В этом году на педагогическом совете Ленинградской области много говорили об успехе как таковом, тем более что этой теме была посвящена дискуссия с интерактивным голосованием. Эксперты и зал пытались найти путь от качественного образования к успешной личности. Для развития сюжета обратились к школьникам разных возрастов, которые высказали свое мнение относительно того, что такое успех. Любопытно, что молодежь представила целую палитру видений успеха. Так, кто-то считает, что успех – это «когда все получается», кто-то убежден, что успех – это долгая, кропотливая, трудная работа, кому-то успех представляется удачей, а кто-то уверен, что успех приходит к тому, кто всегда остается собой. Любопытно, что кто-то из детей даже высказал вполне философскую мысль о том, что успех – это и есть жизнь.
В несколько ином ключе попросили ответить и взрослую аудиторию. Прежде всего педагоги должны были решить, что для них важнее – личный успех, успех коллектива или успех региона и страны в целом. За личный успех высказались почти 60%. Второй вопрос, не менее интересный, предлагал педагогам определить, помогает и воспитывает конкуренция в учебе и жизни или же мешает? 81% проголосовавших убеждены, что помогает и воспитывает. В то же время учителя-практики, которые были приглашены в качестве экспертов, осторожно заметили, что личный успех все-таки часто является частью успеха коллектива и нужно стремиться к балансу между личным и коллективным. Сейчас, к счастью, создаются условия, для того чтобы и дети, и взрослые могли почувствовать собственный успех, находясь в рамках коллектива.С мнением практиков согласилась и член-корреспондент РАО, заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета доктор педагогических наук, профессор Елена Казакова. В частности, она заметила, что нужно уже преодолеть ориентацию на общую индивидуализацию, на частные достижения, потому что, во-первых, это практически всегда порождает потребительскую позицию, а во-вторых, человек, заточенный исключительно на личный успех, очень редко достигает успеха в семье, редко умеет отступить от своего, для того чтобы кому-то помочь, из-за чего оказывается несчастен в профессии. По мере его «роста» вдруг начинает выясняться, что для того, чтобы достигать какого-то реального продвижения, что-то делать, нужно уметь видеть другого, нужно с ним не конкурировать, а сотрудничать, радоваться удачам друг друга.В нашем обществе личный успех зачастую воспринимается как позиция «я победил, а ты проиграл», однако важнее совершенно другая стратегия – «мы все имеем право быть счастливыми, быть успешными, я победил, и ты победил». Такая концепция более продуктивна.Впрочем, то, что стремление к личному успеху менее результативно, доказывает и чистая прагматика – сегодня достичь чего-то весомого можно только в команде.- Хотя нужно признать: человечество начинает мыслить более разумно, – дополняет Елена Казакова. – В образовательном стандарте прописано, что проектная культура – это в том числе культура командообразования. Есть в стандарте и про искусство коммуникации и совместной деятельности. Мы так долго говорили об индивидуализации, о том, что личность имеет право быть личностью, что забыли: личность формируется в обществе, поэтому эта общественная характеристика – умение жить рядом с другими в мире, в поддержке – начинает теряться. Мир делает ставку на конкуренцию, но я не считаю, что конкуренция помогает, воспитывает и развивает. Этим обладает другая ступень конкуренции, когда я конкурирую только с собой за бо́льшие возможности, для того чтобы создать вокруг себя мир, соответствующий моим представлениям о благе.Увы, мы стали бояться слова «коллектив», но это хорошее слово. С трудом верится, что можно прийти домой, сесть на диван и стать абсолютно счастливым. Безусловно, в одиночестве есть свои хорошие моменты, но нельзя забывать, что мы так поэтизируем одиночество именно потому, что оно редко случается.Санкт-Петербург
Комментарии