В столичном образовании уже много конкурсов различных уровней (от школьных и районных конкурсов до конкурсов госкорпораций) и специальных программ, например «Лифт в будущее», посвященных проектной и исследовательской деятельности среди старшеклассников. Даже иногда и не знаешь, в каком из них стоит принять участие.
На этом фоне конкурс школьных проектных команд «Проектная ОДИССЕЯ» имеет свои принципиальные отличия. Главное отличие состоит в том, что формат данного турнира выстроен таким образом, чтобы выявить команду, участники которой обладают лучшей конфигурацией способностей и компетенций, специфических именно для проектной деятельности. То есть в процессе конкурса оценивают не сам итоговый проект, а то, каким образом школьной команде удается справиться с проектными кейсами – ситуациями, требующими разрешения в очном порядке, по типу «здесь и теперь». Сами задания разработаны таким образом, чтобы по результатам их выполнения у экспертов было четкое видение того, какие проектные способности, компетенции и на каком уровне сформированы у участников разных школьных команд. При этом сама проектная команда приезжает на финальную часть конкурса не с готовым проектом, а с первоначальным «проектным эскизом» и за счет прохождения последовательных заданий-ситуаций самостоятельно дорабатывает свой проект. Как формируется школьная проектная команда? Команда в количестве 4-5 человек может состоять как из учащихся одного класса, одного проекта, так и быть сборной командой, состоящей из учащихся разных классов и участников разных школьных проектов. Школа самостоятельно отбирает участников команды, ориентируясь как на имеющиеся достижения участников, так и на их уровень развития деятельностных компетенций, проектных способностей, на их активность, самостоятельность и инициативность. Особенность конкурса – проработанная система критериев для оценки проектных способностей и компетенций, привлеченные судьи-эксперты на предварительных семинарах прорабатывают и согласовывают свое понимание данной системы критериев. Конкретные критерии для каждого проектного кейса, основанные на культурной норме проектирования и опыте разработок, осуществления проектов в образовании, объявляют всем участникам в начале очного этапа конкурса и непосредственно перед началом решения каждого кейса. Поэтому сами критерии открыты для участников конкурса, те могут акцентировать в своих действиях именно требуемые качества, задать вопросы экспертам по поводу того или иного критерия. Содержание основных проектных кейсов предполагает анализ ситуации и выработку развернутого замысла, осуществление экспертной коммуникации с возможными кооперантами как в реальном пространстве, так и в интернет-пространстве, рефлексию своего движения по выработке итогового проекта. Экспертная комиссия в очном режиме по согласованным критериям и балльной системе оценивает реализованные фрагменты проектных кейсов и по сумме баллов определяет победителей. На завершающей стадии, уже после окончания конкурса каждая команда на рефлексивной консультации получает профиль проектных способностей, показанных командой на турнире, проектанты и их руководители могут качественно оценить свою команду с точки зрения сильных сторон и сторон, требующих дополнительной работы педагогов – руководителей проектов в будущем. На рисунке 1 профиль команды школы – победительницы одного из проведенных конкурсов «Проектной ОДИССЕИ» последних лет. По выполнению проектных кейсов оценивали в баллах такие показатели: позиционность, проблемность, аналитичность, рефлексивность, коммуникативное действие, реализация в осуществлении, реализуемость в замысле. На рисунке черным отмечены средние значения по всем командам – участницам финала и значения по команде данной школы. Видно, что ее сильные стороны – способность к выделению проблемы в ситуациях, умение выстраивать планы реализации замысла, способность к рефлексии и коммуникации. В то же время команда отстает по отношению к средним показателям по способностям к реализационному действию.На графике школьной проектной команды (рис.2), которая в том же конкурсе заняла третье место, мы видим, что ее сильные стороны – способность к реализационному действию (здесь она существенно опережает лидера) и способность к рефлексии, но есть западания в способностях, которые определяют анализ, построение коммуникации и, как ни странно, в выстраивании плана реализации собственного проектного замысла. Диаграмма явно указывает, на что следует обратить внимание педагогам – руководителям проектов в следующем цикле работы с проектами в школе. В чем, с моей точки зрения, не только особенность этого турнира, но и полезность его как для самих участников, так и для руководителей проектов и администрации? За счет особой формы проведения конкурса для руководителей проектов и управленцев задана целевая установка на формирование и развитие проектных способностей и компетенций. Для участников проектов, руководителей проектов, родителей, управленцев демонстрируют формы и методы выявления проектных способностей и компетенций, что позволяет выходить к постановке собственно образовательных задач на выработку у участников проектов соответствующих проектных способностей и компетенций. Александр ЛАЗАРЕВ, научный сотрудник Центра прогнозных исследований и стратегии развития образования МИРО
Комментарии