search
main
0

Одна против системы,. или Куда исчезли деньги на обучение больного ребенка

Когда сын учился в седьмом классе, Марина Долгих увидела сайт Сибирской школы нового поколения при коммерческой Многопрофильной академии непрерывного образования. Как значится на сайте, у нее два режима работы: обычной дневной школы и репетиционный, который «предоставляет услуги по общему образованию детям, находящимся на семейном обучении». Арсений к тому времени два года провел большей частью в больницах, и Марина думала, как его социализировать. Жили они тогда в интернате Рогозинской школы, где она работала учителем русского языка. В ветшающем селе за 300 верст от города работы нет, народ кормится в основном натуральным хозяйством. Молодежь жить здесь не рвется, а Сеня мечтал быть врачом. Марина решилась на переезд.

Так вышло, что она осталась без жилья – муж ушел, устав от болезней сына, – внезапно: собирались переезжать туда, где потеплее, продали квартиру… Деньги так и остались у него. Сняла халупу, устроилась в школу, куда пошел и сын. Быстро выяснилось, что ему тяжело выдерживать не столько сам процесс обучения, сколько массу времени, на которую он растягивается. Марина вспомнила про Сибирскую школу при МАНО, где к тому же обещали усиленно давать нужные сыну химию и биологию. Очень ей хотелось дать ему нормальное образование. В конце лета 2016 года их с Арсением пригласили на родительское собрание.­­- Народу собралось много, – рассказывает Марина. ­- Педагоги нам объяснили, что мы можем получать у них «репетиционные» услуги за счет бюджетных средств, находясь на семейном обучении. Показали лицензию, сказали, что надо только написать заявление в Департамент образования, а учиться будем приходить в академию – в день три предмета парами, 6 человек в классе, в субботу и воскресенье отдыхаем. Оформили документы, Сеня стал учиться с радостью – обучение практически индивидуальное. Платила я по 3000 рублей в месяц, остальное должен был восполнить бюджет.Через полгода им выдали бумаги, чтобы оформить выплаты на семейное образование в Департаменте образования. В январе на специальный счет в банке пришла приличная сумма. Как и договаривались, Марина отнесла их в школу. Это потом она поймет, что в договоре с МАНО ни строчки о семейном образовании, уговор был устным.В мае, когда Сеня уже оканчивал 9‑й класс, Марина опять повезла бумаги на выплату за семейное образование в департамент. И вдруг в том же отделе, где помогали оформлять их в первый раз, стали объяснять, что это незаконно.- Ничего не поняла. Почему? В департаменте сказали, что регистрация у нас просрочена. Родственники не захотели прописывать, купить – денег нет, экономлю копейки, чтобы накормить сына получше. Только какое это отношение имеет к образованию ребенка? Ведь эти деньги выделяются государством по федеральному закону.Перед выпускным позвонили из МАНО, заявив, что аттестат мальчику не выдадут, поскольку обучение во втором полугодии не оплачено. При этом поликлиника лечит, несмотря на отсутствие регистрации, даже выделили Арсению бесплатную путевку в санаторий для реабилитации онкогематологических больных. Марина звонила, писала и в департамент, и в министерство. В начале августа аттестат все же вручили со словами: «Ничего, в рассрочку рассчитаетесь».Почему она должна рассчитываться, Марина так и не поняла. Сумма набегала изрядная – около 70 тысяч рублей. Из департамента на письменный запрос ответили, что кроме просроченной регистрации есть еще один грех: «Из договора, заключенного с некоммерческой образовательной организацией, следует, что МАНО обязуется предоставить услугу, а заказчик обязуется оплатить обучение по программе основного общего образования дневной формы обучения… По условиям договора Арсений Долгих зачислен в образовательную организацию МАНО, что подтверждает факт отсутствия формы семейного образования…»По совету юриста из благотворительного фонда «Подари жизнь», куда обратилась за помощью, Марина попросила разъяснений в вышестоящей организации – Министерстве образования Омской области. Ответ за подписью министра образования Омской области Татьяны Дерновой гласит, что порядок выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного утвержден Минобром области в июне 2015 года. Согласно ему «право на получение выплаты имеет один из родителей, если родитель и ребенок проживают на территории Омской области, а ребенок в текущем году имеет положительные результаты государственной итоговой или промежуточной аттестации по итогам освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы по всем учебным предметам».А дальше: «В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 года «О праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения реализация прав и свобод граждан, обеспеченных Конституцией Российской Федерации». В списке документов, требуемых министерством для оформления выплат, значатся «свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка, не достигшего 14‑летнего возраста, либо паспорта родителя и ребенка, достигшего 14‑летнего возраста, с отметкой о регистрации по месту жительства». И тут же странная оговорка: «При этом перечень документов, подтверждающих факт проживания (пребывания) на территории муниципального образования, является открытым». Смысл, в общем, понятен: прописка – дело добровольное, а право на образование гарантируется Конституцией РФ. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает различные формы его получения с учетом потребностей и возможностей личности. И поскольку при выборе семейной формы образования у родителей возникают обязательства по обеспечению обучения, согласно письму Минобрнауки России от 15.11.2013 г. органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления осуществляют полное или частично финансовое обеспечение такого обучения.В качестве основания для отказа в выплате спорной компенсации Департамент образования в своем письме указывает кроме отсутствия прописки и то, что Арсений получал образование не в семейной форме, поскольку был зачислен в МАНО. Юрист Тимур Темиргалиев считает, что довод не соответствует действительности, поскольку сложившиеся отношения между Долгих и академией свидетельствуют о том, что Арсений во второй половине 2016‑2017 учебного года получал общее образование именно в семейной форме:- Об этом также говорит и тот факт, что Марина Долгих получала от Департамента образования администрации города Омска соответствующую компенсацию.Марина была уверена, что ее защищает государство. Но в начале января этого года пришли документы из суда: Сибирская школа потребовала с нее взыскание компенсации. В суде она, впрочем, разъяснила, что департамент денег пока не выдал, и дело приостановили. Не надолго – весной возобновили снова, и уже летом Марина его проиграла, судья, несмотря на все доводы, включая странные объяснения министра, решил, что деньги она должна вернуть.- То, что Сибирская школа ввела нас в заблуждение, суд не воспринял. Я честно не понимаю, деньги на Арсения Долгих, где-то в анналах департамента зарегистрированного как получающий семейное образование, ведь выделены департаменту? Куда они делись? Где осели?  – задается вопросом Марина.Теперь Марина вынуждена подать в суд на Департамент образования, требуя выплатить деньги. Она по-прежнему продолжает считать себя имеющей право на компенсацию. Директор Департамента образования Инна Елецкая, за подписью которой приходят письма все с теми же поводами для отказа – отсутствие регистрации и четкого договора, по-прежнему считает, что никакого такого права у Марины Долгих нет. Ее можно понять: платить департаменту нечем. Обязательства по компенсации «семейников» брало на себя правительство Омской области, но уже в 2013 году попыталось внести в закон изменения, пытаясь ее отменить якобы из-за отсутствия контроля над родительским обучением. Отменить не удалось – причина не выдержала критики депутатов областного Заксобрания, ибо уровень знаний контролируется самими же органами образования. Тогда областное правительство просто передало эту тягостную обязанность нищим муниципалитетам, которые отбиваются как могут. Чиновники, пытаясь усложнить получение выплат родителями «семейников», запутались сами.

Наверное, ситуацию могла бы разрешить директор Сибирской школы Надежда Гам, по-человечески посочувствовав своему ученику, борющемуся с онкологией. Или доктор педагогических наук Владимир Гам, бывший когда-то директором Департамента образования, а затем основавший ­МАНО. По-педагогически и, так сказать, финансово. Сумма для него, организовавшего неплохой бизнес в школах Омской области по подготовке детей к ЕГЭ, незначительная. Да и в благотворительности замечен прежде не был, почему бы не начать? Но лето: телефоны МАНО не отвечают, департамент по-прежнему шлет отписки. Марина Долгих осталась один на один с системой омского образования и болезнью сына…

Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте