search
main
0

Одинокие счастливчики. Почему до Сети добираются единицы?

На вопросы, «нужен ли школе сайт», «каким ему быть», и «что в нем вообще хорошего», я для начала попросила ответить неспециалиста. То есть не учителя информатики, а самого обычного, можно сказать, рядового математика, умеющего работать на компьютере и пользоваться интернетом. Кстати сказать, в наши дни очень многие воронежские педагоги владеют компьютером на уровне пользователя, может, не очень «продвинутого», но все-таки. В этом заслуга и регионального центра ФИО, и общественного мнения, которое в один голос утверждает, что без новых информационных технологий сегодня никуда.

Наталия Киреченкова, кроме того, что преподает математику в школе, еще и возглавляет воронежскую общественную организацию «Молодежный институт социальных программ», а также является заместителем директора учительского клуба. Эта некоммерческая организация существует в Воронеже около двух лет, одна из главных ее задач – укрепление авторитета профессии педагога. Так вот, для Наталии Сергеевны работа с компьютером не столько хобби, сколько реальная помощь в проведении и организации всевозможных акций и мероприятий:

– Так получилось, что совсем недавно мне потребовалась информация с сайтов наших воронежских школ. На четвертое марта мы готовили праздничный вечер для учителей, отработавших в образовании 5, 35, 40 и 50 лет. Чтобы найти этих людей, мы обратились в районный отдел образования. Думаю, понятно, что те, кто отработал в школе большую часть своей жизни, это профессионалы, достойные уважения. Им надо сказать спасибо, что мы и сделали на вечере. Ну а тех, кто продержался в нашей профессии пять лет, обязательно надо поддержать. За это время они уже определились, решили, что остаются в школе. Согласитесь, сейчас это серьезный шаг, педагогические кадры стареют, нужна замена.

Но в отделе образования нам сказали, что поиском таких людей им заниматься некогда: это целая история – найти, кто столько отработал! Это надо в бухгалтерию идти и так далее. Одним словом, мы стали искать сами, через друзей, знакомых и, разумеется, через интернет. Вот тут-то и выяснилось, что совсем немногие школы Воронежа имеют собственные сайты. Точнее, единицы! А школ-то более сотни.

– То есть, сайт нужен в первую очередь как источник информации о школе?

– Не только. У детей тоже появляется возможность работать в интернете, и школьный сайт мог бы стать их полем для общения. На сайте образовательного учреждения, на мой взгляд, должны висеть не только программные документы, устав и всякие другие официальные вещи или исторические выкладки. Должны быть приглашения к участию в общественных делах и других акциях. Должно быть живое общение, потому что сайт – это еще и возможный поиск партнеров по интересам.

Сегодня огромная масса учителей прошла через курсы Федерации Интернет Образования, поддержанные ЮКОСом. Это замечательная программа, которая позволила многим повысить свой образовательный и культурный уровень и овладеть технологиями работы в Сети. Главное сейчас – не потерять все это. Далеко не каждый учитель дома имеет компьютер или возможность часто заходить в интернет. Но практика нужна, иначе все забудется, и знания быстро улетучатся. Школьный интернет и создание сайта – это возможность поддерживать уже полученные знания. Причем нужны и сайт, и система культуры работы с образовательными интернет-ресурсами. Ее надо вводить в школу не только для детей, но и для учителей. Это важно для будущего, информация растет в геометрической прогрессии, и надо уметь с ней управляться.

– В наших школах, – продолжает тему Людмила Листрова, учитель информатики школы № 9 Воронежа, кандидат педагогических наук, преподаватель центра ФИО, – к сожалению, пока нет доступного интернета. И в основном, если имеются сайты, то они либо выложены на бесплатных серверах, обычно на «Народе», либо (это счастливое исключение) их поддерживают некие провайдеры, спонсирующие детское компьютерное творчество. В частности, в прошлом году у нас проводился интернет-фестиваль для школьников и 11 школ – победителей и лауреатов фестиваля, получили право в течение одного года содержать свои сайты на сервере компании «Информсвязь-Черноземье». Но это счастливое исключение.

Для того чтобы сделать школьный сайт, достаточно усилий самих учащихся и учителей, но возникает несколько проблем. Для разработки качественного сайта нужно соответствующее программное обеспечение. Но тут возникает вопрос о лицензиях. Если сайт создан организацией (а школы все таковыми являются), то он должен быть разработан на лицензионном программном обеспечении. У нас такого нет. То есть, если мы разрабатываем школьный сайт, то сразу же нарушаем права разработчиков программного обеспечения. Когда мы частные сайты выкладываем на бесплатный сервер, это еще ничего. Но когда вывешиваем сайт от официальной организации, это уже нарушение.

Вторая проблема. Сайт действительно можно создать достаточно легко. Требуется однократное усилие учителей и детей. Но посещаем он только тогда, когда постоянно поддерживается и обновляется. Должны быть новостные странички, форумы, чаты. Но каким образом мы можем организовать форум на школьном сайте, если в школе нет интернета? То есть, наш неработающий сайт – это картинки, которые лежат мертвым грузом. Чтобы сайт был действующим, школе нужен интернет! Если он появится, если доступ будет более свободным, то и процесс создания школьных сайтов пойдет активнее.

Мы в своей школе № 9 уже не раз пытались создавать сайт, но, как правило, существовал он месяца три. Именно из-за отсутствия интернета не было возможности постоянно его поддерживать. Я считаю, что содержать сайт и обслуживать его должны дети под руководством учителя информатики или другого знающего и заинтересованного педагога. Но я не имею морального права заставлять ребенка за его же деньги идти в интернет-салон и обновлять страницы сайта. Мы с ребятами участвуем во многих телекоммуникационных проектах, и им приходится тратиться, но делается это только по доброй воле родителей и детей. Родители дают деньги. Еще один вариант – иногда мы пользуемся интернетом педагогического университета. В рамках клуба школьников при центре ФИО нам тоже дают некоторое время в интернете. Но все это – больше разовый и довольно ограниченный доступ. Для школ нужен постоянный доступ в интернет.

Настоящий, или, если можно так выразиться, фундаментальный школьный сайт всегда начинают с исторических данных о школе. Нужно найти материалы, которые наверняка есть в школьном музее. Поэтому к предварительной работе над сайтом привлекаются одновременно и учитель истории, который заведует школьным музеем, и организатор воспитательной работы в школе, и вожатые.

Когда материал собран, можно подумать о структуре сайта, какие страницы хочется иметь в первую очередь. Потом сделать макет и по ходу разработки наполнять его определенным содержанием. На мой взгляд, можно начать как бы с контуров сайта и сразу выкладывать работу в интернет. Это привлечет внимание, возможно, даже появятся отклики бывших выпускников. У нас был такой опыт. Выпускники заинтересованы, чтобы через интернет поддерживать связь со школами и с бывшими одноклассниками. На встречу не всегда придешь, а через интернет доступнее и проще. Поэтому постепенно наш сайт наполнялся бы и новыми страницами, и откликами, а окончательную структуру можно сформировать только после того, как люди начнут им пользоваться, добавлять свои пожелания.

И еще моя давняя мечта – сделать сайт, который позволит осуществить обратную связь с родителями. Здесь будут и расписание уроков, и родительские собрания, классные часы – все, вплоть до оценок. Чтобы с паролем родитель мог зайти в электронный классный журнал и посмотреть, каковы успехи у ребенка, когда он был в школе и когда его не было. Мне как учителю очень не хватает общения с родителями, они все сейчас заняты, на родительских собраниях бывают редко.

Ну а все остальное – дизайн, навигация – придумывается вместе с детьми.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте