search
main
0

Один в поле воин,. или Время собирать камни

За почти что два десятка лет работы в редакции приходилось сталкиваться с разными людьми, приносящими свои статьи в газету, – профессионалами своего дела и только начинающими свой трудовой путь, интересными и не очень, запоминающимися и теми, чьи лица быстро стирались из памяти… Кто-то писал две или три статьи, кто-то вел колонку год или даже два, а кто-то становился другом редакции на многие годы, даже десятилетия. Среди этих немногих – учитель русской словесности, коренной москвич Лев Соломонович Айзерман, по многим причинам особенный. В первую очередь потому, что ему довелось прожить яркую и долгую жизнь, на его веку менялись эпохи и политические системы, рушились целые империи, на смену им приходили новые. Айзерман менялся вместе со страной, избавляясь от иллюзий и розовых очков, при этом не изменяя главному – детям и самому себе.

…В школу он пришел в 1952 году, за больше чем шестьдесят лет учительства Лев Соломонович написал 21 книгу и сотни статей, многие из которых были опубликованы именно в «Учительской газете». Если бы меня попросили назвать главные качества этого человека, я бы, не задумываясь, сказала – неравнодушие и страсть к чтению. Прожив на свете больше восьмидесяти семи лет, Лев Соломонович не перестает живо откликаться на все то, что происходит в сегодняшнем мире, будь то публикация в журнале или политическое событие.  Ну а главная сфера интересов для Айзермана по-прежнему школа и уроки литературы. Впрочем, рассуждая об уроках литературы, Лев Соломонович пишет не только о них, а, по сути, о нашей жизни с ее проблемами и нравственными исканиями.   Две недели назад Лев Айзерман принес в редакцию свою новую книгу «Уроки шестидесятилетнего опыта преподавания литературы в школе» (М. – СПб.: Нестор-История, 2016, 152 с.). Как оказалось, тираж мизерный – всего-то 400 экземпляров, которые Лев Соломонович издал за свои собственные деньги.- Издательствам невыгодно печатать такие книги, как моя, – говорит Айзерман. – Посмотрите, что продается в книжных магазинах: «Как сдать ЕГЭ», «Как написать сочинение». Самое главное в обучении – процесс обучения. Но кого это интересует? Как сказала одна директорша школы учительнице литературы: «Меня не интересует, что вы там делаете на своих уроках. Но мне нужны победители олимпиад. Идите и готовьте!» «Мне нужны учителя, которые делают мне стобалльников», – уведомил новый коллектив другой директор.  Я же человек старый и старомодный. Я пишу об уроках литературы.    Главный герой новой книги Айзермана… школьный урок, который Лев Соломонович называет «клеточкой школьного организма». В нем  все начала и все концы.«Но вспоминается о школьном уроке, пишут  о нем только по великим праздникам конкурсов «Учитель года». Да и есть хоть одна книга с избранными  уроками этого конкурса за эти 25 лет? Зайдите  в книжный магазин  – ни одной книги о реальных уроках реальных учителей там нет. Только то, что на выходе: подготовка к ЕГЭ, классика в кратком изложении, готовые сочинения, готовые рефераты, доклады»,  – пишет в предисловии к своей книге Лев Соломонович.По сути, книга – это   14 глав, в названии которых так или иначе есть слово «урок»: «Зачем я иду на урок литературы», «Другая модель урока», «Уроки разномыслия и разночувствия», «О бедном уроке замолвите слово»… Какие-то из этих глав вышли  как статьи в разных журналах, какие-то – из рукописей прошлых лет или из неопубликованного. Каким должен быть школьный урок литературы, если большинство учеников не читают произведения классиков, узнавая содержание из краткого пересказа на трех страницах. Что говорить о детях, если, по некоторым данным, до 70 процентов  нынешних учителей-филологов не читали романа «Война и мир». «У меня «Произведения русской литературы в кратком изложении», – пишет в своей книге Айзерман. – «Собачье сердце» на трех страничках. «Однажды вечером Шариков привел в квартиру девушку, на которой собрался жениться. Профессор все рассказал ей про Шарикова, и тот в отместку написал про него донос, который, к счастью, попал в руки одного из пациентов Преображенского. Филипп Филиппович приказал  Шарикову убраться из квартиры. Но тот показал профессору кукиш и вынул из кармана револьвер. Это было последней каплей. Через несколько секунд распростертый  Шариков лежал на кушетке. Борменталь душил его маленькой подушкой. А профессор  в ужасе метался рядом. В квартире наступила тишина».  «Русская литература распивочно и на вынос»,  – делает вывод учитель.В этой книге вы  не найдете конкретных советов и методических разработок. Она хороший повод задуматься о смысле жизни и о предназначении школьных уроков литературы, о предназначении учителя.  О воспитании патриотизма и о ценностях мнимых и вечных. Книга Айзермана для думающего, ищущего педагога, ведь речь здесь идет, по сути, не только о литературе, а о том, как, осмысливая прошлое, двигаться в будущее. Не сбрасывая при этом с «корабля современности» Пушкина, Достоевского и Толстого.«Время собирать камни. Время смотреть вперед, оглядываясь назад. Время думать о сделанном, несделанном и о путях движения вперед…»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте