Вот уже несколько лет Сызрань живет по своим арифметическим законам: поезжайте в местный Губернский колледж и сами убедитесь, что один, к примеру, умножить на пять будет равнятся одному. И никак иначе!
Еще не так давно их было ровно пять, и друг к другу они не имели ровным счетом никакого отношения. А потом встал вопрос: яркая, респектабельная жизнь или медленное угасание. Последним не соблазнились, и началось объединение: слились железнодорожный и нефтеперерабатывающий технический лицей и сельскохозяйственное ПТУ. Затем к ним присоединились строительный лицей и педагогический колледж. В минувшем учебном году к симпатичной ромашке – эмблеме Губернского колледжа – прибился еще один лепесток – машиностроительный лицей. Каждый вновь прибывший получил статус профиля и собственного директора учебных программ.
– Самые громкие споры вызвало не само объединение, а слияние технического и педагогического направления. Но время показало, что все это себя оправдало, – говорит Сергей Марфин, директор Губернского колледжа. – Слияние это решило массу проблем. Казалось бы, педагогические коллективы остались прежними, сохранили свои кресла многие руководители. Зато исчезла ненужная суетливая конкуренция. Раньше учебные заведения, чтобы привлечь к себе абитуриентов, все разом открывали новомодные специальности: в итоге везде конкурс небольшой, а уровень преподавания – средненький, потому что средств откровенно не хватало. Новая специальность – удовольствие не из дешевых. Только педагогическому колледжу, превратившемуся у нас в социально-педагогический профиль, слияние принесло девять новых специальностей.
Еще один немаловажный плюс объединения – совместное использование материальной базы. Если какому-то профилю чего-то не хватает – лабораторий, мастерских, – они могут воспользоваться всем необходимым у соседа. И все это без лишних бумажек и бюрократических сложностей.
Сразу после слияния в колледже были созданы системообразующие службы: научно-методическая, психологическая, хозяйственная, финансовая. Самая большая ставка – на отдел маркетинга. Он проводит постоянные исследования рынка труда и налаживает контакты со всеми потенциальными партнерами – крупными предприятиями и малыми фирмами. Работодателям больше не нужно метаться по городу в поисках квалифицированных специалистов, отныне любой директор знает, что есть крупное учебное заведение, с которым можно договориться о подготовке специалиста любого профиля и уровня. Сейчас у Губернского колледжа около 60 партнеров, с которыми заключены официальные договора, всего же сотрудничество ведется с 240 предприятиями. Специально для нефтяной компании “Юкос” открыты несколько новых специальностей – “Оператор нефтепереработки”, “Слесарь по ремонту технологического оборудования” и “Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике”. “Юкос”, заинтересованный в квалифицированных кадрах, на помощь не скупится: в прошлом году перечислил на счет колледжа 3 млн. рублей, в этом году уже пришел первый миллионный транш. Завод “Пластик”, спутник знаменитого “ВАЗа”, выделил 2 миллиона на внедрение и развитие специальности “Оператор литьевых машин”. О том, что такое готовить кадры в пустоту, Губернский колледж теперь и знать не знает.
Не меньше, чем “внебюджетные” отношения с крупными промышленниками, руководство колледжа волнует процесс создания системы непрерывного образования. Для этого разработаны интегрированные планы начального профессионального образования и среднего профессионального образования. Ведутся переговоры с несколькими вузами о создании на базе колледжа их представительств. Не выпускаются из виду и потенциальные абитуриенты: Губернский колледж работает с четырьмя школами, в которых открыты профильные и технологические классы. Старшеклассники знакомятся со всеми предлагаемыми специальностями и свою, единственно необходимую, выбирают уже абсолютно осознанно.
– Сегодня в Губернском колледже только на очном отделении учатся три тысячи студентов, – рассказывает Сергей Григорьевич. – 1500 человек в год проходят у нас краткосрочные курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Такие курсы, кстати, – прекрасная возможность пережить ожидающий нас в скором времени демографический кризис, когда каждый специалист будет на вес золота.
– Какие специальности считаются у вас самыми престижными?
– Конкурс есть на все специальности, но где-то он, правда, совсем небольшой, а где-то – на нефтепереработку, автомобилестроение, химическую промышленность – до восьми человек на место доходит. Престижно то, что впоследствии принесет большую зарплату. А вот на педагогический профиль конкурс, увы, уменьшается с каждым годом…
– Самая большая проблема, стоящая сегодня перед НПО и СПО, – острая нехватка мастеров производственного обучения.
– Кадровый кризис в образовании действительно не за горами. Не хватает мастеров, преподавателей спецтехнологий. Им выгоднее идти на производство, там больше платят. Мы эту проблему решили: открыли на базе педагогического профиля специальность “Профессиональное образование” и готовим мастеров производственного обучения, которые, получив диплом, останутся у нас.
– А почему все-таки вы назвали свой колледж не как-нибудь, а именно Губернским?
– Губернский – значит многопрофильный, принадлежащий не просто городу, а целой губернии. А значит, и работаем мы не только на город, но и, смею надеяться, на целую губернию.
Анна НИКОЛАЕВА
Комментарии