Летним вечером тихо в школе… Обновленные классы и пахнущие свежей краской коридоры ждут своих мальчишек и девчонок. Скучают по детям библиотечные книжки и портреты писателей на стенах…
Лишь в школьном музее слышны негромкие голоса. Это мы – я, молодой учитель истории Екатерина, теперь уже Екатерина Владимировна, и моя коллега, учитель истории Светлана Викторовна, – готовим к открытию музейную экспозицию.
Коллега… Разве можно вместить в этом слове отношение к человеку, который ввел меня, почти девчонку, в профессию, протянул руку помощи, поставил рядом с собой и назвал коллегой?
Наставник… Это слово подходит больше всего, хотя Светлана Викторовна никогда не наставляет открыто и прямо. Ее советы – это скорее сомнения и вопросы. Отвечая на ее предложения, чувствуешь себя соавтором общего педагогического решения.
Светлана Викторовна за два года наставничества открыла мне десятки учительских секретов и приемчиков: как стать для учащихся старшим товарищем, не уменьшая дистанцию; сколько нужно молчать, чтобы в классе наступила тишина; как ответить на вопрос учащегося, если не знаешь ответа, и многие-многие другие.
А история! Конечно, я выбрала себе педагогическую специальность по душе. С детства много читала об исторических деятелях разных эпох, интересовалась прошлым своего края, занималась историческими исследованиями в университете и всегда мечтала поделиться своими знаниями. Но Светлана Викторовна показала мне эту серьезную науку с другой стороны. Ведь учитель истории в современном мире не только носитель информации, он аналитик, пропагандист, идеолог. Вместе со своей наставницей мы всегда обсуждаем новости, продумываем, в каком ключе выстроить параллели между историческими и современными событиями.
Бывая у Светланы Викторовны на уроках, я учусь тому, как показать личностную значимость знаний о законах общества для каждого учащегося, приводить интересные примеры, анализировать с ребятами жизненные ситуации. В ее руках становятся волшебной палочкой и указка, и мел, и стилус мультиборда. Она само остроумие, самоирония, артистизм.
Но учитель – это не только компетентность в предметной области, это человечность. Очень важно молодому учителю нащупать эту тонкую грань отношений с подростками: демократичную, но не либеральную, строгую, но не жесткую, дружескую, но не панибратскую.
Светлане Викторовне, всегда окруженной ватагой учащихся разных возрастов (и пытливых историков, и юморных кавээнщиков, и ответственных дежурных), легко владеть ситуацией, в ее арсенале строгость и улыбка, личностный подход и железные аргументы.
Моя копилка педагогического искусства только начинает наполняться, но я стараюсь и издали, и рядом наблюдать за мастером и учиться у него.
Мне приятно, что и наставник пользуется моими подсказками. Ей интересны новинки информационных технологий и молодежной культуры.
Мы в школьном музее, созданном, конечно, Светланой Викторовной.
Кому, как не ей, знать все повороты школьной истории, если она пришла в эту школу семилетней девчушкой, вышла будущей студенткой исторического факультета и вернулась хорошим учителем – хранителем школьных традиций и школьного духа.
Светлана Викторовна бережно расставляет на полки экспонаты: вот ее школьный фартук, ученическая тетрадь ее подружки-одноклассницы, фотографии учителей…
С особым трепетом Светлана Викторовна берет в руки медали: «Смотри, Катя, это награды моего учителя истории, фронтовика».
Я не задумывалась раньше, что у моего наставника был свой наставник, свой учитель истории и свой учитель профессии. Предугадав мой вопрос, Светлана Викторовна сама начала рассказывать о своих учителях, показывая фотографии. Это была благодарственная ода тем, кто учил, а потом стал ее коллегами.
Так из поколения в поколение на нашей земле передаются секреты учительской профессии, ключики к детским сердцам, гордость за свой нелегкий, но очень важный труд!
Свет в школе погас. Школьный музей готов через несколько дней встретить шумных и любознательных ребят и удивить их интересными экспонатами. Один из них – фотография озорной девчонки в пионерском галстуке, их любимого учителя истории.
Мы идем со Светланой Викторовной по вечернему городу. Не верится, что через пару деньков начнется новый учебный год: новые уроки, заботы, тревоги.
Сложно быть учителем, но, если рядом старший наставник и друг, любые трудности по плечу.
Уважаемые наставники 70‑х годов ХХ века! Вы можете гордиться своей ученицей, она стала замечательным учителем.
Возможно, и меня когда-нибудь назовут учителем-наставником мои молодые коллеги.
Екатерина БЕНЯШ, учитель истории школы №114 имени Симона Боливара Минска, финалист конкурса «Старт в педагогику»-2023
Комментарии