Комиссия по образованию в Московской городской Думе – одна из самых многочисленных и в прямом смысле профессиональных. Среди депутатов – членов комиссии – три действующих директора школы, ректор крупнейшего в стране национального исследовательского университета, а возглавляет комиссию учитель истории и обществознания московской гимназии №1505 Антон Молев. И тут надо ставить не точку, а запятую, потому что профессия учителя для Антона Ильича первая и главная, но со временем к ней добавились и другие должности – заместитель директора гимназии, начальник Южного окружного управления образования города, директор Московского института развития образования. Особая страница в биографии – участие в конкурсе «Учитель года России» и завоеванный статус «Учитель года Москвы-2011». Депутатскую деятельность в Мосгордуме разрешено совмещать с преподавательской и научной. Так что Молев сегодня и парламентарий, и действующий учитель, и заведующий лабораторией в МИРО. Наш разговор с депутатом Молевым неизбежно начинается со школы:
– Я рад, что до сих пор веду уроки. И хотя часов у меня немного – четыре часа на обществознание и спецкурс по истории, – с основной профессией я по-прежнему не расстаюсь.- Антон Ильич, за последние пару лет образовательное пространство города сильно изменилось. Детские сады, обычные, а иногда даже коррекционные школы соединили в крупные комплексы. Процесс болезненный, несогласных и недовольных с ним немало, а эффект есть? Его кто-то проанализировал?- К сожалению, могу констатировать, что в ряде случаев проблема вокруг реорганизации школ – это результат искаженной информации, когда людям не разъяснили, зачем, с какими последствиями должна произойти реорганизация в структуре. А когда люди не понимают сути происходящего, они питаются слухами, защищаются, пытаются отстаивать свои интересы. Хотя, если разобраться, в новой структуре их интересы могут быть реализованы куда более полно и эффективно. В основе замысла укрупнения лежит создание школы больших возможностей, где ребенок в рамках масштабной структуры может выстроить свою траекторию развития так, как ему это удобно. И главное – у школы есть возможность удовлетворить его запрос. Происходит увеличение ресурсов отдельно взятой структуры – и кадровых, и финансовых. Положим, в одной школе был весьма посредственный спортзал, а ее присоединили к другой, где спортзал оборудован по высшему классу. И значит, появляется возможность использовать его для спортивных секций, где смогут заниматься все дети комплекса. Объединение запускает интеграцию, от которой все только выигрывают. Консолидированный бюджет комплекса позволяет, например, купить дорогостоящую химическую лабораторию. Маленькой школе это будет не по карману.Конечно, есть и риски, связанные с интеграционными процессами. Каждая школа – это организм, плохой или замечательный, но он сложился. И когда школы объединяют, надо очень осторожно и искусно обеспечивать процесс сращивания, дабы не начался процесс отторжения. Это условное сравнение, но, соединяя традиции разных школ на всех уровнях – от управленческого до учительского и ученического, нельзя рубить с плеча. Потому что будут склоки и ненависть.Отсутствие информации и недопонимание перспектив всегда только во вред. Например, что такое создание комплекса, куда входит коррекционная школа? Никто же не говорит о том, что одномоментно надо перемешать всех учащихся коррекционной и обычной школ. Речь идет не о механическом смешивании, а о создании одной юридической структуры, где внутри выстраиваются последующие шаги с четким пониманием, как именно эта интеграция будет проходить. Но очевидно, что в комплексе, где есть обычная и коррекционная школы, создается пространство для внеклассного взаимодействия. Например, праздники и экскурсии могут быть общими для всех, а значит, и детство может быть общим.Что же касается оценки эффективности реорганизации, то могу сказать, что процесс анализа уже запущен в МИРО. Я планирую принимать участие в этой работе.- Как изменится бюджет столичного образования в наступившем году? – С учетом определенных общегосударственных обстоятельств и особенностей экономического развития и России, и Москвы объемы бюджета не увеличиваются, но сохраняются на прежнем уровне. Это важный момент. В данном случае обязательства социального порядка в области образования будут полностью выполнены. Небольшое сокращение объемов финансирования в несколько процентов по сравнению с предыдущим годом обусловлено двумя обстоятельствами. Тем, что несколько сокращено новое строительство (в том числе и потому, что за последние годы было построено значительное количество объектов). И тем, что финансирование отдыха детей раньше шло через Департамент образования, а теперь идет через Департамент культуры, то есть деньги не уменьшились, их в этом случае просто перенаправили. – Острых вопросов для заседаний комиссии по образованию, безусловно, немало. Какие бы вы особенно выделили из тех, что уже состоялись?- Было важное совместное заседание двух думских комиссий – по образованию и здравоохранению – по проблеме распространения наркотиков и эффективности добровольного тестирования на наркотики учащихся старшей школы. Ключевым вопросом была готовность профессионального сообщества поддержать этот подход при обязательном соблюдении минимизации рисков – анонимности тестирования. Дума инициативу поддержала. Перечень школ для тестирования будет расширен. А сам процесс доработан. Дело в том, что существующая схема тестирования предлагает спектр выявления классических или типичных наркотиков и, увы, оставляет в стороне такие страшные и очень, к сожалению, сейчас популярные наркотики, как спайсы. Их выявление проблемно. Потому было поддержано создание центра референтных исследований, который создавал бы эффективные механизмы своевременного выявления наркотиков и анализа ситуации, что позволяло бы бороться с этой бедой.Важным, с моей точки зрения, было и заседание комиссии в форме круглого стола по проблеме электронного журнала в школах, где был принят перечень обязательств, которые взяли на себя Департамент информационных технологий в союзе с Департаментом образования. Теперь есть конкретная дата – 19 января, к которой система должна начать функционировать без сбоев и выполнять основной спектр своих функций, дальше в течение нескольких месяцев будут добавлены новые необходимые сервисы и пройдет окончательная доработка системы. Я рад, что удалось дать слово всем заинтересованным сторонам, включая представителей бизнес-сообщества. Поле для диалога существует, и это для меня принципиальная позиция. – А с чего начнется работа комиссии в этом году?- Мы вплотную займемся московским законодательством в области образования. Уже полтора года мы живем в условиях действия нового Закона «Об образовании в РФ». Четыре московских действующих закона в значительной степени противоречат закону федеральному в силу понятных обстоятельств: они принимались достаточно давно. Их необходимо приводить в соответствие. И ближайшие планы комиссии – это как раз такая работа. Я планирую выйти с предложением на комиссию – создать вместо четырех один закон об образовании города Москвы, который включал бы в себя и закон об образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья, и законы об общем и профобразовании, и закон о развитии образования в столице. А это означает, что мы не по очереди будем приводить все в соответствие, а интегрируем работу в единый процесс. Отдельное внимание в рамках работы комиссии уделим теме развития управляющих советов. Я эту инициативу горячо поддерживаю. Управляющие советы как орган соуправления появились практически во всех московских школах. За последние несколько лет они приобрели и позитивный, и негативный опыт. Причем если все школы города разделить на три группы, то они окажутся непропорциональны. Большая часть управляющих советов работает по принципам формально существующей структуры – «раз надо, мы соберемся», «мы на все согласны», «нас особо ничего не интересует». Вторая, существенно меньшая часть, – это отрицательные примеры, когда родители пытаются вмешиваться во все сферы управления школой, принося вред процессу, а не пользу. К сожалению, самая малочисленная пока группа – это управляющие советы, которые эффективно взаимодействуют со школьными администрациями. Мы хотим, чтобы в будущем количество последних только увеличивалось. Поэтому, полагаю, один из разделов нового закона об образовании города Москвы необходимо посвятить регламенту управляющего совета, в котором будут четко прописаны его полномочия.Отдельные заседания комиссии мы обязательно посвятим механизмам финансирования коррекционных школ и организаций дополнительного образования. В планах также и тема отдыха детей в каникулярное время.- В чем задача-максимум депутата Молева?- Создать максимально позитивные условия для быстрого роста московского образования, для реализации самых ярких и полезных проектов. Поскольку у депутата есть возможность включаться в острые ситуации и вести их до полного решения, моя задача – оперативно реагировать на возникающие проблемы и минимизировать связанные с ними риски.
Комментарии