«Сильная первичка – сильный профсоюз!» – под таким девизом в Алтайском крае состоялся слет первичных профсоюзных организаций Каменского образовательного округа. На форум съехалось более восьмидесяти представителей из девяти районов и Камня-на-Оби. Руководители и председатели первичных профорганизаций школ, детских садов и учреждений дополнительного образования собрались, чтобы поделиться опытом, обсудить насущные проблемы и найти пути укрепления профсоюзных рядов.
Приветствуя участников слета, заместитель главы администрации Камня-на-Оби Валерий Филиппов и заместитель главы администрации Каменского района Виталий Герман отметили, что краевая организация профсоюза работников народного образования живет и развивается, поэтому ее голос, выражающий интересы большинства педагогов, хорошо слышен в структурах власти, и мнение Каменской территориальной организации они ценят и учитывают.Значимость повседневной работы, которую ведут председатели первичек, подчеркнула заместитель председателя крайкома профсоюза Светлана Иванищева: «Быть лидером непросто. Необходимо ежедневно оправдывать доверие коллег конкретными делами. От личных качеств, профессионализма председателя первичной организации зависят и имидж профсоюза, и его работоспособность. Первичка – центр решения многих проблем. Именно поэтому от грамотных действий профкома, правильно выстроенной системы социального партнерства зависит успех нашего общего дела».Татьяна Осадченко, председатель Каменской территориальной организации, в своем выступлении говорила о положительной роли, которую играет профсоюз в процессе введения новой системы оплаты труда. Действительно, в ходе практической реализации нормативно-правовой базы НСОТ появлялись проблемы, связанные с недостаточным финансированием, оптимизацией расходов, распределением стимулирующих надбавок, неготовностью некоторых руководителей образовательных учреждений и педагогических работников перестраиваться. До сих пор много нареканий вызывает размер базовой части зарплаты, ее зависимость от стоимости ученико-часа.«Вопросов много, но и ответы на них находятся. Потому что руководители образовательных учреждений стали видеть в профсоюзе равноправного партнера, – считает Татьяна Осадченко. – Ни один директор единолично не может смоделировать справедливое распределение средств на оплату труда. Председатели профорганизаций не остались в стороне, приняли активное участие в разработке локальных нормативных актов, касающихся НСОТ. Где есть взаимопонимание, где социальное партнерство существует не на словах, а на деле, где вопросы оплаты труда решаются гласно, со многими проблемами удается справиться».Как повысить авторитет профсоюза и усилить его влияние в коллективах? На слете председатели первичек и работодатели вместе попытались найти ответ на этот вопрос.Татьяна ДЬЯЧКОВА, председатель первичной профорганизации Дубровинской средней школы Романовского района:- Профсоюзным лидером быть очень непросто, а в педагогическом коллективе особенно. Ведь сегодня многие думают не о том, что надо сделать для профсоюза, а о том, что профсоюз должен сделать для них. По старой памяти ждут подарков, путевок, развлечений, отдыха в оздоровительных лагерях. Но если сохранять такой настрой, то сильной профорганизации не будет. Вопросы оплаты и условий труда должны решаться в процессе коллективных переговоров. Вести такие переговоры эффективно и грамотно работники способны только через профком. Заключая коллективный договор, профсоюз постоянно поднимает планку гарантий: добивается роста зарплаты, улучшения условий труда, увеличения продолжительности отпуска для определенной категории работников.Противостояния с администрацией у нас нет – директор школы несколько лет возглавлял профорганизацию, трудности общественной работы испытал на себе. Поэтому помогал, учил, направлял.Дилеммы – быть членом профсоюза или не быть – у работников нашей школы не возникает. Потому что на часто задаваемый вопрос: «Профсоюз, какие предложения? – директор всегда получает четкий ответ. Без профсоюза в нашей школе не проводится аттестация учителей, не распределяется учебная нагрузка, не рассматриваются вопросы поощрения и награждения. Для нас главное – понимать, что нужно людям, и пытаться решить их проблемы.Наталья КАПИНА, председатель первичной профорганизации Харитоновской средней школы Завьяловского района:- Работаю в школе 18 лет, все это время профсоюзная организация не прекращала свою деятельность. В этом учебном году пять молодых педагогов пополнили наши ряды. И сегодня мы имеем стопроцентное членство. За последние пять лет не было ни одного заявления о выходе из профсоюза. В ходе анкетирования на вопрос «Что значит для вас профсоюз?» большинство коллег ответили: общение, солидарность, поддержка и защита. Такие ответы нас радуют. Мы действительно ставим перед собой задачу по сплочению коллектива. Хотим, чтобы все работники школы – и технический персонал, и администрация, и учителя – были объединены не только профессиональной деятельностью, но и досугом. Только в таком дружном коллективе есть место новым творческим начинаниям, профессиональному росту. Если профком и администрация школы заинтересованы в создании хороших условий труда, то и работники будут чувствовать себя комфортно и уверенно.Лариса ДИМАКОВА, председатель первичной профорганизации Каменского аграрного техникума:- Зачем нужен профсоюз? Этот вопрос задается нашими коллегами из-за отсутствия достоверных сведений о деятельности профсоюза и его задачах на современном этапе. Есть в этом и наша вина – не дошли до каждого, поленились подготовить информацию и озвучить ее. А между тем отвечать на вопросы «почему нужен», «зачем нужен», «кому нужен» надо именно нам с вами.Почему нужен профсоюз? Это единственная общественная организация, имеющая по закону право и способная на деле защищать интересы работников. Мы объединяемся, чтобы решать насущные проблемы. Сегодня поднимаются и обсуждаются такие вопросы, как увеличение пенсионного возраста, отмена государственных гарантий по минимальному размеру заработной платы. Мы знаем, как долго откладывался и с какой неохотой рассматривался вопрос о повышении МРОТ. И первым, кто встал на защиту интересов граждан, был профсоюз, хотя средства массовой информации не особо афишируют этот факт.Зачем нужен профсоюз? Для ответа на этот вопрос вернемся в историческое прошлое, на сто с лишним лет назад, когда зародилось профсоюзное движение. Целью создания профсоюзов было не получение материальных благ и путевок, а решение острых насущных проблем. Сильно ли изменился перечень сегодняшних проблем? Как и сто лет назад, необходимо решать вопросы низкой оплаты труда. Зарплата некоторых категорий педагогических работников держится на уровне чуть выше прожиточного минимума, а у обслуживающего персонала с трудом дотягивает до МРОТ. Периодическое повышение размера пенсии поглощается повышением цен на продукты и коммунальные услуги. Поэтому, достигнув пенсионного возраста, многие вынуждены продолжать работу, чтобы более или менее достойно жить. Финансирование затрат на охрану труда осуществляется по остаточному принципу, аттестация рабочих мест не проводится.Как видим, список проблем современного общества не сильно изменился, и кому, как не работнику, знать обо всех насущных проблемах. Но один в поле не воин. Чтобы отстоять свои интересы, мы должны объединяться и сплачиваться.Именно такая задача в недалеком прошлом стояла перед нашим коллективом. Мы смогли остановить распад профсоюзной организации, по крупицам восстанавливали партнерские отношения с администрацией. Для этого поставили перед собой цель: профком не должен работать формально, нас выбрали, будем активными и инициативными. Проанализировали, почему люди выходят из профсоюза. Оказалось, из-за неосведомленности. Начали работать над этим: больше внимания уделяли мотивации, информированию. И сегодня в нашем коллективе не звучит вопрос «Что мне дает профсоюз?». Задают другие вопросы: профсоюз одобрил? Профком проверил? Председатель профорганизации дал согласие? В коллективе поняли, что без профсоюза не обойтись. Понимает это и директор техникума Геннадий Иванович Морозов, когда говорит: «Если председатель профорганизации одобрил локальный акт, я смело ставлю свою подпись».Вера ЛИНКЕР, директор Ключевской основной школы Тюменцевского района:- Многие работодатели частенько говорят: «Зачем профсоюз, он будет только мешать». Это позиция недальновидного человека. Такой работодатель остается с проблемами один на один.Умные руководители, желающие добра не только себе, но и своим работникам, видят в профсоюзе партнера, а не врага. В этих случаях профсоюз платит той же монетой – честным, добросовестным трудом. Сегодня он не перевоспитывает лодырей и прогульщиков. Теперь он защищает квалифицированный труд, его достойную оплату, права работников. Поэтому работодателю не стоит спорить с профсоюзом, надо вести с ним диалог на равных. Наша совместная цель в том и состоит, чтобы согласовать такие социально-трудовые условия, которые бы удовлетворили и работников, и работодателя.Умный директор конфликтовать с профкомом не будет, потому что роль профсоюза в школе сегодня велика. Профсоюзная помощь при реализации НСОТ уберегла многих директоров школ нашего района от ошибок и нарушений.Мне могут возразить, что не всегда профсоюз может отстоять права работника, не во всех образовательных учреждениях сильна профорганизация. Да, во многом ее сплоченность и численность зависят от профсоюзного лидера. Идя на переговоры с работодателем, за своей спиной он должен чувствовать большую армию. В нашей школе профсоюзная организация объединяет в своих рядах всех работников. Мы говорим не «я и профсоюз», а «профсоюз – это я!».Участники слета говорили о том, что для привлечения педагогов в профсоюзные ряды необходимо искать новые формы деятельности, как можно шире пропагандировать опыт председателей первичек, на которых нужно равняться, развивать социальный диалог. «Чтобы осуществлять защитную функцию профсоюза через коллективные договоры и различные формы социального партнерства, нашим организациям на местах нужно теснее взаимодействовать с работодателями, органами управления образованием, исполнительной и законодательной властью», – подчеркнула Светлана Иванищева.Ключевую роль в процессе повышения качества образования играет учитель, профессионализм и авторитет которого формируется в педагогическом коллективе. Сплотить такой коллектив способна только сильная профсоюзная организация.Алтайский край
Комментарии