В муниципальной системе образования Омска работают 585 молодых специалистов. 257 из них пришли в прошлом году – почти на сотню больше, чем, к примеру, пять лет назад. Причем в последние годы выпускники педвузов не просто приходят, а приходят и остаются: если прежде в школе задерживалось не более половины новеньких, то теперь процент молодых учителей Омска, верных педагогике, – 94!
Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск
Льготные условия
В новом учебном году молодых в учебных заведениях Омска ожидается и того больше – 400. Такого наплыва выпускников педвузов не было с советских времен. Правда, тогда их направляли в школы и детсады принудительно, по распределению. Теперь они это делают сами, добровольно, хотя зарплата молодого педагога по-прежнему оставляет желать лучшего, да и статус учителя поднимается крайне медленно. Что привлекает молодых в муниципальной системе образования Омска? Ведь быть молодым вообще трудно, а молодым педагогом – вдвойне.
– Самый трудный – это первый год в школе. Он решающий – быть или не быть тебе учителем, уйти или остаться. Мне повезло – я попал в школу №73, где молодых специалистов ценят. Нас четверо, нас наставляют, помогают, поддерживают. Но, к сожалению, есть еще школы, где молодой педагог оказывается в коллективе одиноким. А ведь еще и дети устраивают проверки чужаку. Не знаю, как раньше, но сейчас быть учителем очень трудно, – рассказывает Денис Толкачев, учитель истории и обществознания средней школы №73 города Омска.
Денис пришел в школу два года назад, после истфака. Сейчас получает второе высшее образование – юридическое, которое, на его взгляд, необходимо, если хочешь расти по служебной лестнице. Решился учительствовать не сразу – сомневался, думал. Историю любит с детства, и педагогика привлекала, но пугало безденежье. Окончательное решение Толкачев принял, случайно попав на торжественное вручение мэром Омска Виктором Шрейдером ключей от новых квартир работникам бюджетной сферы: врачам, медсестрам, тренерам, библиотекарям. Это стало возможным благодаря городской целевой программе «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях Омска» в 2007-2010 годах. По ее условиям жилье переходит в собственность, когда специалист проработает в городской социальной сфере 10 лет. Взять на себя такую ответственность, загадав на десятилетие вперед, решается не каждый. Тем не менее в 2008-2009 годах из муниципального специализированного жилищного фонда предоставлены квартиры четырнадцати молодым педагогам, несмотря на кризис. Скоро и очередь Дениса подойдет.
– Для повышения качества образования и внедрения новых современных технологий в учебно-воспитательный процесс приток молодых кадров необходим, – считает Надежда Журова, главный специалист Департамента образования администрации города Омска, «крестная» педагогической молодежи Омска, разработчик и куратор уникального конкурса молодых учителей «Открытие». – Положительная тенденция наметилась в 2006 году, когда администрация города стала принимать серьезные меры для их закрепления. Наш департамент стал одним из разработчиков муниципальных правовых актов, обеспечивающих эффективную социально-экономическую поддержку молодых специалистов, организовал работу по выполнению общегородской целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях города Омска». Сейчас сформирована единая база данных о молодых специалистах, поступивших на работу в школы, детсады, учреждения допобразования города. Ежегодно организуются встречи с представителями педагогического университета, колледжами, где разъясняются положения программы, возможности выпускников. Информация о вакансиях по педагогическим специальностям в муниципальных образовательных учреждениях ежегодно направляется во все кадровые агентства вузов и ссузов. Молодые педагоги получают единовременную денежную выплату в размере 20000 рублей, ежемесячную доплату к должностному окладу от 1000 до 2500 рублей.
Доброй традицией стал городской профессиональный конкурс молодых учителей «Открытие». Новички педагогики, отработав в школе всего год, представляют на суд жюри свою педагогическую концепцию. Такого конкурса больше нет нигде, кроме Омска. В рамках программы стало возможным серьезно поощрять лучших: призовой фонд ежегодно составляет 70000-80000 рублей. Победитель получает ценный приз на сумму 30000 рублей, серебряные и бронзовые призеры – на сумму 20000 и 10000. Впрочем, ни один из участников конкурса не остается без награды – молодые педагоги аттестуются на первую или вторую квалификационные категории, что является для них существенной материальной поддержкой. Из числа перспективных молодых специалистов формируется резерв руководящих кадров муниципальных организаций бюджетной сферы Омска.
Игры для дела
Но ни «Открытие», ни меры социальной поддержки не могли решить проблему адаптации молодых в первый, самый сложный, год работы. В Департаменте образования давно поняли, чего не хватает «первогодкам» – неформального общения с такими же новенькими. Общественный орган – городской Совет молодых специалистов – создали еще в 1997 году, но работа шла тяжело: ну не желала молодежь ко всем своим нагрузкам добавлять еще и общественную. Пытались назначать членов совета сверху, выбирая самых активных, уже показавших себя на конкурсе «Открытие».
– Потом мы поняли, что участников конкурса в эту работу втягивать не стоит, – делится опытом Вадим Зубовский, заместитель директора по учебно-воспитательной работе специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №7 по легкой атлетике, который третий год руководит городским Советом молодых специалистов. – Во-первых, поздновато, во-вторых, я сам когда-то победил в «Открытии» и знаю, как после этого хочется реализовать педагогический потенциал, на практике отточить свою методику. Ни на что другое времени не остается. И вообще нельзя в общественный орган никого назначать – толку от этого мало. Сейчас в совет входят руководитель, его заместитель и пять членов совета – руководителей окружных советов молодых специалистов, у каждого из которых своя команда. Руководителей окружных советов подбирали интуитивно – смотрели, кому интересна общественная деятельность, кому мало школьных стен. Предлагали, но не настаивали. Денис Толкачев, например, скромный, но энергичный парень, интересующийся всем на свете, сам подошел ко мне на ежегодной встрече молодых с директором и специалистами Департамента образования. Денис практически сразу стал руководителем Совета молодых специалистов Октябрьского округа, как-то так получилось, что и Ленинский округ к ним подтянулся. Наладил хорошие отношения с профсоюзом, регулярно собирает свою молодежь во Дворце творчества на семинары по психологическим, юридическим, организационным, методическим вопросам. Никто никого не заставляет, никакой обязаловки, но народ стал подтягиваться! А на ставшую традиционной секцию волейбола, которую Толкачев с молодым учителем Султаном Юсуповым организовали в школе №40, коллеги приезжают из других районов.
Как ни странно, совместные игры молодых – и спортивные, и интеллектуальные – повлияли и на традиционные мероприятия, организуемые Департаментом образования, сделав их живее, интереснее, массовее. Городской семинар для молодых специалистов по правовым знаниям, который департамент с 2007 года проводит вместе с областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки, теперь собирает значительно больше слушателей. Вчерашние выпускники вузов и колледжей с удовольствием участвуют в работе городского методического сообщества «Развитие творческого потенциала молодого учителя». Они желанные гости в Совете ветеранов образования Омска. В последнее время члены Совета молодых педагогов стали принимать активное участие в работе молодежной секции совета при мэре города Омска по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. А недавно Денис Толкачев и Иван Савостин вернулись окрыленные с форума молодых педагогов, который проходил в Республике Марий Эл, – опытом их работы заинтересовались коллеги из других регионов России, коих на форуме было представлено 22. И сами нашли, чему поучиться у товарищей, ведь для молодых все только начинается.
Комментарии