На втором этапе конкурса «Учитель года России» 15 финалистов дают мастер-классы на сцене и участвуют в открытых дискуссиях по самым животрепещущим вопросам современной школы. Все открыто и прозрачно.
И публика, заполнившая в этом году зрительный зал подольского Дворца молодежи, могла оценить не только профессионализм участников, но и объективность Большого жюри под руководством ректора МГУ, профессора Виктора Садовничего.
О том, как проходила «Открытая дискуссия», финальное испытание второго тура, читайте на нашем сайте: о первой дискуссии, а также о второй и третьей. В этом материале – рассказ о пятнадцати мастер-классах.
Любопытство – не порок
Учитель русского языка и литературы Онгудайской школы Республики Алтай Вера Попова решила на своем мастер-классе научить тому, что очень хорошо получается у нее и ее коллег из сети культуротворческих школ республики. В основу их деятельности положен «принцип расширяющейся ойкумены»: человек познает мир от родного порога. А также позиция диалога учебной и внеклассной работы. Фокус-группе Вера Михайловна предложила составить путеводитель по самым интересным местам нашей страны. Каждый участник мастер-класса – представитель того или иного региона России – должен был написать о достопримечательностях своего субъекта Федерации. Кирилл Демушов из Оренбургской области рассказал про Уральские горы. О загадках Донских степей поведала Светлана Колесниченко из Ростовской области. Ольга Тутукова из Астраханской области представила Причерноморье. Айслу Лаажап живет в Республике Тыва, ее доклад был посвящен буддизму. Уникальными храмами Калужской области мы восхитились вместе с Ольгой Клестовой. Наконец, о легендарных брянских лесах рассказала Галина Волобуева. Вот такой живой путеводитель получился у конкурсантов. А Вера Попова подытожила: «Главное, чтобы ребенок осознавал – стоя под родным небом, ты находишься в огромной России».
Филолог из Ростовской области Светлана Колесниченко начала свой мастер-класс с цитаты из Шекспира: «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке». И предложила вместе всмотреться в реальность, которая нам выпала, а так же решить, прав ли Шекспир? Кусочком реальности во время мастер-класса стал отрывок из художественного фильма, в котором белокожий аристократ Филипп приучал к классическим ценностям темнокожего молодого человека Дрисса, вполне невежественного апологета современных ценностей. Что такое невежество? А что такое прагматичность? Прагматичность равна невежеству? Необычные вопросы задавала Светлана Владимировна залу… И совсем сбила с толку своих коллег, когда предложила им вспомнить, какие ошибки делали великие люди, которых совсем нельзя назвать невеждами. Более того, писатели, сделав «ошибку» в своем произведении, не всегда ее исправляли в следующих изданиях… Ошибки тоже бывают гениальные… «Гениальные ошибки ведут к развитию науки», – напомнила Светлана Колесниченко. Продолжая сближение понятий «прагматизм» и «невежество», она вывела вот такую формулу: «Прагматичность минус невежество равно конкурентоспособная личность». И тут очень к месту оказался финал фильма, отрывок из которого демонстрировали в начале мастер-класса. Дрисс, воспитанный белокожим старшим другом, пришел устраиваться на работу, указав в анкете только одно свое качество: «Прагматизм». Но он больше не был невежественным. И ему открылись все дороги.
По мнению Ирины Филипповой, словесника гимназии № 4 города Великого Новгорода, любую, даже самую хитрую головоломку можно разгадать, задав всего три-четыре наводящих вопроса. Загвоздка лишь в том, чтобы научиться ставить правильные вопросы, чего наши дети, в большинстве своем, увы, не умеют. Нехитрое, казалось бы, дело: прочитать небольшую новость из Интернета – в некоем городе решено установить «деревья» из пластиковых бутылок, которые не только украсят пейзаж, но и помогут очистить воздух от выхлопных газов – и постараться выудить из нее максимум скрытого смысла, оказалось непростой задачей даже для взрослых. Тогда Ирина Анатольевна разбила импровизированный класс на три группы и каждой поручила придумать свои, специфические вопросы, связанные с дизайном, экологией и безопасностью, а заодно – и возможные варианты ответов. Если одну большую проблему разъять на несколько маленьких, дело всегда пойдет веселее.
– Малыши очень любят задавать вопросы, но почему-то к 5-6 классу страсть эта куда-то улетучивается, – говорит Ирина Филиппова. – Задача любого предметника на каждом уроке поддерживать ребят в «вопросительной» форме, не жалеть для этого времени, потому что это и есть первый шаг к развитию критического мышления.
О вопросах, ответах и критическом мышлении повел разговор и физик 49-й школы города Томска Сергей Колпаков. Он уверен: если бы у маленького Исаака Ньютона не было никаких сомнений, если бы, глядя на Луну, он не задумался однажды, отчего не падает она на землю, человечество еще долго не ведало бы ни о законе всемирного тяготения, ни о далекой планете Нептун, высчитанной им в уме. От Аристотеля до Фарадея и Эйнштейна, о, сколько их проходит перед нами, великих умов прошлого, начавших свой победный марш с одного-единственного вопроса, с изумленно вскинутых бровей, с недоуменного взгляда. Красивое, необычайно артистичное выступление Сергея Николаевича было об одном: никогда не озвучивайте тему урока сами, не объясняйте новых понятий, в школе не место лекциям. Это – территория поиска и загадок, предположений, одно из которых – нельзя недооценивать детскую интуицию – обязательно будет верным. Учитель – всего лишь дирижер, его обязанность – сначала выслушать, а потом выстроить разрозненные партии в единый хор. Ученикам не нужны интерпретации интерпретаций, позвольте им изобрести свой собственный велосипед. Собранный самостоятельно, он никогда не сломается в пути.
Учитель начальных классов Наталья Вторушина из Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа посвятила свой мастер-класс открытым задачам. Но сначала показала, почему так важен именно этот тип задач. Она поинтересовалась у зала, от каких факторов зависит успешность человека, по мнению собравшихся. И на каждый ответ (любимое дело, образование, уверенность в себе, поддержка семьи, здоровье, удача и так далее) следовало «но» Натальи Анатольевны, не всегда эти факторы работают, некоторые успешные люди без них обходятся. Что делает сама Наталья Вторушина, чтобы ее ученики были успешны? Вы правильно догадались – дает им открытые задачи. Зрителей мастер-класса салехардская педагог сначала научила различать открытые и традиционные задачи. Главное отличие – открытая задача не имеет четкого условия, единственного правильного решения, позволяет детям мыслить творчески. Требования к условию открытой учебной задачи: достаточность условия, корректность вопроса, наличие противоречия. Затем стал учиться решать открытые задачи. Алгоритм такой: нужно предложить варианты (у детей их бывает не один десяток), затем внимательно их рассмотреть, одни доведут нас до верного ответа, другие придется вывести в область сомнения. «Вся наша жизнь – сплошная открытая задача. Ведите детей в открытое образование!» – завершила Наталья Вторушина свое выступление.
Говорить, нельзя молчать
На свой мастер-класс «Читаю. Думаю. Говорю» Юлия Семенова, учитель английского языка из Свердловской области, пригласила преподавателей английского и русского языков. На вопрос «Для чего мы изучаем английский язык?» коллеги ответили: чтобы получить аттестат, сдать ЕГЭ, общаться… А Юлия Леонидовна добавила: «Английский язык нужно знать, чтобы отстаивать позицию России в международном сообществе, рассказывать о России и гордиться ею. Двум группам участников мастер-класса Юлия Семенова раздала тексты и предложила выделить главную идею. Коллеги должны были показать, как выглядит на практике методика, которую «англичанка» из Екатеринбурга использует на уроке. Здесь есть и диалог культур, и обучение работе с текстом. Ученики сравнивают традиции двух стран – России и какой-нибудь англоязычного государства – и приходят к выводу, что нашей стране тоже есть, чем гордится. А тем временем группы представили свои тексты. У русистов тема была «Читатель и автор», а «англичан» – «Чтение в нашей жизни». Обычно, объяснила Юлия Леонидовна, опираясь на два-три текста, ребята отвечают на один вопрос: «Почему мы читаем художественную литературу?». А если в классе есть вай-фай, можно и не давать готовые тексты, ребята найдут их в Сети сами.
И вновь урок английского языка. На футбольный матч в Лондон приглашает публику Елена Тарас из Белоярской школы №1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. Футбол, впрочем, лишь повод поговорить о том, для чего нам вообще нужен иностранный язык. Странный вопрос, конечно, чтобы говорить, быть услышанным и, главное, – понятым. В веселом и красочном мастер-классе Елены Николаевны сокрыта детальная схема проектной работы, которой в рамках даже одного урока может воспользоваться любой предметник, необязательно «иностранец». Первый шаг – осознать проблему: мы хотим отправиться на футбол в Лондон, но не знаем ни одной мало-мальски приличной «кричалки», так что покамест фанаты из нас никудышные. Следующая ступень – планирование: где же нам раздобыть необходимую информацию, и какие вообще сведения необходимы? Третий пункт – поиск информации. Четвертый – собственно создание проекта. Финал – презентация готового продукта: фокус-группа и зрители в зале что есть мочи кричат: What a score! – Ну и счет! What a hit! – Вот это удар! Дудят в дудки и топают ногами. После такого занятия остается лишь одно – решить, а за кого же, собственно, болеть: за «Челси» или за «Манчестер»?
Любовь Савельева из 21-й школы города Ульяновска пригласила на свой мастер-класс тех коллег, кто до этого никогда английский не учил. Ее задача – доказать, что всего за двадцать минут любой из нас способен запомнить ровно столько новых слов и конструкций, чтобы задать интересующие его вопросы и получить ответы от носителя языка. Тему для новичков Любовь Александровна выбрала не самую простую – систему школьных оценок в Великобритании и США. Но «класс» справился: разучив несколько стандартных конструкций, по Скайпу связались с Америкой, где на вопросы русских коллег четко и внятно ответил молодой и улыбчивый Джейсон.
– Единственный способ научить детей иностранному языку – ежедневно создавать для них ситуацию реального общения, когда они будут вынуждены пускать в ход весь свой словарный запас, – считает «англичанка» из Ульяновска. – Современные средства связи – Скайп и Интернет – предоставляют современному педагогу такую возможность.
Физкультура с человеческим лицом
На сцене учитель физической культуры Валерий Махов из Белгородской области. Он в костюме и при галстуке, в руках гитара. А где же спортивная форма, где мячи, свисток в зубах, в общем, все атрибуты физкультурника? «Для меня физическая культура – это именно культура, которая входит в нашу жизнь через элементы спорта», – объясняет Валерий Игоревич. Еще один посыл: «Важная часть работы – развитие творчества у детей. Чем творчества больше, тем лучше ребенок усваивает информацию». И третий: «Творческого ребенка может воспитать только творческий учитель». Творчеством Валерий Махов предложил заняться прямо во время мастер-класса, а именно – написать туристскую песню. Первый шаг творческого процесса – знакомство с уже имеющимися примерами данного жанра. Прежде чем написать свою песню, нужно научиться понимать чужие. Авторы – Высоцкий, Визбор, Митяев… Валерий Игоревич исполнил несколько фрагментов. Перешли к следующему этапу. Участники мастер-класса учились распутывать веревки, в итоге успешно прошли посвящение в туристы, теперь они смогут без труда понимать содержание туристских песен. Наконец, перешли к сочинению шедевра. Ассоциации, рифмы, ключевые слова – «я чувствую», «запах костра», «запах зеленой листвы», «теплое солнце», «плечо друга». Выбрали музыкальное сопровождение из предложенного Валерием Маховым марша, шуточного темпа, лиричной мелодии… Осталось творческое исполнение песни, что участники мастер-класса и проделали с удовольствием.
По воле жребия следующий мастер-класс опять давал учитель физической культуры. Физкультурник из Вологды Дмитрий Коленецкий – не совсем привычный представитель своего предмета. Нет, на его уроках дети бегают и прыгают, занимаются волейболом и баскетболом, тут все как у всех. Но для Дмитрия Николаевича принципиально важно, чтобы ребята понимали, для чего они это делают, осознали важность движения. На занятиях происходит объединение тела и духа. Как это выглядит практически, стало понятно во время мастер-класса. Его участники попробовали не просто делать упражнения, но думать о каждом движении, слышать и анализировать задания преподавателя. Это оказалось совсем нелегко. Педагоги идут по кругу, словно они в настоящем спортивном зале. Дмитрий Николаевич просит их на один свисток сделать на ходу одно движение, на два свистка – другое, на три – третье. Следующее упражнение: учитель бросает ученику мяч, тот не может его поймать. Учитель предлагает ученику представить, что он… кот! Теперь упражнение удается, потому что ученик потянулся за мячом ловко, как животное… Коллеги вологодского педагога открыли физкультуру с неожиданной стороны. И вполне согласились с резюме Дмитрия Коленецкого: «Культура общества и личности не могут быть полноценными без физической культуры».
Несправедливая справедливость истории
Учитель смотрится в зеркало – таинственное начало мастер-класса. Историка из Самары Владимира Кильдюшкина манят зеркала. Возможно, он, как японцы, верит, что в них заключена часть души людей, которые в эти зеркала глядятся… В маленьком зеркале Владимир Михайлович увидел себя, в большом сумел разглядеть зал и свою фокус-группу. Что ж, во время мастер-класса его участникам было предложено увидеть в зеркале ни много, ни мало… историю! Что можно назвать зеркалом истории? Конечно, исторический документ. Изучив различные исторические документы, коллеги Владимира Кильдюшкина смогли сформулировать свое отношение к крестьянской реформе, о которой в них и шла речь, и кто-то изменил свое отношение к этому событию, поняв, что это не такое уж прямое благо, как могло показаться на первый взгляд. Задача историка, уверен Владимир Михайлович, – дать как можно больше сведений о каком-либо событии, явлении. А миссия учителя истории – сформировать понимание: мы сегодняшние – порождение предыдущих эпох. И в свою очередь мы, люди, живущие сегодня на земле, определяем будущее, от нас зависит, какими будут граждане завтрашнего дня. Это ответственно…
На первый взгляд, мастер-класс дагестанского историка Ахбердило Ахбердилова из Тидибской школы Шамильского района был начисто лишен каких-то методических и технологических новаций. Ничего новомодного или сверхактуального, всего лишь простой разговор о справедливости. Ни об успешности, ни о креативности, ни о победе любой ценой или формальной толерантности, но об обыденных, на первый взгляд, человеческих вещах, которые в наши дни живут отчего-то лишь в виде антикварных лозунгов. Нет смысла передавать это выступление, оно, как и любая искренность, было живо только в тот момент и лишь с теми непередаваемыми интонациями. Все это нельзя продублировать, воспроизвести в своем опыте, не пропустив через себя. Это те чувства, которые либо живут в каждом из нас, либо отмерли за ненадобностью. Место Ахбердило Абдулаевича в пятерке супер-финалистов – поклон всем учителям крошечных, далеких от столичного центра школ, которые пытаются сохранить в своих детях заложенную в каждого подсознательную человечность, удержать страну на пороге социального взрыва и необратимых катастроф.
Можно ли целоваться с компьютером?
Сегодня информационные технологии занимают все больше места в нашей жизни. «У нас остается не так много дел, которые мы может сделать самостоятельно! – заявил на старте своего мастер-класса информатик из Тюмени Дмитрий Новиков. – Только чтение…». И он дал участникам мастер-класса, которые вышли на сцену, текст, предложил прочитать его, убрать все лишнее. С задачей справились. Самое время задуматься: «Что в человеке позволяет мыслить, контролировать поведение, говорить?» – «Разум, сознание». Следующее задание. На «умной доске» нарисован круг, надо вписать в него слова, которые наиболее точно отражают суть сознания, качества человека сознательного. Это осмысление, креативность, наблюдательность… А еще мы можем понять, как человек мыслит, по его эмоциям, поведению, жестам, мимике. Специалисты по ИТ уже научились моделировать многие качества человека разумного – кожу, речь, мимику. Даже появилась программа Captch – тест Тьюринга – для того, чтобы отличать компьютер от человека. И в тот момент, когда мы не сможем отделить компьютер от человека, станет понятно, что мы создали искусственный интеллект. Дмитрий Новиков предложил своим коллегам придумать вопросы, позволяющие определить, человек перед нами или робот. Пока те думали, Дмитрий пытался выяснить у зала, что же сегодня доступно лишь человеку. Познание, любовь! И вот вопросы от фокус-группы. «Чем отличается самостоянье от самостоятельности?» И такой: «Вы почувствовали прощальный поцелуй осени?». Дмитрий отреагировал вполне по-человечески: «Я так хочу поцеловать тебя в ответ».
Информатик Алексей Лисин из барнаульского лицея №124 – один из самых юных участников Всероссийского финала. В школе он всего три года. О том, сколь поразил и обрадовал его выход в финал конкурса, сама за себя говорила выбранная им тема мастер-класса «Возможно все?» Алексей Анатольевич представил довольно популярный и хорошо изученный метод мозгового штурма в действии. Перед фокус-группой пакет конфет M&M`S. Глянцевые разноцветные подушечки с шоколадной начинкой, которые, как известно, тают во рту, а не в руках. В чем их секрет? Как удается вылепить их такими ровными и гладкими? Чтобы ответить на этот вопрос импровизированному классу понадобится несколько… шляп. Зеленая – творческая – символизирует поиск и выдвижение самых сумасшедших гипотез. Может, секрет веселых драже оставили нам древние египтяне? Или к их изготовлению приложили лапы специальные насекомые? На этом этапе неправильных ответов нет и быть не может. Но тут приходит время примерить черную шляпу сомнения – отсечь все самое дикое и невообразимое. Так что древние египтяне вместе с паучками-кондитерами отправляются на скамейку запасных. Синяя шляпа организует процесс мышления – пора проанализировать и скорректировать самые правдоподобные гипотезы. Надо сказать, что правильного ответа фокус-группа все же не нашла, хотя и была близка к отгадке. Но никто не расстроился: во-первых, удалось поесть конфет, во-вторых, нерешенная задача всегда интереснее и заманчивее решенной.
Согласно результатам опроса, проведенного на сайте «УГ», почти 21 процент учителей отбирают у детей мобильные телефоны на время урока. Информатик школы №29 деревни Беляниново Мытищинского района Московской области Андрей Сиденко на своем мастер-классе попытался показать, как из злобного нарушителя порядка превратить телефон в серьезный учебный инструмент. Для начала он отправил своего коллегу, московского физкультурника Юрия Шендановина, бегать кросс вокруг подольского Дворца молодежи. По возвращении Юрия Сергеевича из забега, изъял у него смартфон и вывел на экран график, на котором было видно, с какой скоростью и по какому маршруту передвигался молодой человек и сколько калорий истратил за это время. О чем это говорит? Телефон – отличный помощник для родителей, волнующихся за безопасность и здоровье своего чада. Андрей Григорьевич показал, как при помощи телефона можно составлять и тут же решать задачи по геометрии: чтобы измерить высоту Останкинской телебашни, нужна, оказывается, всего лишь ее фотография. А из картинок, хранящихся на карте памяти, можно быстренько сделать любую познавательную презентацию. В наш век скоростей и тотального дефицита времени, без таких невинных хитростей учителю уже не обойтись. Если, конечно, он хочет говорить со своими детьми на одном языке. Оксана Родионова, Анна Хрусталева,Фото Оксаны Родионовой
Cptch
Комментарии