search
main
0

Однажды после поражения…

Одно из важных направлений модернизации армии России – совершенствование системы и принципов ее комплектования. 25 августа 2003 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу перехода к комплектованию военнослужащими по контракту ряда соединений и воинских частей до 2007 г. США приступили к профессионализации армии в начале 1970-х гг. Причем даже в этой стране с высокоразвитой экономикой переход к контрактной армии проходил отнюдь не гладко и занял не один год.

Изменение системы комплектования вооруженных сил США в 1973 г. определялось многими объективными предпосылками. Толчком же стало поражение в войне во Вьетнаме.

Воинская обязанность в США распространялась на все слои общества. На деле же вооруженные силы, как и у нас сегодня, были в основном рабоче-крестьянскими. Отсрочку или освобождение от призыва могли получить занятые на военном производстве, в бизнесе, медицине, религиозной деятельности. Студенты тоже имели право не служить. Представители высших и средних слоев общества, как правило, были далеки от войны во Вьетнаме и от военной службы вообще. К тому же серьезные масштабы приобрело уклонение от воинской обязанности, пацифистское движение, в том числе среди военнослужащих.

В самих вооруженных силах тоже были серьезные проблемы, например, – разобщенность между офицерами и рядовыми, представителями разных социальных слоев, межэтнические (расовые) противоречия. Эти причины служили катализатором отказа военнослужащих и целых подразделений от выполнения служебно-боевых обязанностей, широкого распространения коррупции. Наркомания и алкоголизм солдат и сержантов приняли массовый характер. Словом, наблюдались признаки разложения, криминализации и политизации воинских коллективов. Качественные показатели личного состава неуклонно снижались. Так, в 1964 г. доля призывников со средним образованием составляла 69%, а в 1972 г. – 67%. Широко применяющееся в США тестирование коэффициента интеллекта свидетельствовало о стабильном его снижении. Росло представительство национальных меньшинств, прежде всего – афроамериканцев.

Значительно вырос уровень преступности в войсках, случаев дезертирства и самовольных отлучек (в 1971 г. число «беглецов» превысило 240 тысяч).

В конце концов военно-политическое руководство США приняло решение о переходе к комплектованию вооруженных сил контрактниками-добровольцами. План, разработанный комиссией специалистов под началом министра обороны США

Г. Гейтса, предполагал постепенное сокращение числа призывников. Основа всей концепции – принцип материальной заинтересованности военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности (в том числе – по окончании военной службы по контракту), упорядочение служебного времени, предоставление возможности смены места службы, повышения общеобразовательного уровня.

План начали реализовать постепенно с 1971 г. Но и через 10 лет его цели до конца не были достигнуты. Престиж военной службы в обществе все еще был невысок. И многие вновь заговорили о необходимости возвращения к призыву.

Дело было не в недостатке желающих, а в их несоответствии предъявляемым требованиям. Так, вербовочный план предусматривал лишь 3% солдат-контрактников с начальным образованием. Фактически их было около 20%. Наблюдался отток квалифицированных специалистов «на гражданку». Особенно остро нехватка профессионалов проявлялась в ВВС, военно-морских силах, радиотехнических частях.

Автор исследования «Реформа 1973 года в армии США» С. Парфенов считает основной причиной перечисленных проблем то, что «в армию пошли прежде всего те, кто вследствие низкого образования и слабой материальной обеспеченности не имел равной с другими своими сверстниками перспективы в гражданской сфере: представители самых бедных слоев населения, негры, национальные меньшинства… Служба за плату формировала у рекрутов потребительское отношение к армии. К воинским обязанностям они стали относиться, как к работе в государственном учреждении или в частной фирме, где за любую сверхурочную работу можно требовать дополнительного вознаграждения. Регламентированный служебный день, проживание большой части рядового состава за пределами воинской части не замедлили сказаться на уровне сплоченности подразделений, падении дисциплины, возросли алкоголизм и наркомания среди личного состава».

Уровень профессиональной подготовки, общего образования, воинской и боевой дисциплины у свыше 70% заключивших контракт был ниже необходимого. Около половины солдат-контрактников, как и ранее, были представителями национальных меньшинств. В армии по-прежнему были конфликты на этнической (расовой) почве. Боевая и специальная выучка нуждались в коренном улучшении.

По мнению некоторых американских социологов, в частности, М. Бинкина, в 1970-е гг. профессиональную армию в США спасли… женщины. Выросло число военнослужащих-женщин, особенно среди квалифицированных специалистов.

Власть проводила долговременную масштабную политико-идеологическую агитационно-пропагандистскую (PR) кампанию. Она включала героизацию образа солдата, прославление участников боевых действий (в Гренаде, Панаме, Ираке). Уважительное отношение к американскому военному формировали представители власти вплоть до президентов США, которые традиционно праздновали «красных дней календаря» среди военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи вдали от национальной территории.

Почти полтора десятка лет понадобилось США для строительства полноценной профессиональной армии. К концу 1980 гг. наконец повысился образовательный (90% – со средним образованием) и профессиональный уровень военнослужащих.

Благодаря повышению материальной и социальной обеспеченности военных, целенаправленному формированию общественного мнения, повышению престижа военной службы армия перестала испытывать острую нехватку качественных людских ресурсов.

Ныне для кандидатов основной фактор привлекательности военной профессии – материальная заинтересованность. Но не исключаются и «чувство патриотизма, осознания необходимости выполнить свой воинский долг перед страной, гордость за вооруженные силы». До последнего вторжения американских войск в Ирак была стабильная тенденция к увеличению числа желающих перезаключить контракт для продолжения службы, возвращения в строй уволенных в запас.

Сегодня на содержание контрактников в США выделяется еще больше средств, чем в начале 1980 гг. – свыше половины всех оборонных расходов. Значительно расширен перечень льгот и компенсаций американским военнослужащим. Повысилось качество медицинского, жилищного, пенсионного и других видов социального обеспечения. Гарантирована возможность продолжения образования (получения гражданского высшего образования) не только по окончании контракта, но и во время прохождения службы.

Чтобы материальная оплата службы профессионала-солдата соответствовала ее общественной значимости, он должен получать несколько больше высококвалифицированного рабочего. Солдату-контрактнику США столько и платят.

Строя профессиональную армию, в США не забыли о системе морально-психологического и элементах духовного обеспечения. Большую популярность в армии завоевал эксперимент «КОХОРТ» (аббревиатура от трех слов: «сплоченность», «организация» и «обучение»). Он ведет к снижению перемещений личного состава, предполагает строительство жилых городков при воинских частях и обеспечение работой членов семей военнослужащих. Действуют и программы «Моральный дух, благосостояние и здоровье», «Моральное наследие и человеческое самосовершенствование», «Равные возможности» и другие, побуждающие военнослужащих к духовному и физическому самосовершенствованию, отказу от вредных привычек, полезному с точки зрения службы использованию свободного времени.

Мониторинг вооруженных сил США американскими военными социологами (А. Гэбриел,

Ч. Москос, Л. Сегал) показывает, что многие проблемы профессиональной армии не решены. Большую часть новобранцев и сегодня побуждает к службе не моральный долг, а невозможность, неумение или нежелание реализоваться «на гражданке», неуверенность в будущем, негативные социальные факторы. Аналитики утверждают: снижение уровня безработицы в США на 1% сократит число выпускников средних школ, желающих поступить на военную службу, почти на 10%. По их прогнозам, возможно ежегодное снижение количества молодого пополнения на 1 – 2%, это серьезное количественное снижение может привести и к падению качественных показателей контрактников.

Беспокоящим фактором остается удельный вес в армии представителей различных слоев населения. Более 30% личного состава ВС США – негры, латиноамериканцы и другие национальные меньшинства. В целом же в США их более чем в 2 раза меньше. В воинских коллективах они довольно часто объединяются по этническому (расовому) признаку и пытаются доминировать. Это приводит к конфликтам и в итоге к снижению боеготовности, а по большому счету к угрозе национальной безопасности.

Как считают аналитики, к солдатам-контрактникам в США относятся и будут относиться в мирное время, как к людям, использующим службу в качестве источника дохода ввиду неумения реализовать себя в гражданской жизни. В военное же время в армию по мобилизации будет призвана значительная часть населения, а другая будет работать в тылу для фронта. И здравомыслящие люди в США понимают, что обязанность по вооруженной защите страны можно переложить на солдата-профессионала только на безмятежное мирное время. Причем даже для не слишком масштабных военных действий за рубежом армию США пополняют призываемыми резервистами. На их подготовку тратят огромные деньги. То есть исключительно профессиональной армии нет даже в самой богатой, экономически развитой и политически амбициозной стране.

Как считают американские специалисты, для профессиональной армии характерны свои изъяны. Ее закрытость, корпоративность может стать источником недоверия общества к вооруженным силам, а также облегчить руководству страны их использование не только за рубежом, но и для решения внутренних проблем.

В США, как и в Великобритании, Германии, Франции, идет дискуссия о необходимости возрождения или сохранения призывной системы комплектования армии. Разумеется, не для борьбы с международным терроризмом. С ним по силам разобраться спецслужбам и относительно немногочисленному спецназу. А Китай вполне устраивают отнюдь не компактные вооруженные силы. В Израиле – всеобщая воинская обязанность, служба по призыву граждан обоих полов и затем – регулярные военные сборы. Американский же опыт заслуживает внимания. Но не бездумного копирования. Впрочем, такой задачи в отечественном военном строительстве нет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте