, май, Последний звонок. У каждого с этим временем года свои ассоциации, свои воспоминания. Вначале мы ждем этого времени с трепетом, предчувствием чего-то нового, потом с легкой грустью провожаем наших взрослеющих детей на Последний звонок. И невольно вспоминаем свои школьные годы. А намного ли изменилась школа за последние 20 лет? На первый взгляд вовсе и нет. Те же звонки, уроки, выпускные экзамены. Но это на первый взгляд. А если всмотреться повнимательнее? Вы помните свой первый экзамен? Я помню, это было сочинение. Мы, 26 выпускников, получаем листочки со штампом, объявляются темы, закрываются двери, и мы шесть часов сродни великим писателям: выдумываем, дерзаем, творим. Отличники, хорошисты, троечники – все равны. Даже будущие медалисты «все на равных». А сейчас? Медалистов в прямом смысле «тянут за уши».
Загляните и увидите: рядом с претендентами на медаль сидит учитель и правит, помогает, а зачастую и пишет сочинение какому-нибудь чаду. Вот отсюда и идет неприязнь подростков к элитным детям. Вопрос «А чем мы хуже?» уже не возникает, а висит дамокловым мечом.
Бедных педагогов жаль. Не могут они перечить влиятельным родителям, школьной администрации.
И вот уже одноклассники начинают относиться плохо к кому-то ниже рангом. И это длится не год, не два.
«Мама, я больше так не могу, чем я хуже, почему одних тянут, а остальным, даже заслуживающим высший балл, занижают оценки? – говорит дочь. – Стоит ли жить, если мир так жесток и несправедлив?»
Ау, где вы, настоящие педагоги? Наставники, мастера, учителя с большой буквы. Я не верю, что их нет.
Выпускные экзамены… Из года в год одних тянут, других топят, одним и учитель в помощь, и шпаргалки (родители приносят копировальный аппарат и копируют страницы учебников, критические статьи). Другим в лучшем случае тексты со вступительной статьей и орфографический словарь. Вот так и приходит к детям уверенность, что мир, школьный мир, жесток и несправедлив. Уходят они из родных школьных стен с обидой на учителей, на удачливых одноклассников, на жизнь. Как и чем измерить душевную травму, полученную в школе? Если хоть один ученик уходит с обидой на учительский коллектив – значит, это уже минус школе. Учителя, посчитайте свои минусы, не больше ли их, чем плюсов?
Хочется, чтобы мое письмо нашло самый горячий отклик. Хочется, чтобы обиженных и униженных детей было меньше. Образование не значит образованность. Жаль, что в последнее время эти слова становятся все актуальнее.
В День защиты детей проводятся различные акции, марафоны, благотворительные концерты. Возникает какое-то ощущение, что на словах нам пытаются доказать – о детях заботятся. А на деле? Зайдите в школы, где начались в эти дни экзамены. Сколько невидимых миру слез проливают наши, казалось бы, вполне благополучные дети. А что говорить о сиротах, воспитанниках детских домов, детях-инвалидах? Каково им в нашем жестком, несправедливом взрослом мире?
Говорят, дети выносят все проблемы общества на поверхность. Своими побегами, уходами на улицу в никуда, неблаговидными поступками юные граждане нашей страны свидетельствуют – мир детства в опасности. Детям плохо в семье, в школе, в обществе… Но слышим ли мы их?
Римма ТРУБКУЛОВА, мама ученицы 11-го класса, с. Исянгулово, Республика Башкортостан
От редакции. Очень важную проблему подняла в своем письме наша постоянная читательница Римма Махмудовна. К сожалению, она не одинока в своих горьких выводах – в школе, как и в обществе, идет расслоение по имущественному признаку. А что думаете вы по этому поводу? Может, автор письма сгущает краски?
Комментарии