search
main
0

Один в земле копается, другой в свету купается. Урок по теме «Организм растения – единое целое»

Серия «Современный урок» – это настоящий кладезь педагогических находок, высокого профессионального мастерства, всевозможных учительских ходов, направленных на то, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызывали интерес у школьников, желание больше узнать, с тем чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни. Новая книга серии содержит разработки уроков учителей-практиков и методистов, которые работают по курсу биологии издательства «Дрофа». Сегодня мы представляем урок по теме «Организм растения – единое целое» по учебнику Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм», который разработала учитель из г. Кирова Эмилия Аркадьевна НИКОЛАЕВСКАЯ.

Задачи урока

Образовательные: закрепить знания об органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока:

урок обобщающего повторения.

Ход урока

I. Перед началом урока на доске подготовлена схема, которая последовательно заполняется в течение всего урока. От названия каждого органа будут отходить дополнительные стрелки с ключевыми словами.

Все письменные работы по ходу урока выполняются на отдельных листах, там же выставляются оценки само- и взаимоконтроля. После урока листы сдаются учителю для подведения окончательных итогов.

II. Мотивация и целеполагание

Наша главная цель – обобщить и систематизировать знания об органах цветкового растения и доказать, что растительный организм – единое целое.

III. Систематизация и обобщение

Первое задание выполняется в группах по 4 человека. Группа получает гербарные экземпляры растений одного вида. Каждому ученику нужно дать характеристику одного из органов (корень, стебель, лист, цветок или соцветие). Учащиеся обдумывают ответы, а затем каждый член группы рассказывает о «своем» органе; ответы дополняются и уточняются. После этого учащимся предлагается сравнить свои ответы с информацией на карточке, предложенной учителем. Учащиеся обращают внимание на ошибки, неточности, при необходимости обращаются за помощью к учителю.

Каждая группа оценивает свою работу (красная карточка – «мы молодцы», желтая карточка – «будем стараться»).

IV. Проверка знаний

А. Корень.

Выполните задания.

1) Дополните схему на доске, добавив соответствующие термины. (На схеме появляются слова: главный, боковые, придаточные; стержневая и мочковатая корневые системы; корневые волоски; всасывание.)

2) Допишите предложения.

Все корни растения составляют ___.

Корни, отрастающие от стебля, называются ___.

На главном и придаточных корнях развиваются ___.

Кончик корня покрыт ___.

Длинный вырост наружной клетки корня в зоне всасывания называется ___.

Учащиеся выполняют работу письменно, а затем сравнивают свои ответы с ответами на доске.

Б. Стебель.

1) Дополняем схему на доске. (На схеме записываются слова: опора, транспорт; прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся; кора, камбий, древесина, сердцевина.)

2) Учащиеся устно в парах «ученик – учитель» проговаривают друг другу ответы на вопросы, затем сверяют их с эталоном ответа, который предлагает учитель, и оценивают работу друг друга.

Для работы в парах предлагаются следующие вопросы:

1-й вариант: Что такое побег? Что такое стебель?

2-й вариант: Что такое лист? Что такое почка?

В. Лист.

1) Дополняем схему на доске. (Записываются слова: простой, сложный; листовая пластинка, черешок; фотосинтез, дыхание, испарение.)

2) Учащиеся выполняют тест.

1. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то это, скорее всего:

а) однодольное растение;

б) двудольное растение.

2. Если у растения параллельное жилкование листьев, то у этого растения, скорее всего:

а) стержневая корневая система;

б) мочковатая корневая система.

3. Простыми называются листья:

а) с сетчатым жилкованием;

б) с одним черешком и одной листовой пластинкой;

в) с одним черешком и несколькими листовыми пластинками.

4. Главная функция листа:

а) фотосинтез;

б) всасывание воды;

в) транспорт веществ.

5. В листе преобладает ткань:

а) механическая;

б) основная;

в) проводящая.

После выполнения теста учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске и оценивают свои знания в соответствии с критериями: 5 верных ответов – «5», 4 верных ответа – «4» и т.д.

3) Отгадайте загадку.

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

Учащиеся анализируют данную загадку, отвечая на вопросы учителя:

– О каких органах растения идет речь?

– Зачем один в земле копается?

– Зачем другой в свету купается?

– Почему они друзья?

– Почему им нельзя поменяться?

– Какой орган помогает им дружить?

4) Формулируется обобщающий вывод о взаимосвязях вегетативных органов растения и о том, что растение – целостный организм. Задаются вопросы.

а) К каким органам относят корень, стебель, лист?

б) Как называются цветки, плоды, семена?

в) Есть ли взаимосвязь между вегетативными и генеративными органами растения? Какая? В чем она заключается?

Г. Цветок.

1) Дополняем схему на доске. (На схеме записываются слова: обоеполые, раздельнополые; чашечка, венчик, тычинки, пестик; опыление.)

2) Определите, какие суждения верны.

а) Цветки есть у всех растений.

б) Главная часть цветка – лепестки венчика.

в) Пестик состоит из завязи, столбика, рыльца.

г) Околоцветник – это чашечка и венчик.

д) Цветок – приспособление к опылению.

Учащиеся сравнивают свои ответы с образцом и оценивают свои знания.

Д. Плод.

1) Дополняем схему на доске. (На схеме записываются слова: сухие, сочные, односеменные, многосеменные; защита и распространение семян.)

После опыления и оплодотворения из завязи пестика образуется ___.

Плоды бывают ___ и ___.

Из расположенных в завязи семязачатков образуются ___.

Плоды – это приспособления для __.

Внутри плодов есть ___.

Е. Семя.

1) Дополняем схему на доске. (На схеме записываются слова: однодольные, двудольные; семенная кожура, зародыш, запас питательных веществ.)

2) Найдите лишнее понятие:

а) зародышевый корешок, семядоля, эндосперм;

б) зародышевый стебелек, зародышевая почечка, семенная кожура.

Учащиеся подводят итоги своей деятельности, определяют итоговую оценку, подсчитывая средний балл за все выполненные работы.

V. Применение знаний.

Давайте попробуем теоретические знания применить на практике.

1) Назовите растения, у которых человек использует:

а) корни;

б) листья;

в) стебли;

г) плоды;

д) семена.

2) Какой орган используется человеком у следующих растений:

а) астры;

б) томаты;

в) овес;

г) укроп;

д) редька;

е) груша.

3) Приведите факты, доказывающие, что организм растения – единое целое.

VI. Рефлексия.

1) Обращаемся к схеме на доске: «Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности? Кто из вас доволен результатами своей работы?»

2) Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения – единое целое.

VII. Домашнее задание.

1) Для тех, кто допустил ошибки, еще раз повторить материал об органах растений.

2) Желающие могут выполнить творческое задание: в форме сказки, репортажа, детектива, фантастического рассказа обосновать необходимость полученных знаний.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте