Должна ли быть на всех школьных компьютерах установлена одна операционная система (ОС) или их количество должно увеличиться? Нужно ли учить детей работе только в Windows или преподавать им еще Linux и Macintosh? В чем преимущества и недостатки разнообразия ОС? Эти вопросы мы обсуждали в разговоре с заместителем директора по информационным технологиям, учителем информатики единственного в Санкт-Петербурге лицея информационно-коммуникативных технологий №590 Натальей БАРАНОВОЙ.
– Вопрос об альтернативных ОС можно считать назревшим. До какого-то момента ситуация по Петербургу была следующая: нам поставлялись компьютеры либо вообще без программного обеспечения, либо фирмы ставили на них какие-либо ОС, но без лицензии. Все, что было нужно, покупалось нами на рынке и устанавливалось дополнительно.
Однако последние три года городской Комитет по образованию поставки и закупки компьютерной техники осуществляет с лицензионной ОС Windows XP. Что касается офисных приложений, то лицензия на продукты фирмы Microsoft оffice не закупается, вместо нее поставляется бесплатная программа Open office. Она по своему потенциалу удобна, так как работает со всеми форматами документов и полностью совместима с другими программами. Комитет также централизованно закупает программное обеспечение по отдельным предметам.
Если говорить о компьютерах общего назначения, то есть тех, что установлены в кабинетах информатики, то одной ОС и пакета Open offise для курса информатики недостаточно. Нам необходимы большие пакеты для работы с растровой и векторной графикой.
– Наталья Сергеевна, сейчас в качестве альтернативной ОС все чаще упоминают Linux. В чем ее преимущества?
– Начнем с того, что это бесплатное программное обеспечение, которое включает в себя не только дистрибьютив, но и весь комплект программ, необходимых для работы, включая редакторы растровой и векторную графики, настольно-издательскую деятельность и так далее.
В плане перехода школьников на эту ОС я не вижу никаких сложностей. Конечно, нужно решить вопросы по подготовке кадров для того, чтобы можно было работать как с Windows, так и с Linux. Пугать может только перспектива коммерциализации этого бесплатного программного обеспечения. А у нас оно действительно может стать коммерческим продуктом, так как появляется все больше и больше фирм, берущих на себя сопровождение по установке данного программного обеспечения.
Следует также учитывать, что Linux включает в себя не только бесплатное программное обеспечение, но и коммерческие программы, созданные на основе открытых кодов. А если на базе появляется инструментарий и создаются новые продукты, то они уже имеют определенную стоимость. В общем, неизвестно, в каком направлении все будет развиваться. Поэтому в идеале, на мой взгляд, в школе компьютерные классы должны быть оснащены машинами, на которых Linux установлена как вторая ОС.
– Детей нужно знакомить со второй ОС только потому, что она существует, или из соображений, что когда-либо они с нею столкнутся?
– Концепция нашего курса информатики не нацелена на обучение работе с конкретным программным продуктом. Мы должны объяснить детям основные функции ОС, сказать, зачем она вообще нужна. А все ОС имеют одинаковые функции. Их идеология и состав в принципе похожи. Поэтому когда мы будем вести обучение с таким вектором направленности, то освоение какой-либо ОС – это дело времени. Мы должны дать ребятам базу знаний с тем, чтобы потом они могли самостоятельно ориентироваться в выборе ОС.
То же самое при работе с текстами, векторной и растровой графикой: принципы во всех программах заложены одни и те же. Посудите сами, когда водитель получает водительские права, он ведь получает их не на какое-то конкретное транспортное средство. Задача нашего курса – подготовить детей именно к такой ситуации. Должна присутствовать свобода выбора. Если мы будем говорить только о программных продуктах фирмы Microsoft, то это явно ограничит выбор. Почему важен переход на другую ОС? Он дает ребенку и родителям понимание того, что существует много разных систем.
– В вашей школе уже введена альтернативная ОС?
– В компьютерном классе, где у нас стояло нелицензионное программное обеспечение, уже поставлен продукт Linux. Второй класс мы тоже снабдим этой ОС. А новый, где у нас стоит лицензионная Windows, мы предполагаем обеспечить Linux в качестве второй системы.
– Насколько готовы преподаватели к работе с двумя ОС?
– В этом плане проблемы у нас не возникло. Конечно, альтернативная ОС новая для всех, но все готовы учиться. Невозможно быть учителем информатики и не присматриваться к современным технологиям. Трудности, на мой взгляд, могут возникнуть из-за того, что все это требует больших затрат времени. В школах нет должностей системного администратора и инженера по обслуживанию техники.Поэтому все эти функции ложатся на учителя информатики. Лет десять назад за это полагалась ощутимая добавка к зарплате. Сейчас, несмотря на то что и разнообразие программных продуктов стало больше, и техника гораздо совершеннее, материальное поощрение учителю информатики не положено.
Сегодня учителя-предметники активно используют информационные технологии на своих уроках. Однако здесь могут возникнуть сложности с выбором программного обеспечения. Нынешняя система повышения квалификации ориентирована на программные продукты компании Microsoft. Если школа перейдет на другую ОС, то предметнику опять придется переучиваться.
В школе обязательно должен быть методист по использованию информационных технологий в предмете. Но система повышения квалификации пока что рассчитана в основном на освоение компьютера, а не на методические аспекты его применения в профессиональной деятельности. Конечно, каждый учитель может делать свои продукты, но ведь существуют определенные стандарты, особенности, правила, целесообразность применения. Как раз этому и нужно учить педагогов.
Санкт-Петербург
Комментарии