Практические занятия и теория, бурные дискуссии и знакомство с образовательными учреждениями – все вместил в себя почти недельный межрегиональный семинар, посвященный правовому обучению учителей в рамках российско-шведского проекта, прошедший в Чите. В Читинской области проведение профсоюзных кружков начали практиковать в 2003 году, и теперь областной организацией накоплен определенный багаж знаний, которым не грех поделиться с коллегами. Но, как известно, одна голова – хорошо, а две – лучше. В любом деле, требующем творчества, развиваться можно до определенного предела, затем обязательно потребуются свежие идеи и мысли, а начинателям нового – опыт знатоков. Этот непреложный закон испытали на себе и участники межрегионального семинара. Среди них были гости из Красноярского края, Бурятии, Тывы и Хакасии, которые при помощи читинских коллег – председателя обкома Нины Окуневой и заведующей отделом организационной работы Галины Корженко – уже начали проводить профсоюзные кружки, а также иркутяне, приехавшие узнать, что же представляет собой российско-шведский проект.
Хозяева показывают мастер-класс
Организаторы программу семинара до предела заполнили приятным и полезным. Знакомство с Читинским районом и его руководителями – главой администрации Владимиром Бутрием, заведующим отделом образования Анатолием Грудининым, а также заместителем главы администрации по социальным вопросам Владимиром Шадаповым получилось весьма познавательным.
Специфика Читинского района в том, что он находится в двояком положении: близость к областному центру, с одной стороны, идет на пользу, а с другой – создает неравную конкуренцию. В образовании этот процесс виден наглядно. Школам Читинского района приходится, как говорится, держать марку, дабы не растерять своих учеников. И им это удается. Явного оттока детей в городские школы нет. В этом заслуга учительских коллективов, внедряющих инновационные программы и повышающих качество обучения. К примеру, за два года действия национального проекта «Образование» три школы Читинского района получили гранты по миллиону рублей, а 15 учителей – премии по сто тысяч.
В районе стремятся повышать не только качество образования, но и правовую грамотность самих педагогов. Елена Шестакова, председатель Читинской районной организации профсоюза, еще и руководитель районного профсоюзного кружка. В школе села Шишкино она провела кустовое занятие на тему «О пенсии думаем заранее», участниками которого стали педагоги предпенсионного возраста. Каждый принес свою трудовую книжку и под руководством Елены Викторовны смог разобраться, имеет ли он право на льготную пенсию, какие ошибки в записях необходимо исправить, какие документы отыскать, чтобы заполнить бреши. В ходе кружка учителя могли задавать вопросы присутствовавшим здесь специалистам Пенсионного фонда, а также эксперту, главному правовому инспектору обкома Ирине Бизяевой.
Заседание оказалось весьма полезным и гостям. Многие по ходу занятия усердно делали записи в своих блокнотах, а по окончании даже разгорелась небольшая дискуссия.
На следующий день участники семинара, разбившись на группы, посетили еще два профсоюзных кружка. Учителя 2-й школы Читы на примере собственного коллективного договора изучали, что такое социальное партнерство, его принципы, а затем разбирали конкретные ситуации с учетом положений локального нормативного акта, городского соглашения и Трудового кодекса РФ. Таким образом, они узнали, зачем нужен коллективный договор конкретному педагогу. Кстати, по мнению участников межрегионального семинара, в школе он весьма удачный. Например, по настоянию профкома в колдоговор включен пункт о том, что работник не может быть уволен ни по какому основанию, если ему до пенсии осталось два года. Этот пункт, как рассказала председатель первичной профсоюзной организации Лариса Кривеня, появился не просто так. Однажды в коллективе возникла подобная ситуация, и профсоюзу пришлось вмешаться, чтобы разрешить ее в пользу работника.
Занятие профсоюзного кружка не ограничилось правовым просвещением. Гостей интересовало все: как взаимодействуют администрация и профсоюзный комитет, насколько оно удачно, каким образом они решают возникающие проблемы. На это директор школы Ирина Репина ответила, что профсоюз – ее опора, что им удается сотрудничать во всех отношениях. И если надо, она обращается за мотивированным мнением профсоюзного комитета.
– Мы все делаем в рамках закона, – отметила Ирина Григорьевна.
Пока одни участники межрегионального семинара знакомились с коллективным договором школы №2, другие в селе Засопка Читинского района изучали преимущества и недостатки получения зарплаты по пластиковой карте. Представитель банка подробно и доходчиво объяснял, что приобретают педагоги, получая такую карточку.
В поисках интриги
Практическая часть семинара плавно перетекла в теоретическую на «круглом столе», состоявшемся по окончании всех занятий. Руководители трех профсоюзных кружков из города Борзи, поселка Могойтуй и станции Степь Читинской области рассказали, каким образом они проводят учебу, и какие проблемы приходится при этом решать. Свой опыт все иллюстрировали электронной презентацией. Гости не остались в стороне и тоже поделились опытом, тем, что уже успели наработать.
Самое сложное, сделали вывод семинаристы, – это подобрать тему и заинтересовать педагогов. Например, Лариса Панкова, руководитель кружка школы №4 города Борзи, призналась, что использует метод интриги, чтобы привлечь работников. Как-то Лариса Николаевна рассудила, что всех педагогов охватить все равно не получится. Ведь если на занятие придет целый коллектив, то выйдет просто собрание, а не разговор по интересам. Поэтому однажды она в учительской повесила объявление, что на кружок, посвященный начислению зарплаты, приглашаются учителя только начальных классов. Как и ожидалось, это вызвало бурное негодование оставшейся части коллектива. Таким образом, явка на занятия кружка была обеспечена.
– Педагоги ведь, как дети, – заключила Лариса Николаевна. – Они очень эмоционально на все реагируют. Как и детей, их можно заинтриговать.
О том, каким образом рождаются темы для занятий, рассказала Наталья Типаева, руководитель профсоюзного кружка школы станции Степь Оловяннинского района.
– Чтобы узнать, какие проблемы волнуют коллег, я прошу руководителей методобъединений опросить педагогов, – говорит Наталья Юрьевна. – Или, учитывая ситуацию и настроение в коллективе, сама подбираю тему и разрабатываю ее. Для педагогов начало учебного года – это всегда стресс. Необходимо составлять расписания, знакомиться, если нужно, с новым классом и так далее. Работа учителя сопряжена с большой психологической нагрузкой, именно поэтому педагогам нужно уметь снимать стресс, владеть методами релаксации.
Так, в октябре в сельской школе состоялся профсоюзный кружок «Что такое стресс и как с ним бороться». На занятие был приглашен психолог, который рассказал учителям о способах психологической разгрузки и тут же продемонстрировал их. Упражнение под названием «мандала» так заинтересовало участников «круглого стола», что Наталье Юрьевне пришлось поподробнее познакомить коллег с этим методом отражения эмоционального состояния.
Агинский Бурятский автономный округ в социальном плане считается весьма благополучным. Здесь нет задержек с выплатой зарплаты, условия труда для педагогов созданы самые комфортные. Ежегодно в строй вводится несколько объектов социальной сферы – школы, детские сады, интернаты.
В школе поселка Могойтуй, которая считается одной из лучших не только в округе, но и в России, действует несколько кружков для работников: туристический, кулинарный, швейный и, конечно же, правовой.
– Тема «Моя заработная плата», – поделилась руководитель кружка Дарицырен Дармабазарова, – сегодня наиболее востребована. С первого сентября этого года в округе введена новая система отраслевой оплаты труда. Все это вызывает множество вопросов, которые удается разрешать, в том числе и на занятиях правового кружка.
Все, о чем рассказали представители округа, своими глазами участники семинара смогли увидеть на следующий день. А пока за «круглым столом» они обсуждали вопросы: сколько же раз в год целесообразно устраивать занятия кружков и как привлечь к их проведению профсоюзных активистов?
– Для нас это очень больная тема, – откровенно сказала Лариса Торопова, председатель Ширинского райкома профсоюза Республики Хакасия. – Привлечь к такой работе людей довольно сложно, хотя вопросов много и необходимость в проведении профсоюзных кружков есть. Поэтому пока приходится одной вести эту работу.
Людмила Афанасьева, председатель Саяногорского городского комитета профсоюза Хакасии, отметила, что организует обучение поэтапно: сначала она проводит занятия для председателей первичек, а затем уже они – для своих членов профсоюза.
О другой проблеме рассказала Нина Васильева, председатель Богучанского райкома профсоюза из Красноярского края. Несмотря на то, что сам способ подачи информации посредством проведения профсоюзных кружков оказался весьма эффективным, название среди педагогов никак не приживается. А вот в Абанской районной организации, также из Красноярского края, по словам ее председателя Ларисы Литус, к названию «профсоюзный кружок» никто претензий не предъявлял, наоборот, учителя еще и символику свою придумали.
Алексей Монголонов, председатель комитета профсоюза Республики Бурятия, уверен, что сегодня правовое просвещение педагогам особенно необходимо: «Остро стоит вопрос о переходе на новую отраслевую систему оплаты труда. В Бурятии в некоторых школах ОСОТ уже введена, что повлекло за собой вал вопросов со стороны работников образования. В такой ситуации работа профсоюзных кружков нужна как никогда. Необходимо сеть расширять и работу совершенствовать. Наше участие в межрегиональном семинаре в Чите пришлось как нельзя кстати».
Обсудив все нюансы кружковой работы, участники семинара сошлись на том, что тематику занятий необходимо подбирать исходя из ситуации, а председателей первичек нужно постепенно освобождать от дополнительной нагрузки в виде руководства кружками.
Все предложения, высказанные участниками, были внесены в рекомендации «круглого стола» и единодушно приняты.
Агинское:
таким должно быть будущее
Еще долго по окончании «круглого стола» участники семинара обсуждали общие проблемы. Но они немного отошли на второй план после посещения окружной гимназии и детского сада поселка Агинское. Агинский Бурятский автономный округ не зря славится развитой социальной сферой. Здесь умеют ценить и беречь то, что имеют. В этом убедились и гости.
Первым объектом для знакомства стал новенький детский сад «Солнышко». Шикарное благоустроенное здание, рассчитанное на 200 детей, произвело впечатление на всех. Здесь оборудован компьютерный класс для малышей с крошечными столиками и стульчиками, комнаты релаксации, фитобар и зимний сад, уголки юного патриота, бурятской и русской культуры, мини-музей и изостудия, просторные игровые комнаты и многое другое. Участники семинара сошлись на том, что именно такими должны быть садики для всех детей.
Заведующая Ольга Татаурова без ложной скромности похвалилась своим коллективом: все, что увидели гости, сделано руками воспитателей, их помощников и технического персонала. Между администрацией «Солнышка» и профсоюзной организацией во главе с Зинаидой Гантимуровой налажены хорошие партнерские взаимоотношения, что сказывается на атмосфере в детском саду. Здесь нет кадровых проблем, коллектив сплоченный и дружный.
Окружная гимназия произвела на гостей не менее сильное впечатление. Новое здание, светлые классы, оборудованные по последнему слову техники, компьютеры, интерактивные доски и даже стоматологический кабинет. Последнее удивило и без того «ошарашенных» гостей. Как оказалось, подобное вполне по силам внедрить и в других школах. Гимназия заключила договор о сотрудничестве с одним из лечебных учреждений поселка, в итоге несколько дней в неделю в школьном стоматологическом кабинете ведет прием врач.
В этом учебном заведении также сложился удачный тандем – директор Ага Батомункуева и председатель первички Ирина Саганова работают в единой связке. Эффект, как говорится, налицо. Педагоги полностью отдают себя работе и своим ученикам, о чем свидетельствуют многочисленные награды: дипломы и почетные грамоты за участие в конкурсах, в числе которых есть и международные.
Окончательно поразило гостей то обстоятельство, что все работники образования Агинского района состоят в профсоюзе. Секрет такого явления Светлана Ванданова, председатель райкома, раскрывать не стала. Но заметила, что это результат сотрудничества администрации и профсоюзной организации.
Бальжит Дамбаева, заместитель главы администрации Агинского Бурятского автономного округа, начальник Департамента образования и молодежной политики, и Вера Жамбалова, начальник отдела образования Агинского района, на встрече с участниками семинара рассказали о системе образования округа и ответили на все интересующие их вопросы. К примеру, введение с первого сентября новой отраслевой системы оплаты труда не вызвало, как опасались, сокращения кадров и каких-либо других издержек. В этом также сказалась совместная работа власти и профсоюза.
Послесловие
В следующем году российско-шведский проект на территории Читинской области завершится. А где-то он только-только набирает обороты. Вот и наши иркутские коллеги заинтересовались этим проектом, хотя многое о нем уже слышали. А значит, семинар был проведен не зря, поставленная цель достигнута.
Чита
Комментарии