Общество потребления живет здесь и сейчас. Большая часть населения лишь использует блага, созданные другими. Похожая ситуация в сети Интернет. Пользователи ощущают мнимое изобилие контента, не делая попыток к его существенному обновлению, только засоряя интернет-пространство перепостами. Школа может показать современные инструменты и технологии, способные изменить правило одного процента.
Нас окружает обилие контента – это и книги, и журналы, и радио, телевидение, но каждый раз для поиска информации большинство из нас погружаются в Интернет. Обилие разнородного контента на запрос поражает. Даже простое пролистывание ответов поисковой машины занимает значительное время, а ведь мы часто только пробегаем взглядом выделенный шрифт, не раскрывая страницу. Создается впечатление, что писателей больше, чем читателей! Всмотревшись в подборку поисковика, понимаешь, что на разных ресурсах опубликован один и тот же контент, зачастую просто скопированный без изменений. Один автор создал оригинальный материал, активные адаптировали его на своей страничке, остальные прочитали или просто пробежали глазами по диагонали. Вот и гуляет один и тот же контент, создавая обилие информации, которой, по сути, нет. Блогеры Бен МакКоннел и Джеки Хубав 2006 году по ранее произведенным исследованиям сформулировали правило одного процента. Не более одного процента интернет-пользователей создают содержимое, примерно девять процентов его модифицируют, остальные девяносто процентов – это пассивные потребители. Правило актуально и сегодня: читателей значительно больше, чем писателей. Это сильно заметно на форумах и в социальных сетях, когда мелькают одни и те же ники с опубликованным полноразмерным сообщением, логично завершенной мыслью. А потом односложные ответы или перепосты других обитателей интернет-сообщества, но их все равно значительно меньше, чем показывает счетчик онлайн-пользователей. А в какой группе находятся ваши коллеги? А ваши ученики? А вы сами насколько активны в Сети? Довольны ли вы и ваше окружение этой нишей, может быть, хотите переместиться в другую категорию активности? В старших классах в рамках уроков «Социальная информатика» был проведен опрос:«Хотели бы вы стать известным, чтобы о вас и ваших делах знали? Вы считаете себя активным интернет-пользователем? Для каких целей вам необходим Интернет? Какие интернет-пространства вы используете для размещения контента: текста, фото, видео, аудио? Как размещаете свой контент: с возможностью читать всем, только друзьям и подписчикам или с доступом только для себя? Чаще всего вы размещаете контент, созданный вами самостоятельно, или заимствованный и переработанный, или просто делаете перепост? Расположите по приоритету, начиная с самого редкого (отдельно для каждой категории контента: текста, фото, видео, аудио), укажите примерное соотношение в процентах».В результате были получены аналогичные правилу одного процента соотношения. При подсчете процентов не учитывалась активность интернет-пользователей, которые вели только личную переписку (скрытую от других), публиковали фотографии, видео без развернутого комментария под ними. Чаще всего фото- и видеоконтент попадает в Сеть моментально, сразу после съемки без последующей обработки. Тексты же, по мнению респондентов, создавать значительно сложнее и требует больших усилий.Беседа с респондентами показала, что они хотели бы вести самостоятельные блоги и сайты или публиковать свои заметки на тематических интернет-порталах, но до сих пор этого не делали.Что же мешает быть действительно активным интернет-пользователем, создавая свои тексты? Типичные ответы: «не знаю, что писать; не знаю, как писать; боюсь, что получится плохо; не могу себя заставить; нет времени; не знаю, где опубликовать»… Типичная ситуация. Нужен материал о прошедшем или предстоящем школьном мероприятии. Задействовано много участников: организаторы, ведущие, идейные вдохновители и исполнители, а написать даже короткую заметку некому. В лучшем случае фото- или видеоматериал без какого-либо текстового сопровождения. А вам нужен был материал для школьной газеты или сайта. Некоторые соглашаются написать небольшой текст, называют дату, объем. Как правило, сроки срываются, обещанная статья превращается в короткую заметку, которая больше подойдет в качестве сообщения в соцсети. Прошло уже недели три – время упущено, материал потерял актуальность. Что же делать в такой ситуации? Учить писать тексты! Учить приходится и детей, и взрослых.Уроки информатики до сих пор часто ассоциируют только с информационными технологиями. Информатика – это еще и создание информации, в том числе текстовой для разных целей. Создать аккаунт, блог, сайт несложно, трудно наполнить его содержательным контентом. Высказывание своих мыслей в письменной форме – непростое дело, а если это надо делать еще и быстро – сложнее втройне. Простые уговоры и тренировки не помогут, нужна технология, которая позволит научиться писать тексты в короткие сроки и нужного объема. Метод снежинки – замечательная технология, позволяющая писать легко, масштабируя заложенную идею. Некоторые писатели используют этот метод для написания больших книг и романов. Технология понятна и легко воспроизводима. Определяем тему и формируем фразу для заголовка, желательно с интригой для потенциального читателя. Определяем центральную мысль – пишем одно предложение, в котором заключается вся идея – это центр нашей снежинки. Предложение не должно содержать больше десяти слов, лучше семь. Второй шаг – формируем лучи снежинки. Необходимо сделать из этого предложения 4-5 предложений с классическим распределением: одно на завязку, одно на конец, остальные – развитие темы. Предложения, как и в первом случае, лучше делать короткими. Следующий шаг – ветвление лучей снежинки. Превращаем каждое из написанных предложений в полноценный абзац по 4-5 коротких предложений. Далее по методу снежинки, можно расширить каждый абзац до целой страницы, а впоследствии и полноценной главы книги. В итоге получаем:- одно емкое предложение – подходит для твита или анонса в новостной строке;- короткий абзац, включающий всю интригу затрагиваемой темы, его можно разместить в виде поста в социальной сети или ленте новостей на сайте; такой абзац может быть использован в качестве аннотации к будущей книге или статье; – небольшой текст из четырех- пяти абзацев хорош для статьи в газете, блоге, сайте; – текст на 4-5 страниц может быть опубликован в журнале, тематическом портале, сборнике. В рамках учебного тренинга по написанию текстов желательно предоставлять обучающимся единую площадку для публикации их работ с возможностью получения обратной связи, комментариев, лайков. Например, закрытая группа в корпоративной сети школы помогает учащимся свободнее себя чувствовать. Небольшой тренинг на уроке раскрывает приемы современного подхода к написанию текстов интернет-пользователями. Метод снежинка позволяет формировать осознанное писательство как инструмент личностного развития обучающихся, переводя их в категорию одного процента создающих контент. Они учатся писать лаконично и быстро, формируя информационную среду образовательного учреждения.Информационная культура человека – понятие, включающее умение представить информацию в понятном виде, – актуально не только в рамках прохождения программы по информатике, но и как навык, необходимый современному человеку. Марина АЛЕКСАНЕНКОВА, заместитель директора по УВР (ИТ) гимназии №1527
Комментарии