Приказ Министерства образования России N 3310, которым был утвержден состав рабочей группы по изучению вопроса о необходимости введения школьной формы для учащихся общеобразовательных учреждений, вышел еще 20 ноября прошлого года. Чего добились за это время министерские чиновники? Для того чтобы подробнее узнать о первых результатах работы группы, а также о причинах ее создания, мы обратились к одному из ее членов, главному специалисту Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования Валентине Новицкой.
– Валентина Васильевна, мы уже привыкли к тому, что в последние годы школьники одеваются кто во что горазд.
– Да, это правда. Ведь до сих пор не было никаких указаний, распоряжений и нормативных документов по поводу единой формы.
– Но кем и почему был поднят вопрос о ее возвращении в школы?
– Такой вопрос поднимается прежде всего родительской общественностью, педагогами, да и самими учащимися. Немногие сегодняшние родители могут одеть детей в соответствии с их запросами. Это связано с дороговизной одежды, с социальным неравенством семей. И все же только после настоятельных просьб и обращений общественности министр дал задание изучить эту проблему и подготовить соответствующие документы. Мы заседали уже два раза. Сначала ознакомились с письмом министра, с составом группы, обсудили стоящие перед нами задачи. Теперь мы соберемся 15 марта, чтобы обсудить тот материал, который поступит из регионов. К 1 апреля наша группа должна закончить работу. И если необходимость возвращения школьной формы (неважно, единой или вариативной) действительно существует, то мы должны подготовить соответствующие рекомендации, методические разъяснения. Уже сейчас из регионов поступает информация о том, что такая необходимость есть. Другое дело – предложить разные формы, модели выбора. А еще попытаться разработать специальный компенсационный механизм для родителей за счет администрации школ или местных бюджетов. Детям из малообеспеченных семей, по идее, форма вообще должна выдаваться бесплатно.
– Каковы первые результаты обсуждения?
– Все сходятся в одном – школьную форму надо вводить. Еще трудно сказать, в каком виде ее примут. В некоторых субъектах форма уже вводится. Решения принимаются на местах. Например, в Калужской области. В Московской области форма введена примерно в 30% школ. При этом швейники предложили несколько вариантов моделей. Цена – от 200 до 800 рублей. Размеры – все, вплоть до 52-го.
– Много ли вообще вариантов школьной формы?
– Очень много. К примеру, мы связывались с Адыгеей. Там хотят ввести форму с атрибутами национальной одежды. В процессе поступления к нам писем и анкет, разосланных по регионам, мы сделаем вывод о допустимых пределах вариативности. Но одинаковой для всех форма не будет в любом случае. Такой, как в 70-80-е годы, – коричневой, синей с нарукавными наклейками. Это исключено. Может быть, форма будет вводиться по возрастам: отдельно для начальной, основной и средней школы.
– И все-таки форма будет вводиться отдельно для каждого района или будет единое решение для всех областей?
– Как раз сейчас мы этой проблемой и занимаемся. Как лучше? Или на районном уровне, или на областном, или просто принять решение о введении формы. А уж модели, разновидности каждый субъект будет принимать свои. Это же еще зависит и от поставщиков, и изготовителей одежды. Но главные наши требования, чтобы форма была недорогая и красивая.
– Существуют ли противники введения формы?
– Голоса “против”, конечно, есть. Особенно “громко” высказываются дети из некоторых московских школ. Но это единичные случаи. Специалисты для этого и собраны, чтобы не просто “спустить сверху” очередное распоряжение, а сделать вывод и прийти к общему знаменателю на основании общественного мнения. Мы подключили к работе АПКиПРО для подготовки анкеты, чтобы более объективно увидеть эту проблему и подвести итоги.
– По вашему мнению, трудно будет внедрить это новшество?
– Конечно, нелегко. Всех мнений не учтешь…
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии