Эта полоса «УГ» посвящена драматической судьбе 800 петроградских детей, в основном гимназистов, среди которых были и скауты. Весной 1918 года их отправили для спасения от голода на три летних месяца в оздоровительный лагерь – «питательную колонию» – на Южный Урал под Челябинск. Фронтами Гражданской войны они оказались на два года отрезаны от дома в «белой» колчаковской Сибири. Поводом послужили несколько событий: открытие в Петербурге в декабре 2006 года документальной выставки об этой одиссее детей, выход книг Ольги Молкиной «Над нами Красный Крест» и Владимира Липовецкого «Ковчег детей, или Невероятная Одиссея». Документальной основой выставки и книг послужили дневники и воспоминания колонистов, зарубежных участников эпопеи и документы Американского Красного Креста из Национального архива США и Библиотеки Конгресса. И выставка, и книги иллюстрированы многими уникальными фотографиями. А скаутская тема совпала с отмечаемым ЮНЕСКО в 2007 году 100-летним юбилеем Всемирного скаутского движения.
В феврале 1918 года правительственные и общественные структуры Петрограда совместно с родительскими комитетами приняли решение об отправке весной 10-15 тысяч школьников на лето в «сытые» губернии. В связи с оккупацией Германией по позорному Брестскому мирному договору 18 губерний России, включая всю Украину, выбор мест отдыха был ограничен Поволжьем, Доном и Южным Уралом.
В мае два первых поезда по 400 детей в каждом с педагогами-воспитателями двинулись в город Миасс под Челябинском. Помимо школьников набралось много малолеток – родители под присмотр своих 14-летних детей отдавали их сестер и братьев 5-7 лет. Первые неприятности начались под Екатеринбургом: железную дорогу перекрыл поднявший мятеж Чехословацкий корпус, отправленный по мирному договору с оружием в Европу через Владивосток. Поэтому если первый поезд после обыска добрался до Миасса, то второй высадили под Екатеринбургом, и дети разместились в случайном курортном поселке. Так возникли Первая и Вторая колонии, соединившиеся только через год во Владивостоке. Месяц дети прожили спокойно, даже издавали рукописный журнал «Колонист». Но началась Гражданская война, обе колонии пережили бои белых и красных и стали очевидцами расстрелов пленных – зрелища не для детской психики. И оказались на «белой» территории.
В августе кончились деньги, привезенные с собой, питание стало скудным. Местные власти предвзято смотрели на петроградских колонистов как на детей большевиков, зачинщиков кровавой смуты, и в помощи отказывали. Чтобы не умереть с голоду, воспитатели устраивали старших подростков батраками к окрестным крестьянам с наказом приносить съестное и малолетним колонистам. Посудомоек, прачек и другую обслугу сократили и перешли на самообслуживание. Когда ни работы, ни еды не было, приходилось сквозь пальцы смотреть, что дети откровенно побираются и подворовывают с огородов. Связь с родителями была отрезана фронтами. Начались осенние холода, не было теплой одежды и обуви, не было и теплых помещений.
Поздней осенью 1918 года произошли первые контакты колонистов с американскими общественными организациями, оказывавшими гуманитарную помощь России. Это были Ассоциация молодых христиан, Общество квакеров, Сибирская миссия Американского Красного Креста во Владивостоке. Путем телеграфных переговоров удалось получить в Омске товарный состав с зимней одеждой, продуктами и денежный перевод, благодаря которым дети и выжили в зиму 1918-1919 года. Отчаянными усилиями персонала колоний и американцев детей малыми группами разместили по всей Западной Сибири. С помощью сердобольных местных россиян использовали под жилье частные дома, монастырские помещения, пустующие школы. Перешили по размерам теплую одежду, сделали обувь. Организовали учебу в местных школах. Но питание было скудное, кругом свирепствовал тиф.
Красный Крест во Владивостоке, не желая рисковать жизнью детей в районе боев, вывез всех колонистов под охраной солдат Американского экспедиционного корпуса во Владивосток. Это дало повод советскому правительству рассылать в мировую прессу телеграммы о насильственном удержании американцами русских детей. К Тихому океану прибыли в сентябре 1919 года. Из-за переполненности города беженцами и оккупантами Антанты разместили детей в казармах, частично – в самом городе на Второй Речке, а частично – на Русском острове в бухте Золотой Рог. И мальчиков, и девочек устроили в местные гимназии и училища, в которых преподавался Закон Божий и были скаутские отряды. Для поднятия дисциплины среди собранных вместе 800 подростков, разболтавшихся без родительского присмотра, пригласили местного скаут-мастера зрелого возраста. Захват Забайкалья японцами вынудил американцев выбрать морской вариант возвращения в Петроград, дорогой и сложный. За время ожидания парохода в колонию вернулись четверо ребят, уходивших в военные училища, пройдя недолгую службу и госпитали по ранению или тифу.
Морской вояж на японском пароходе «Йомей Мару» через Панамский канал длился три месяца, с остановками в Сан-Франциско и Нью-Йорке, с большим количеством разных инцидентов, но закончился благополучно. Во время плавания часть скаутов во главе с Владимиром Цауне совершила подпольный мятеж, провозгласив свою лояльность советскому правительству, с признанием «красной» символики – знамени, герба и «Интернационала», известив об этом представителя России в Нью-Йорке. Здесь был нарушен скаутский закон о невмешательстве детей в политику, но в Петрограде свирепствовала ВЧК-ОГПУ.
По политическим мотивам детей хотели высадить во Франции, но все же довезли до Финляндии. Перешедших финскую границу зимний Петроград 1920-1921 года поразил безлюдьем, темнотой и голодом. Не все дети и родители дожили до встречи. Так закончилось длившееся два года путешествие. В Петрограде 1921 года легального скаутинга не было, и активистам пришлось хлопотать перед Всевобучем о развертывании скаутской работы. Всевобуч дал согласие, но дни жизни скаутской организации были сочтены. В конце 1922 года Владимир Цауне в соответствии с «красным векселем», выданным на борту «Йомей Мару», в клубе «Старая и новая гвардия» торжественно спустил синие знамена Российской ассоциации юных разведчиков, и вместе со всей дружиной перешел под красные пионерские знамена.
Прошло 50 лет, и 80-летний Барл Бремхолл, один из американских волонтеров, возглавлявших спасательную операцию, через Красный Крест запросил газету «Правда» о судьбе детей. Как ни удивительно, пережив большой террор и ленинградскую блокаду, выжили около 100 колонистов. Газеты «Правда» и «Известия» опубликовали серию статей о давней одиссее, не упоминая, правда, скаутов, бывших в СССР еще под запретом. Барлу Бремхоллу воздали должное – пригласили в Москву и наградили Почетным знаком Красного Креста СССР за давнее спасение детей. А летом 1973 года произошла его неофициальная встреча с бывшими колонистами и их детьми в Ленинградской консерватории на концерте заслуженного балетмейстера, бывшего колониста и скаута Леонида Якобсона. Встреча была очень трогательной и побудила многих написать воспоминания о днях юности.
Прошло еще 30 лет, и Ольга Молкина, внучка колонистов и скаутов Юрия Заводчикова и Ольги Копосовой, издала по этим воспоминаниям книгу «Над нами Красный Крест» и организовала одноименную выставку. Добрые дела не забываются!
Всеволод КУЧИН, почетный скаут
Комментарии