Обычно о внешнем виде учителей говорят в контексте «должен», «кодекс профессиональной этики». Я же предлагаю поговорить об одежде учителя с точки зрения выгоды для самого педагога.
В 3,5 раза больше влияния
Роберт Чалдини в своей знаменитой книге «Психология влияния» описывает интересный эксперимент. Мужчина в строгом деловом костюме с галстуком переходил дорогу на красный свет. В контрольной группе дорогу на красный свет переходил этот же человек, но в рабочей рубашке и брюках.
Дурной пример заразителен, поэтому в обоих случаях за ним следовали другие пешеходы. Но, когда он нарушал правила дорожного движения в деловом костюме, за ним шло в 3,5 раза больше людей, чем когда он был в рабочей одежде.
Мораль этого эксперимента проста: одежда очень сильно влияет на коммуникацию. Мы склонны подчиняться авторитетам – начальству, ученым, учителям, взрослым, полицейским, священникам. А как понять, является ли случайный прохожий каким-либо авторитетом или нет? Понять можно по одежде. Одежда покрывает 80‑90% площади тела. Одежда бросается в глаза и передает много информации.
Роберт Чалдини пишет в своей книге о том, как мошенники используют респектабельную одежду, для того чтобы одурачивать своих жертв. Удивительно, что педагоги, чья профессия связана с необходимостью ежедневно и ежеминутно влиять на людей, часто пренебрегают этим простым и мощным инструментом влияния – подчеркнуто деловым стилем одежды.
Рон Кларк
Есть такой известный американский педагог Рон Кларк. В книге «Конец скучным классам» («The end of molasses classes») он делится своим успешным педагогическим опытом и дает 101 совет педагогам и родителям. Один из этих советов звучит так: «Учителя всегда должны быть в строгой деловой одежде. Профессионалы должны одеваться как профессионалы».
В 2007 году Рон Кларк открыл свою частную школу. Учителя-мужчины в ней всегда в пиджаках и галстуках. Учителя-женщины надевают либо деловой костюм, либо деловое платье. Педагоги Академии Рона Кларка всегда одеваются импозантно.
Рон Кларк считает, что причины одеваться профессионально бесконечны, например:
1. Проблемы с дисциплиной уменьшаются, и ученики обращаются к учителям с большим уважением.
2. Учителя выглядят более интеллектуальными и проницательными экспертами в глазах родителей.
3. Учителя чувствуют гордость за внешний вид коллектива.
4. Хорошо одетый человек чувствует себя более уверенно и излучает энергию в каждом своем шаге.
Если же учитель приходит на урок в повседневной одежде, то он дает послание ученикам: я не профессионал, ничего важного и серьезного на уроке происходить не будет, поэтому вполне уместно нарушать дисциплину и баловаться.
А как же индивидуальность?
Некоторых беспокоит свобода самовыражения педагога через одежду. Как будто речь идет о том, чтобы все ходили в абсолютно одинаковых серых костюмах. На самом деле деловой стиль легко сочетается с проявлением индивидуальности.
Я смотрел в Интернете подборку фотографий учительских коллективов, в которых принята единая форма одежды педагогов. Именно единая форма, а не абстрактный деловой стиль. И даже в таких жестких рамках одежды нетрудно заметить индивидуальный стиль. Все в платьях одного цвета, но длина платья разная. У всех одинаковые платки на шее, но повязаны они по-разному. Все в туфлях, но высота каблука отличается. Кто-то надевает пояс, кто-то – нет. У кого-то пояс белый, у кого-то черный. Чей-то пояс широкий, чей-то узкий.
Мы же здесь говорим не про единую форму учителей, а про гораздо более широкое понятие делового стиля в одежде, в котором возможности индивидуального самовыражения просто безграничны.
Рон Кларк всегда работает в деловой одежде, но иногда это экстравагантный и даже эксцентричный наряд. Например, как вам такой костюм: рубашка, галстук, пиджак и шорты.
Неординарной одеждой Рон Кларк транслирует еще одну важную идею: нужно жить без страха, без постоянной оглядки на окружающих («что подумают люди?»). Быть иногда немного странным и чудаковатым – это нормально и даже хорошо.
Цена вопроса
Бытует мнение, что деловая одежда стоит дорого. На самом деле любая одежда стоит денег. Ее стоимость больше зависит не от ее предназначения – деловая или домашняя, – а от бренда. У брендов premium и джинсы с дырками, и брюки для офиса стоят одинаково дорого. Но большинство производителей одежды работают в среднем ценовом диапазоне, рассчитанном на широкую аудиторию.
Интернет-магазины дают возможность получить доступ к огромному ассортименту одежды на любой вкус. Многие производители регулярно устраивают распродажи, в том числе со скидками до 70%. Некоторые интернет-магазины присылают автоматические уведомления, когда на товары в избранном появляются скидки.
Таким образом, можно без лишних временных и финансовых затрат обзавестись подходящим гардеробом.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Комментарии