Доступный интернет, современное оборудование, сервисы интерактивного обучения – все это уже не является самым передовым в образовании. Передний край – это искусственный интеллект, который выполнит вместо преподавателя рутинную работу. Таким образом, педагог сможет заниматься самым главным – общением с учениками и творчеством.
Уже давно понятно, что индивидуальное обучение намного эффективнее стандартного массового. Вспомните хотя бы репетиторов. Весь вопрос только в том, где взять столько высококвалифицированных талантливых педагогов.
В жизни каждого из нас вряд ли было много учителей от Бога, подавляющее большинство – простые ретрансляторы знаний. И это еще в лучшем случае. Были и такие, что польза от самостоятельного чтения учебника существенно превышала пользу от посещения уроков этих учителей.
Уровень развития искусственного интеллекта на сегодня позволяет разгрузить преподавателей в части нетворческих задач, и тогда настоящий учитель сможет успеть сделать больше для своих учеников.
Можно выделить четыре направления применения искусственного интеллекта в средней и высшей школе:
- аналитика успеваемости и психодиагностика,
- конструирование тестовых заданий и автоматическое их оценивание,
- персонализированное адаптивное обучение,
- проектирование образовательных курсов.
Аналитика успеваемости и психодиагностика
Тут речь, прежде всего, идет о предиктивной аналитике. Это область статистики, которая занимается извлечением информации из данных и использованием ее для прогнозирования тенденций и моделей поведения. В образовании предиктивная аналитика может использоваться для достаточно точного предсказания успеваемости учащихся по их маркерам поведения, например, в социальных сетях. Для такого предсказания необходимо на базе большого массива данных обучить компьютерную программу, в которой реализован искусственный интеллект. После чего будут найдены закономерности между особенностями постов в социальных сетях и школьной успеваемостью их авторов.
Так же по комментариям в социальных сетях с помощью обученного искусственного интеллекта можно выявить подростков, склонных к суициду, депрессии, определить уровень агрессивности. Благодаря системе искусственного интеллекта можно оценить влияние психофизиологического состояния на успеваемость и работоспособность.
Конструирование тестовых заданий и автоматическое их оценивание
Искусственный интеллект способен автоматически генерировать новые задания, новые тесты, которые ранее нигде еще не использовались. Это решает проблему списывания. А также разгружает преподавателей – не нужно вручную регулярно создавать новые задания и потом проверять их.
Более того, искусственный интеллект позволяет индивидуализировать задания для всех учеников, уйти от стандартных заданий по шаблону.
А еще, что немаловажно, применение искусственного интеллекта позволит уйти от субъективности и предвзятости в оценивании педагогами выполнения заданий учащимися.
Персонализированное адаптивное обучение
Здесь речь идет о персональных образовательных траекториях, в которых задания адаптируются под интересы конкретного ученика (например, задания формулируются в терминах того вида спорта, которым он увлекается), оценки ставятся автоматически, можно оценить сильные и слабые стороны учащегося, и учитель, и ученик могут сразу получить обратную связь.
Причем в перспективе было бы очень удобно получать обратную связь в режиме видеоконтроля: например, по сужению зрачков ученика, когда он впадает в дремоту от скуки, или наоборот, когда зрачки расширяются от интереса.
Проектирование образовательных курсов
Применение искусственного интеллекта для анализа прохождения учащимися образовательных курсов с тем, чтобы улучшать их, уже сейчас реализуется в виде виртуальных интерфейсов со счетчиками, графиками, а также в виде опросов с помощью текстовых и голосовых ботов.
В перспективе, в зоне ближайшего развития образовательных курсов – создание виртуальных помощников, ведущих диалог с учащимися на естественном языке. Здесь даже возможно будет использовать метод deepfake, то есть наложить на виртуального помощника лицо, голос, мимику реального учителя.
Ну и, конечно, будет очень интересно и полезно создание учебной среды с применением дополненной и виртуальной реальностей.
Надо сказать, что даже сам факт использования в учебных курсах новейших достижений в области искусственного интеллекта сильно мотивирует и преподавателей, и учеников на плодотворную совместную работу.
Комментарии