search
main
0

Один к одному

Инженерное образование станет более качественным и доступным

Важным аспектом предложенной Минпромторгом России Концепции комплексной программы развития отечественного инжиниринга стало обеспечение экономики страны квалифицированными инженерными кадрами. К вопросу подошли комплексно, начиная от инициатив по созданию сети инженерных лицеев при вузах и заканчивая развитием системы непрерывного образования инженерно-технического персонала промышленных предприятий и инжиниринговых организаций.

Робототехника интересна не только мальчикам!

Как было раньше

В системе высшего образования существовала традиция подготовки всесторонне развитых специалистов как с теоретическим фундаментом, так и с практическими навыками. Помимо теоретической подготовки в стенах вузов будущие инженеры проходили производственную практику на заводах. Это позволяло готовить студента к решению конкретных задач и обеспечивало значительной части выпускников будущее трудоустройство. С распадом Союза связь «вуз – завод» была разрушена. В новых условиях студенты продолжали получать сильную теоретическую базу в университете, а вот практические навыки приходилось осваивать уже после начала работы на производстве.

Дефицит кадров

В 1990‑е годы профессия инженера потеряла былой престиж. Бум на юристов и экономистов сменился высоким спросом на дипломы финансовых аналитиков и программистов. В результате в 2000‑е годы в России возник острый дефицит квалифицированных научных и инженерных кадров, что заметно отразилось на развитии науки и технологий.

Потребность в молодых специалистах особенно остро стала ощущаться после 2014 года, когда Россия столкнулась с санкционным давлением и проблемами в закупках зарубежного оборудования и комплектующих. В ответ на этот вызов промышленной политике страны был взят курс на импортозамещение, развитие инжиниринга и реверс-инжиниринга (процесс создания точной копии объекта по уже существующему образцу, обладающей такими же физическими характеристиками).

В тот же период запущена совместная программа Минобрнауки России и Минпромторга России по созданию и развитию на базе ведущих отечественных университетов сети инжиниринговых центров. На сегодняшний день действуют 75 таких центров в 38 регионах. Особое внимание в деятельности центров уделено подготовке инженерных кадров. Студенты вузов приобретают в них компетенции по реализации комплексных инженерных проектов «под ключ» (от проектирования и изготовления до испытания высокотехнологичной продукции) в интересах индустриальных заказчиков.

Однако проблема нехватки инженерных кадров окончательно пока не решена. Согласно исследованию портала HeadHunter в мае 2023 года количество вакансий в сфере производства и сервисного обслуживания составляло 15,6% от общего количества резюме, а количество резюме технических специалистов – лишь 12,1%. Чаще всего, по данным платформы, работодатели ищут инженеров и инженеров-конструкторов (12,4% всех вакансий в проф­области «Производство»), а также сервисных инженеров и инженеров-механиков (7,4% всех вакансий).

В июне 2023 года заместитель главы Минобрнауки России Ольга Петрова сообщила, что в этом году дипломы в сфере инженерного дела и технических наук получили порядка 300 тысяч выпускников. «Однако в промышленность сейчас идут 50 тысяч человек в год», – уточнила она.

Несмотря на значительное число выпускников университетов, потенциальные работодатели продолжают испытывать нехватку молодых кадров. Крупные компании организуют программы стажировок для студентов, активно сотрудничают с университетами. Помочь решить проблему комплексно может только новый подход к образованию. Будущие инженеры должны быть погружены в реальные производственные процессы с первых курсов.

Инженер из детского сада

Несмотря на то что профессия инженера считается технической, для создания по-настоящему прорывных технологий требуется креативность, и развивать ее необходимо с детства. Во многих городах России сегодня существуют развивающие кружки, в которых дети начиная с четырехлетнего возраста могут обучаться профессиям будущего: робототехнике, электронике, конструированию и 3D-моделированию. Подобные образовательные программы помогают юным исследователям определиться с профессией и адаптировать свое мышление к решению инженерных задач.

Активно со школами сотрудничают и предприятия. Многие из них проводят экскурсии для учеников, а наиболее крупные, участвуя в конкуренции за кадры, открывают профильные классы. Так, например, АО «Объединенная судостроительная корпорация» с 2019 года реализует проект по созданию инженерных классов судостроительного профиля. Такие классы функционируют в 20 школах в 8 регионах России. Школьники проходят в них углубленную подготовку физико-математического цикла, обучаются инженерному делу, в том числе робототехнике, моделированию, основам компьютерного программирования, а также решению других инженерных задач. Дополнительно компания реализует целый комплекс профориентационных мероприятий и выступает заказчиком программ внеучебной деятельности по знакомству учащихся с отраслью.

Еще одним инструментом по начальной подготовке кадров инженерно-технического профиля может стать создание сети инженерных лицеев на базе ведущих технических вузов России для учащихся 8-11‑х классов. Обучение в них предполагается по программам основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением математики, физики, информатики и технологии.

Что дальше?

По замыслу Минпромторга России модернизированная цифровая платформа дополнительного профессионального образования должна обеспечить слушателям возможность входного тестирования для определения исходного уровня подготовки и подбора траектории обучения. Предлагается внедрить расширенный систематизированный каталог образовательных программ и оснастить платформу самыми современными инструментами навигации. Пользователи получат возможность осваивать практические и теоретические знания в равных пропорциях (1:1), а наличие виртуальных тренажеров, симуляторов и базы обу­чающих инженерных задач и проектов для решения с наставником или самостоятельно повысит качество и уровень освоения получаемых знаний. Как пояснили в пресс-службе проекта «Инжиниринг и инновации в России» Центра управления проектами в промышленности, к разработке и реализации курсов ДПО планируется активно привлекать сеть инжиниринговых центров на базе университетов.

Иван ПОРТНОВ, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте