В 2009-2010 учебном году началась реализация проекта «Академия для дошколят», в рамках которого ученики Политехнического лицея-интерната Республики Марий Эл начали разработку игровых программ для дошкольников по правилам поведения, экологии, психологии, риторике, основам театрального искусства. В процессе подготовки занятий были учтены пожелания воспитателей, методистов детского сада и опыт реализации проекта «Дорога – наш друг». Лицеисты получили возможность попробовать себя в роли педагогов, организаторов, оформителей, режиссеров. Участники проектной группы овладели навыками работы в команде, фандрайзинга, повысили свою компетентность в психологии, литературе, русском языке, поработали с внешней аудиторией.
Для реализации проекта «Академия для дошколят» была создана творческая группа, в которую вошли Р.Амирова, Е.Щекотова, К.Лаптева, Е.Воробьева, Е.Каменский, В.Маркова, Абу Зайд Амер, М.Полякова, Р.Муртазин – ученики 9-го «Б» социально-экономического класса. Возраст участников – 15-16 лет. Все они инициативные, творческие ребята, обладающие адекватной самооценкой и высокой мотивацией к обучению. Результаты диагностики основных психических процессов показали, что участники творческой группы имеют средний или высокий уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения, устойчивы к стрессовым ситуациям, адекватно реагируют на критику. Ответственно относятся к поручениям.Занятие 1. Тема «Морские приключения»Задачи:- знакомство детей с ведущими;- формирование ритуала приветствия, помогающего быстро включаться в работу;- подчеркивание индивидуальности каждого ребенка, его способности выражать свои чувства и эмоции.Ход занятияПриветствиеВсе встают в круг. Берутся за руки.Мы стоим, рука в руке. (Пожимаем руки стоящих рядом участников.)Вместе мы большая лента. (Расходимся на возможную ширину круга.)Можем мы большими быть! (Руки поднимаем вверх, встаем на цыпочки.)Можем маленькими быть. (Руки опускаем и приседаем.)Но один никто не будет. (Пожимаем руки рядом стоящих участников.)И Маша здесь, и Таня здесь… (Все участники называют свои имена, начиная с ведущего.)Все мы будем вместе!Все участники занимают свои места.Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Вспомним обитателей моря, тех, кто живет вблизи моря, и поиграем в морские игры.Игра «Я вижу то, что вы не видите»Цели игры: развитие концентрации внимания, развитие реакции и наблюдательности.Дети расходятся по комнате и осматриваются вокруг. Ведущий начинает описывать форму, цвет, размер и другие свойства предмета (морская тема), при этом не называя его, участники угадывают, о чем идет речь. Затем можно предложить участникам описать предмет, например, Маше… и т. д.Игра «Морские хищники»Цели игры: развитие общей моторики, ловкости и решительности, развитие коммуникативных способностей, снятие мышечного напряжения.На полу веревкой обводится большой круг (корабль). Ведущий спрашивает у детей, каких обитателей моря они знают (акулы, касатки и т. д.). Все участники делятся на две равные команды, в круг становится одна из них – матросы, вне круга остаются обитатели моря – хищники. Хищники стараются утащить матросов в море, а матросы, наоборот, пытаются втащить хищников на корабль. Перетягиваем друг друга только за руки. Если кому-то стало больно или страшно, громко кричим: «Стоп!»Игра «Корабль»Цели игры: развитие коммуникативных навыков, учимся доверять партнеру.Все участники встают в круг – это берег. В середине круга море, коварное и опасное. В нем много рифов, утесов, айсбергов – 3-5 участников садятся в круг в хаотичном порядке. Один ребенок по желанию становится кораблем, а другой – капитаном корабля, кораблю завязывают глаза, и капитан управляет своим судном, давая словесные указания. Необходимо проплыть, не наткнувшись на рифы. Кораблями по очереди становятся 2-3 ребенка.Ведущий: Ребята, вы, конечно, знаете, кто живет вблизи моря? Конечно, самые близкие друзья моря – это чайки.Игра «Чайка на волнах»Цели игры: расслабление мышц, развитие координации движений, совершенствование общей моторики.Все участники представляют себя чайками. Ложатся на спину, сгибают ноги в коленях, притягивают их к себе, руки скрещивают под коленями. По команде тренера «Начали!» все начинают раскачиваться. Раскачались, выпрямились, расправили ноги, руки, прислушиваемся к ощущениям… Повторить 2-3 раза. Встаем, расправляем «крылья» и полетели…ЗаключениеВсе участники садятся на свои места.Ведущий: Понравилось ли путешествие? Каких обитателей моря сегодня вспомнили?Кем вам понравилось быть?В заключение всем участникам раздаются листочки с мордочками, им необходимо выразить на них свое настроение.Ведущий: До свидания. До скорой встречи.Занятие 2Тема «Машина»Задачи:- развитие чувства сплоченности взаимопонимания;- обучение навыкам расслабления и снятия мышечного напряжения;- пробуждение резервных положительных эмоций и высвобождение накопившейся энергии;- развитие тактильного восприятия.Ход занятияПриветствиеВсе встают в круг. Берутся за руки.Мы стоим, рука в руке. (Пожимаем руки стоящих рядом участников.)Вместе мы большая лента. (Расходимся на возможную ширину круга.)Можем мы большими быть! (Руки поднимаем вверх, встаем на цыпочки.)Можем маленькими быть. (Руки опускаем и приседаем.)Но один никто не будет. (Пожимаем руки рядом стоящих участников.)И Маша здесь, и Таня здесь… (Все участники называют свои имена, начиная с ведущего.)Все мы будем вместе!Ведущий: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об автомобилях. Узнаем, из каких частей состоит машина. Поиграем в автомобиль. Какие марки машин вы знаете?Игра «Машина, которая мне очень нравится»Цели игры: развитие коммуникативных способностей; укрепление единства группы.Все ребята садятся на свои места. Каждый по очереди рассказывает, какая машина ему больше всего нравится, о какой машине он мечтает, какую машину, когда вырастет, обязательно себе приобретет. Игра продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый ребенок.Игра «Живая машина»Цели игры: пробуждение резервных положительных эмоций и высвобождение накопившейся энергии, совершенствование навыка работы в команде.Ведущий: Ребята, каждый из вас в этой игре будет машиной. Как вы знаете, машина может ехать быстро и медленно, иногда машина ломается, машина может разгоняться и тормозить. Итак, машины, поехали (1-2 минуты). Ребята, а теперь встаем парами. Теперь двое ребят – это одна машина. Поехали!В зависимости от того, сколько детей в группе, можно соединять по трое, по четверо участников в одну машину.Ведущий: Скажите, пожалуйста, в какой машине было легче ехать? В маленькой или в большой?Игра «Автосервис»Цели игры: обучение навыкам мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения, развитие тактильного восприятия.Ведущий: Ребята, все делимся на пары. Один из вас – машина, другой – водитель. Представим, что мы с вами находимся в автосервисе. Слушайте внимательно задание: машина ложится на пол, водитель выполняет такую работу:- моем нашу машину (дети руками протирают «машину»-ребенка, «намыливают» шампунем),- поливаем машину из шланга,- теперь давайте посушим машину феном, дуем на нашу чистую машину,- машина стала чистая, но теперь мы обнаружили, что в некоторых местах слезла краска. Давайте подкрасим,- теперь насосом накачаем воздух в колеса.Итак, наши машинки чистые, помытые, покрашенные, красивые, заводим свои автомобили (ребята поднимаются на ноги), едем из автосервиса домой.Если позволяет время, то можно поменяться ролями в парах.Ведущий: Занимаем свои места. В какой роли вам больше понравилось быть?Игра «Ревущий мотор»Цели игры: высвобождение энергии и снятие мышечного напряжения, развитие контроля над импульсивностью.Ведущий: Все встаем в круг. Представьте себе рев мотора автомобиля… «Р-р-р-р!» – начинает первый, поворачивает голову к соседу, затем начинает он, затем третий и т. д., пока все не прорычат…Гонка закончилась.Что понравилось?В какой игре вам было весело?Кем больше понравилось быть?Рисуем настроение на листочках. До свидания! До скорых встреч.P.S. Сценарии других занятий проекта опубликованы на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/method_article/496.Наталья ГОРЯЧЕВА, воспитатель, классный руководитель 9-го «Б» социально-экономического класса Политехнического лицея-интерната Республики Марий Эл, победитель VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии