С момента своего основания в 1968 году корпорация Intel активно сотрудничает с правительственными учреждениями и организациями для предоставления молодежи стран мира образования, столь необходимого сегодня для того, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда в глобальном масштабе. Корпорация Intel утверждает, что чудеса творят не компьютеры, а учителя.
Почти десять лет программа «Intel. Обучение для будущего» (Intel Teach) дает возможность преподавателям успешнее обучать школьников во всем мире. Учителя получают навыки, как удачнее и полезнее использовать информационные технологии и средства связи на уроках для развития критического мышления и навыков совместной учебной исследовательской деятельности учеников. На сегодняшний день свыше 5 миллионов преподавателей в более чем 50 странах мира прошли подготовку по этой программе, а к 2011 году планируется увеличение данного числа до 13 миллионов учителей.
С 2002 года в российских учебных центрах программы «Intel. Обучение для будущего» 500 тысяч учителей школ и студентов педагогических вузов освоили методики включения элементов компьютерного обучения в учебный процесс.
Корпорация Intel ставит перед собой еще более масштабную цель: в течение пяти лет подготовить в России более 1 миллиона учителей-практиков и студентов педагогических университетов к исполнению ими своей высокой миссии – воспитанию людей нового тысячелетия.
В сентябре прошлого года на конференции ассоциации «Глобальная инициатива Билла Клинтона» (CGI) было объявлено о том, что Intel обязуется внедрить онлайн-версию своей программы подготовки преподавателей. Это поможет миллионам учителей в 15 странах использовать компьютерную технику, программное обеспечение и современные средства связи в процессе преподавания. Тем самым уровень обучения школьников и студентов станет намного выше, чем это было прежде.
В декабре 2007 года программа «Intel. Обучение для будущего» получила одобрение комиссара Евросоюза по образованию, культуре и делам молодежи Яна Фигеля. Комиссар приветствовал работу корпорации в сфере образования и выразил восхищение высоким профессионализмом специалистов, проявленным в ходе реализации программы.
С тех пор по программе было обучено более 2 миллионов преподавателей в странах Европы, Среднего Востока и Африки и свыше 5 миллионов в других регионах мира. Сегодня 89 процентов учителей сообщают о высокой полезности компьютерных технологий в учебном процессе.
Программа «Intel. Навыки успеха» (Intel Learn) призвана помочь молодым людям в развивающихся странах получить столь необходимые сегодня навыки компьютерной грамотности, освоить алгоритмы принятия решений и приемы совместной работы в коллективах. В этом направлении Intel работает совместно с правительственными учреждениями и местными организациями. Программа была запущена в 2004 году, и сегодня в соответствии с ней обучаются более 250 тысяч студентов в Европе и странах Среднего Востока.
Корпорация Intel инициировала и другую, особую образовательную программу, которая позволяет девушкам и юношам из регионов с недостаточно развитой инфраструктурой ИТ получать доступ к передовым технологиям, а также стать более мотивированными и уверенными в себе. Для этого создается сеть компьютерных клубов, которая основана на модели обучения, разработанной Бостонским музеем науки, а также исследовательским центром Media Labs Массачусетского технологического института, и осуществляется в Дании, Ирландии, Израиле, Иордании, России и так далее. 25 тысяч молодых людей из 20 стран участвуют в работе ста компьютерных клубов, включая 16 подобных учреждений в девяти странах Европы, Среднего Востока и Африки.
Программа поддержки высшего образования (Intel High Education) обеспечивает продвижение инноваций в рамках совместной работы с университетами и правительственными учреждениями во всем мире. Она способствует внедрению наиболее современных технологий в повседневную жизнь человечества. С этой целью выделяются гранты на научно-исследовательские работы, проводятся конференции по предпринимательской деятельности в инновационных областях, осуществляется практическое обучение под руководством специалистов корпорации. Подобная практика освоена во Франции, Германии, Италии, России, Испании, Швеции, Турции, Великобритании и ряде других стран мира.
Тесное сотрудничество Intel с ведущими российскими университетами выливается в обеспечение их финансированием и оборудованием, необходимыми для проведения научных исследований. Во время своего визита в Россию в 2005 году главный исполнительный директор корпорации Крейг Барретт объявил, что Intel предоставит гранты шести российским университетам, которые включат в учебный план изучение архитектуры многоядерных процессоров. Более того, он объявил о создании сети центров высокопроизводительных вычислений, задача которых будет заключаться в обработке данных исследований академических институтов и индустрии. Первый «узел» этой сети был открыт МГУ совместно с «Росгидрометом».
Тогда же было объявлено и о том, что в 20 университетах будет реализована программа, посвященная бизнес-внедрению научных проектов. По словам Барретта, многие выпускники вузов обладают интересными идеями, но многие из них не находят сил для реализации их в виде деловых проектов.
Международный смотр научно-технического творчества школьников Intel ISEF проводится с 1950 года под эгидой некоммерческой организации Science Service. С 1997 года генеральным спонсором ISEF выступает компания Intel. За это время число участников смотра увеличилось наполовину, а количество стран, регионов и территорий, присылающих на конкурс своих представителей, – на 70 процентов.
Стоит подчеркнуть, что корпорация еще несколько десятилетий назад приняла на себя обязательства по реализации права молодежи на образование. Ежегодно Intel вкладывает более 100 миллионов долларов в повышение качества образования, в первую очередь в математике, естественных науках и сфере высоких технологий.
Сотрудники корпорации в мире уделяют много времени занятиям с учениками местных школ, выступая в роли наставников, читают лекции, разъясняют математические правила и законы, курируют производственную практику, а также приводят примеры задач, с которыми инженеры сталкиваются в своей трудовой деятельности. Только за последние 10 лет ими было добровольно проведено 1,2 миллиона часов занятий со школьниками и привлечено на эти цели средств в размере свыше 10 миллионов долларов.
В будущем экономика будет еще сильнее зависеть от образованных людей, а конкурентоспособность специалистов – от уровня образованности рабочей силы. Поэтому вложения в систему просвещения чрезвычайно важны.
Одна из наиболее интересных инициатив компании Intel последних лет – создание среды электронного обучения «Один ученик – один компьютер».
«Нужно отметить, что Россия находится отнюдь не на последних местах среди других стран мира по уровню информатизации образования и внедрению информационных технологий в учебный процесс, – рассказывает руководитель образовательных программ российского представительства Intel Ярослав Быховский. – Государство с разной степенью интенсивности, но все же достаточно активно участвует в этом процессе. Например, в последние годы быстро развивался национальный проект «Образование», составной частью которого стала программа информатизации обучения.
Очень важно, что программа «Intel. Обучение для будущего» не заканчивается с завершением курса обучения для учителей. Они приходят в свои школы и не только реализуют новые интересные проекты по использованию компьютерных технологий в образовании, но и обмениваются ими со своими коллегами, причем региональные педагоги в этом деле выступают гораздо энергичнее столичных.
Например, два-три года назад учителя, участники нашей программы, стали использовать возможности социальных сетей в общении друг с другом и своими учениками. Широкое развитие во многих регионах России получил проект «Летописи.ru», основанный на wiki-технологиях.
Не менее активно развивается и другая программа, ориентированная на школьников, – «Intel. Навыки успеха». В ряде случаев она проводилась во внеурочное время в виде работы кружков, иногда учителя проводили занятия с детьми во время уроков информатики. Дети учились с помощью имеющихся в распоряжении школы информационных технологий реализовывать реальные социальные проекты, например вопросы благоустройства двора, улицы, микрорайона. В целом ряде школ Новосибирской области и Краснодарского края проекты были представлены мэрии и получили бюджетное финансирование».
По словам Быховского, Intel инициирует и спонсирует общероссийские проекты в средних школах. Среди наиболее известных можно назвать «300 интеллектуальных школ России», цель которого – поддержать связи между региональными школами, облегчить им сотрудничество и обмен информацией и опытом. Также весьма востребован проект «3000 статей для Википедии», в нем школьники под руководством учителей учились создавать электронные статьи, которые могли бы войти в состав открытой русскоязычной энциклопедии.
Вместе с фондом «Вольное дело» Intel проводит целый ряд пилотных проектов по оснащению школ в Новосибирской и Ярославской областях, в Санкт-Петербурге, в Краснодарском крае школьными ПК (Classmate PC). Фонд реализует аналогичные проекты в Иркутской и Свердловской областях, Ярославле и Нижнем Новгороде. Подаренные ноутбуки либо включаются в уже существующую ИТ-инфраструктуру школ, либо вокруг них эта инфраструктура начинает строиться с нуля.
4-5 декабря в Москве пройдет конференция, на которой будут подведены итоги в этих пилотных проектов, а их участники обменяются опытом и наметят перспективы будущей работы. На эту конференцию приглашены представители других регионов, которые заинтересовались проектом. В ее работе будут участвовать представители Украины, Казахстана и Азербайджана.
Россия стала одной из первых стран в мире, где проект «Один ученик – один компьютер» реализуется в национальном масштабе. Активней, чем у нас, его поддерживают только в Португалии. Там он получил название «Магеллан» и развивается при личном участии премьер-министра страны. В этой стране создан специальный фонд, из которого спонсируется производство и внедрение школьных компьютеров. Родители школьников младших классов могут приобрести ученические ПК для начальных классов за 50 евро, а старших – за 150 евро, зато более мощные. Одновременно с приобретением ноутбуки получают право доступа к провайдеру интернет-услуг за 18 евро в месяц. К реализации проекта подключились поставщики образовательных приложений, поэтому школьники получают не «пустой» ноутбук, а настоящий мобильный компьютер со всем необходимым для современного обучения. При подобной практике выигрывают все – родители, дети, государство, поставщики ПК и провайдеры Интернета. Масштаб проекта (500 тысяч школьных ПК) однозначно говорит о том, что он не может быть реализован без государственной поддержки.
Впечатленная результатами Португалии, Венесуэла планирует реализовать нечто аналогичное на своей территории. Там масштабы должны достигнуть уже миллиона школьных ПК.
Все это прекрасная иллюстрация того, что использование компьютерных технологий в школе меняет динамику образования: укрепляется взаимодействие между учащимися и учителями, что способствует более интенсивному обмену информацией. К тому же школьники эффективнее помогают друг другу в обучении.
Процесс внедрения компьютерной техники в образовательную сферу перешел в качественно новую фазу. Прогресс привел к тому, что появилась реальная возможность преодолеть «цифровое неравенство» между школьниками. Модель обучения «Один ученик – один компьютер» призвана решить эту проблему и в России в самое в ближайшее время.
Комментарии