search
main
0

«Однажды Ирина Ивановна спросила у меня, думал ли я о своем будущем…»

Вчерашние одиннадцатиклассники, блестяще окончившие школу в 2011 году, медалисты и стобалльники, победители олимпиад и научно-практических конференций, сегодня первокурсники лучших вузов столицы. Мы решили пригласить к разговору выпускников зеленоградской школы №1353 с углубленным изучением английского языка: студента первого курса химического факультета МГУ Евгения Гербера, студентку первого курса факультета иностранных языков МПГУ Наталью Мартьянову, студентку первого курса факультета логистики ВШЭ Анну Зайцеву, чтобы поговорить об их учителях, школьных проблемах.

– Ребята, у вас большой опыт общения с учителями – 11 лет обучения в школе за плечами. Каким же должен быть школьный учитель, чтобы на выходе из школы мы имели выпускника разностороннего, мыслящего, ответственного, умеющего свое мнение и высказать, и отстоять и в то же время терпимого к мнению других людей?Евгений Гербер: Во-первых, учитель должен искренне любить свою работу, относясь к ней не просто как к обязанности. В этом случае своим живым интересом он сможет заразить и своих учеников. Во-вторых, учитель должен творчески подходить к процессу обучения. Тогда он может реализовать индивидуальный подход к ученику или хотя бы классу, учитывая характеры своих учеников. В этом случае процесс обучения происходит более качественно. И конечно, учитель должен быть образованным человеком, который в идеале разбирается не только в своей области, но и в других областях, чтобы суметь с той или иной стороны подойти к каждому ученику. К примеру, кому-то может быть неинтересна литература. Но широко образованный учитель может так ее преподнести, что заинтересует и технаря, и гуманитария. Вообще это одна из самых сложных профессий, потому что, постоянно помня о целях, которые он ставит перед собой (то есть практически не отвлекаясь), учитель должен в то же время сохранять творческую направленность в обучении. Очень сложно это правильно совмещать.Наталья Мартьянова: Учитель, я думаю, должен в первую очередь обладать такими качествами, которые вызывают уважение и восхищение у учеников.- Можете привести примеры из своей школьной жизни, когда интерес к предмету проснулся благодаря учителю, когда учитель вызывал у вас огромное уважение, помог определиться с выбором?Анна Зайцева: Для меня это Татьяна Галлерт, которая вела у нас русский язык и литературу в 10-м и 11-м классах. Я это с большой уверенностью говорю, потому что мне есть с чем сравнивать. Татьяна Александровна может принять мнение, позицию любого ученика независимо от того, интересно это или нет, совпадает с ее мнением или нет. Бывает, что учителя говорят в таких случаях: «Нет, только то, о чем я говорила на прошлом уроке!» Будто бы у нас изначально не может быть собственного мнения.Наталья Мартьянова: Да-да, Татьяна Александровна всегда старалась понять нас и те мысли, которые мы высказывали. Даже когда ей порой приходилось их практически расшифровывать. Был такой момент в моей жизни, когда, придя в нашу школу в 5-м классе, я по русскому языку скатилась с пятерок на тройки, а в конце 11-го класса сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. И этот результат, и мой интерес к русскому языку и литературе – все это во многом благодаря Татьяне Александровне, ее мудрости, таланту, профессионализму, обаянию и тому огромному уважению, которое она у меня вызывает как человек и учитель.Евгений Гербер: Я учусь на химическом факультете МГУ, а интерес к химии проснулся благодаря моему школьному учителю Ирине Ладоновой. Я был отличником, и меня интересовали практически все предметы, при этом была гуманитарная направленность. А потом Ирина Ивановна заинтересовала меня химией. У нее большой педагогический стаж, свой предмет она знает идеально, достигнув определенного уровня, некоего школьного идеала, когда ученики побеждают в олимпиадах достаточно высокого уровня, она стала работать в другом направлении. Ирина Ивановна много внимания уделяет схематизации (нас она тоже пыталась этому научить), тому, чтобы ученики понимали материал. Когда задаешь вопрос тем, кто у нее учился, но не связан с химией, выясняется, что знают они довольно-таки много, то есть, невзирая ни на какие препятствия, эти знания попали в их головы благодаря Ирине Ивановне. Меня она сумела заинтересовать тем, что всегда старалась иллюстрировать то, что объясняла. Это могли быть просто словесные иллюстрации, яркие и убедительные. И еще она из тех немногих учителей, кто много внимания уделяет практике. У нас в школе очень мощная база для практической части, это тоже способствует развитию интереса к предмету. Кроме того, нам предлагали такие формы работы, которых я у других преподавателей не встречал. Мы искали ошибки в текстах учебников, делали разного рода конспекты, выполняли творческие задания, оценивались даже сочинения по химии. Это говорит о том, что учитель понимает: если в 11-м классе ученик не акцентируется на химии, то он должен получить базовые знания, которые будут уже иметь отношение к его кругозору. Человек может не знать, как реагируют щелочь с кислотой, но он должен знать, что бензин нельзя водой тушить. Это то, что действительно может пригодиться в жизни, и необязательно знать, почему так нельзя делать. Важно знать, что этого делать нельзя. Чем больше таких вещей отложится в памяти за время учебы в школе, тем лучше. Как получилось, что я «ушел» в химию? Однажды Ирина Ивановна спросила у меня, думал ли я о своем будущем. Я впервые сел и действительно подумал о своем будущем. Мне хватило одного дня, чтобы понять, что там, куда я собирался, а именно на юридический факультет, мне не место. Через пару лет я окончательно убедился, что сделал правильный выбор. Сейчас, когда я пишу курсовую работу, когда я обнаружил, что результаты ее положительные, то пусть это и маленький шаг в науке, но ощущение, что я к нему причастен, уже меняет сознание. Если получится, я бы хотел заниматься наукой, о преподавательской деятельности в будущем тоже думаю.Наталья Мартьянова: А на мое увлечение английским и последующий выбор будущей профессии задолго до этого повлияла учительница английского языка в начальной школе – прогимназии №1667 Анна Алексеева. Именно благодаря ее таланту любовь к английскому языку у меня и проснулась. Молодая, энергичная учительница, очень приятный в общении человек, она умела и заинтересовать нас, и понять. Нам всем она очень нравилась. А потом, когда в 5-м классе я перешла в школу с углубленным изучением английского языка, мне тоже очень повезло с учителем. С 5-го по 11-й класс у моей группы вела английский Марина Миронова. Английского языка у нас было много часов, так как школа с углубленным изучением, и мне это нравилось. Сейчас в университете мне нравится уже более серьезный уровень изучения.Анна Зайцева: Мне очень пригодились на первом курсе ВШЭ знания по английскому языку, и я благодарна своему учителю Ирине Барониной. Например, по макроэкономике нам задают смотреть видео на английском языке, и надо понимать на слух, о чем там говорится. Это сложно, но благодаря школьной подготовке я с этим справляюсь.- Вы уже в полной мере ощутили разницу в преподавании школьном и вузовском? Каковы впечатления?Наталья Мартьянова: Мне нравится в университете. В 11-м классе школы у меня было ощущение чрезмерного контроля, а мне на тот момент это было уже не нужно. Я и сама прекрасно понимала, что учеба нужна прежде всего мне, что это моя ответственность, мое ближайшее будущее, а в университете уже появилось желание занимать более активную позицию. И чувствую я себя намного свободнее, самостоятельнее, установка «это нужно мне» стала еще более отчетливой и осознанной. Если в школе порой какие-то усилия я предпринимала ради оценки, то теперь таких мыслей даже не возникает. В школе учителя постоянно напоминали о чем-то, приглашали на дополнительные занятия, предлагали помощь, советовали что-то. Теперь такого нет, в институте более деловые отношения, всех называют на «вы», в школе было как-то… по-домашнему.- А есть ли что-то такое, чему, на ваш взгляд, в школе надо учить иначе? Или, может, что-то было не совсем так, как хотелось бы?Евгений Гербер: Я, например, не сторонник профильности в старших классах, потому что если человек выбирает какой-то профиль, то он начинает мыслить по шаблону, что остальное ему уже не нужно. Сдают всего несколько экзаменов, выбирая нужные, сами сознательно ограничивают свой кругозор. Я считаю, что знания в разных областях очень важны. Никогда не знаешь, что пригодится, тем более что многое сейчас происходит на стыке наук. К тому же на школьном этапе трудно сказать однозначно, к чему у человека есть склонность, а к чему нет. Поэтому я за крепкую общеобразовательную школу советского образца. Или если уж профиль, то могу привести в пример химический лицей №1303. Там не только химию отлично знают, но при этом еще и математику, и историю, и физику, и литературу, и языки. Эти ребята могут выиграть Всероссийскую олимпиаду по химии, а заодно и по русскому языку. Вот такой профиль я поддерживаю. А еще в школе очень многое делается по шаблону. Детям дают уже готовое знание, поэтому недостаточно развивается способность самостоятельно мыслить. Вместо этого мы мыслим стереотипами. По этой причине страдают в широком смысле и образование, и наука. Но рано или поздно человек сталкивается с тем, что надо думать самому, очевидно, что способность к самостоятельному мышлению должны развивать на протяжении всей учебы в школе. Тема проектной деятельности обязательно должна быть актуальной, то есть помогать школьному процессу, иначе в ней нет смысла. Не знаю, чья вина в том, что это не так, может, мы сами не умеем воспользоваться тем, что делаем. Может быть, нам неправильно преподносят, а может, такие задания идут сверху, которые никак не привязаны к конкретике, практике. Получается, теоретическое образование у нас хорошее, но оно оторвано от жизни.Наталья Мартьянова: Проблема с профилями еще и в том, что не всегда есть возможность подобрать подходящий, тогда приходится выбирать, как говорится, из двух зол меньшее. Многопрофильность должна быть очень хорошо проработана. В старших классах у нас было достаточно много проектной деятельности, но, как правило, тема была не очень интересна, не было свободы выбора, творчества. А вот в изучении иностранного языка практическая, жизненная сторона – это говорение. Мне кажется, в наших школах недостаточно внимания уделяется именно развитию коммуникации.- Как повысить качество образования? Есть какие-то предложения?Наталья Мартьянова: Странно, что в институтах при поступлении на педагогическую специальность невысокие проходные баллы… Это неправильно. Многие проблемы, которые возникают в школе у детей, могли бы, мне кажется, снимать обычным пониманием со стороны учителя. Вместо повышенного тона и давления – доброжелательность, поддержка. К примеру, кто-то боится отвечать у доски. Над этим, конечно же, надо работать. Это психологическая проблема, которая сказывается на результатах учебы. У нас преподавала математику Галина Сакович, добрый и мягкий человек, так вот когда она вызывала к доске тех, у кого с этим были проблемы, они могли спокойно выдать свои знания. Но бывает и иначе.Евгений Гербер: Нужен приток молодых учителей. Обязательно. Еще чем меньше человек в классе, тем выше качество образования. Если бы классы не были такими большими, то и качество обучения было бы лучше. У учителя много обязанностей, но практически нет прав. То есть любой родитель, который решит, что его ребенка в школе обидели, может прийти и высказать это учителю. Если как-то изменить эту ситуацию, профессия учителя перестанет быть такой неблагодарной. Но это очень сложный вопрос.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте