Не могу говорить о том, что профессия педагога – это мечта всей моей жизни; равно как и не могу утверждать то, что профессия учителя была выбрана мною осознанно… Напротив, в моем окружении был пример учителя, который твердил одну фразу: «Не становитесь учителями – это изматывает, отбирает силы…»
Но пришло время, нужно было определяться, и я, как и большинство молодых людей, ринулась поступать в педагогический вуз, не потому что имела цель стать учителем, а потому что нужно было куда-то поступить и получить документ об образовании. И на самом деле мне очень повезло, и это «куда-то» привело меня как раз туда, куда нужно. Да, профессия педагога изматывает, но она же приносит огромную радость и удовлетворение, когда видишь результаты своей деятельности. Конечно, как и все молодые учителя, я переживала перед первыми уроками, у меня буквально уходила земля из-под ног от страха. Было очень сложно осознавать себя в центре внимания детей. В этот момент чувствуешь себя как под микроскопом опытного ученого. Дети изучают, проверяют на прочность. И главное – выстоять этот экзамен на прочность, к которому не подготовят ни в одном вузе. И уверенность в себе приходит только тогда, когда твой урок четко продуман, логично выстроены его этапы.Проработав не так много времени в школе, я уже с уверенностью могу сказать, что учитель – это не тот, кто преподает предмет, даже если он это делает блистательно и на высоте. Учитель – это некий «универсальный механизм», выполняющий функции воспитателя, психолога, предметника, наставника, руководителя, просветителя и даже родителя. Учитель не проводник между взрослым миром и миром детей, он ближе к детям, он вместе с детьми, он во главе их. Учитель – старший товарищ. Интересна позиция о роли педагога в образовательном процессе у российского публициста и теоретика педагогики Симона Соловейчика: «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло – потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через нее и вывести ребенка к свету – осветлить его ум, просветить его». То есть в задачу учителя входит не только процесс передачи знания, но и постоянное пополнение своей копилки знаний, развитие любознательности, стремление узнавать больше нового, полезного, интересного. И тот, кто понял суть этого процесса и смог воплотить его в жизнь, достигает высот, его ценят и любят. И главным секретом таких учителей является то, что они учатся у детей. Не нужно бояться встать на ступень рядом с учеником и дать ему возможность сказать о том, как проще ему получать знания, что нравится, а что вызывает затруднения. Учитель, который открыт для сотрудничества с детьми, и сам научится тому важному, чего не напишут ни в одной методичке: видеть необычное в самом обыденном, смотреть на ситуацию с разных сторон, мыслить оригинально, справедливо, честно. Нина АНТИПОВА, учитель русского языка и литературы школы №664
Комментарии