search
main
0

Одна фамилия из ста сорока пяти

В Год памяти и славы в редакционной почте немало писем о тех, кто в первые годы войны пошел защищать Родину. Хорошо, что у наших детей есть желание больше узнать о героях былых времен.

Ксения Савина, ученица школы №11, ст. Кирпильская, Усть-Лабинский район, Краснодарский край:

«В нашем музее немало замечательных экспонатов. В одной из витрин фронтовые письма… Я их перечитывала не раз. Вот что пишет своему классному руководителю Анне Константиновне Виргильевой, проводившей на фронт мужа и сына Владимира, бывший ученик Василий Рыбалко.

«Я всегда с любовью вспоминаю школьные годы, – признается выпускник сорок первого года. – Может все забыться, но школа никогда. Прошло 4 года с выпускного вечера. Это не очень большой срок, но как я за это время изменился! Я прошел суровую военную школу. Мои ратные дела отмечены правительством тремя наградами. И вот сейчас мне еще раз хочется поблагодарить вас, Анна Константиновна, и всех моих учителей за то, что вы дали знания, воспитали меня, сделали человеком. Пишите, как дела идут в школе, что нового в станице. Как живете сами, получаете ли письма от мужа, от сына Владимира?

…Когда я был еще «на гражданке», я смотрел фильм «Большой вальс». Я по картине представлял Вену и знаменитый венский лес. А теперь в действительности посмотрел. Здесь весна в полном разгаре, все покрылось зеленью и цветами. Стало тепло, но тянет в родные края. Эх! Никогда не забыть весну на Кубани!»

Фронтовые письма… Хочется верить, что они сохранятся для потомков и через много лет мой ровесник будет смотреть на них через стекло в витрине школьного музея».

Анна Кабанова, ученица Хлебновской школы, Балаковский район, Саратовская область:

«В нашей школе есть кружок «ВЗоР». Расшифровывается название просто – «Все знать о Родине». Мы знакомимся с историей страны, с ее героями, изучаем свою родословную. Так я узнала подробно о боевом пути родного брата моей прабабушки.

В нашем селе памятник фронтовикам-сельчанам, погибшим на полях сражений, был открыт в 1974 году. Среди 145 фамилий защитников Родины значится наш родственник Степан Матвеевич Седин. Из рассказов моей бабушки, экскурсий в школьную комнату боевой и трудовой славы я узнала, что до войны в селе Хлебновка была семилетняя школа. Школа располагалась на берегу пруда в двух деревянных домах. В одном занимались ученики начальных и 5-6‑х классов, а в другом доме были учительская и класс для семиклассников. Вот в этой школе в довоенное время работал учителем начальных классов Степан Матвеевич Седин. В 1941 году, как только враг напал на нашу страну, Степан Матвеевич пошел добровольцем на фронт. Погиб 13 января 1942 года при защите Ленинграда, похоронен в братской могиле села Красивое Ленинградской области. Память о прадедушке мне дорога, и я буду участвовать во Всероссийской акции «Бессмертный полк».

Ценность прочитанного, богатство пережитого

Приятно читать письма, авторы которых пишут о ярких моментах своей жизни, связанных с «Учительской газетой». Вспоминать о хорошем не только отрадно, но и полезно. Все наслышаны о целительной силе позитива. Анатолию Алексеевичу Мамаеву, написавшему нам о памятной встрече в редакции в августе 1987 года, мы обязательно вышлем тот снимок первой полосы «Учительской газеты» для его домашнего архива.

Евгений Кунин, создатель и консультант инновационных социальных проектов, Москва:

«Учительская газета» на всю жизнь откликается во мне не только ценностью прочитанного в ней, но в еще большей мере богатством прожитого с ней.
1988 год. Перестройка. Пресса оживилась. Появляются материалы, которых раньше в печати невозможно было представить. «Учительская газета» была тогда популярнее среди интеллигенции, чем многие другие периодические издания. В результате творческих взаимоотношений «Учительской газеты», клуба «Эврика» и министерства родился такой дерзновенный проект, как «Открытый конкурс авторских школ». Первый тур заочный. Предлагалось выслать в адрес «Учительской газеты» пятистраничный текст, содержащий образ того, как видится жизнь в своей авторской школе. Как психолог и социальный проектировщик я участвовал в создании инновационных программ, включающих педагогическую составляющую. Это было в Альметьевске и в Набережных Челнах (Татария), в Академгородке в Новосибирске. Мне захотелось собрать этот опыт в некий единый образ школы, и я это сделал на предложенных пяти страницах. Был и воодушевлен, и удивлен, когда получил ответ с сообщением, что приглашен на второй тур конкурса аж в Красноярск.

Не передать, насколько там все было богато и мыслями, и чувствами, какие ценные встречи и содержательное общение нас там ждали. Мой проект вызвал немалый интерес, и я уже не очень удивился, когда оказалось, что прошел на третий тур. А с 1992 года я основательно участвовал в организации жизни частной школы «Диалог» в Сосновом Бору Ленинградской области (1992-2007 гг.). Полагаю, все это произошло не без влияния «Учительской газеты».

Анатолий Мамаев, Смоленск:

«С профессиональным изданием, которым для нас, педагогов, всегда была и есть «Учительская газета», связано немало добрых воспоминаний. Одно из них особенно важно для меня. В «Учительской газете» в начале августа 1987 года была опубликована фотография, на которой запечатлен и я. Тогда я работал директором Бибиревской средней школы Ельнинского района Смоленской области (фото было опубликовано на первой странице газеты под рубрикой «Гости редакции»).

К сожалению, тот выпуск газеты у меня не сохранился, но я храню в памяти ту добрую встречу с главным редактором «Учительской газеты». Сейчас точную дату выпуска газеты не помню, но это были первые числа августа 1987 года. Впереди нас ждал новый учебный год. Кажется, только вчера это было».

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте