search
main
0

Одаренные не по карману? Талантам придется подтверждать свой статус

Три дня ФИРО по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации проводил семинар-совещание «по вопросам внедрения модельной методики нормативного подушевого финансирования услуг по педагогическому сопровождению развития (образования) талантливых детей в системе общего образования».

К участию в обсуждении пригласили не только представителей органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований РФ, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, но и специалистов планово-экономических, финансовых и бухгалтерских отделов этих органов и учреждений, что само по себе было весьма знаменательным – разговор должен был идти прежде всего о деньгах.Надо сказать, что дискутируют о том, как поддерживать одаренных детей, давно. Лучшие педагоги страны серьезно обсуждали будущие модели поддержки, модели работы с ними особенно в тех условиях, когда в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» не будет лицеев, гимназий и прочих учреждений для работы с талантливыми ребятами. Но о деньгах участники тогдашних дискуссий говорили мало – больше о содержании, а тут обсуждение свелось исключительно к денежной составляющей. Но может быть, это даже неплохо, ведь работа с одаренными детьми сложна и ответственна, а следовательно, должна оплачиваться по повышенному нормативу. Казалось бы!В том, что норматив должен быть повышенным, сотрудники ФИРО убедились после проведения апробации, в ходе которой работа шла на 112 пилотных площадках из 52 регионов РФ. Из участников апробации было 81 городское образовательное учреждение и 31 сельское, в том числе 20 гимназий, 21 лицей, 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Всего исследование охватывало 637 классов с углубленным учебным планом.В ходе апробации выяснилось, что при работе с одаренными педагогам приходится заниматься не только углубленным изучением предметов, но и как индивидуальной, так и групповой работой, приобщением детей к научно-исследовательской работе, подготовкой к олимпиадам, конкурсам и прочим испытаниям, предложением детям факультативных занятий и дистанционных курсов, разрабатываемых вместе с вузами. Все это стоит дорого, например, коэффициент удорожания занятий по изо в начальной школе может составлять 2,25, а по физике и информатике в средней школе – 1,66. При подготовке к олимпиадам и конкурсам в группе такой коэффициент может доходить до 3,35 (в средней школе – до 4,7). Приобщение к исследовательской работе на третьей ступени по обществознанию может потребовать коэффициента удорожания до 6,73, а по экологии – до 3,5. Разработка индивидуальных траекторий в сельской школе обходится дороже, чем в городской. Все эти расчеты, естественно, требуют существенного увеличения объема финансирования, но как тут быть с разделением детей в одной школе на одаренных и неодаренных? Например, если учитель готовит учеников к научно-практической конференции, то работает со всеми ребятами в классе, а не только с одаренными, поэтому возникает вопрос: надо ли ему в этом случае платить больше? Есть и другие вопросы: нужно ли платить вспомогательному составу школы (лаборантам, техникам по ИКТ), как определять надбавки педагогам, работающим в группах, должны ли быть иные зарплаты в лицеях и гимназиях, которые работают сплошь с одаренными детьми? (Впрочем, если их не будет, не возникнет этого сложного вопроса.) Появляется существенное сомнение, что учителям, опекающим одаренных, но работающим одновременно с другими их одноклассниками, будут платить больше, ведь работать с одаренными можно будет не постоянно, а в определенное, специально выделенное время. Но самое главное – это, конечно, договориться, нужно ли выделять детей по степени одаренности и применять нормативно-подушевое финансирование для работы с ними? Пока специалисты, работающие в этом направлении, предлагают давать таким детям статус одаренных, но предлагать им ежегодно подтверждать этот статус по итогам анкетирования. Чушь, против которой боролись лучшие педагоги России, может войти в практику, и тогда, вполне возможно, одаренных у нас не останется.Мнение по поводуСергей РУКШИН, доцент РГПУ имени А.И.Герцена, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ:- Предположения мои и представителей большей части поддержавшего меня профессионального сообщества, что новая программа работы и комплекс мер по работе с одаренными школьниками, которые власти готовили весной, разрушат систему работы с одаренными школьниками в РФ, оказались пророческими. В новом проекте закона «Об образовании в РФ» предложено незамедлительно и повсеместно ликвидировать все лицеи и гимназии, которые формировали доступную образовательную среду повышенного типа на территории всей страны. Теперь в работу будут вовлечены все школы России. Независимо от того, есть ли у их педагогов возможности для такой работы и есть ли вообще в этих школах сложившаяся и отработанная система такой деятельности. Никакие круглые столы и суждения профессионалов, обсуждения в Общественной палате к успехам не привели – многочисленные замечания профессионалов и экспертов не были приняты во внимание. Последний гвоздь в крышку гроба с молодыми талантами доверили ФИРО, который 29 октября 2012 года устроил демонстрацию своей методики подушевого финансирования одаренных детей, после внедрения которой душ этих и не должно остаться. По идее педагогов и школы на такую работу должно стимулировать повышенное финансирование, но, ознакомившись с предложениями экономистов, я понял: методика проста – за работу в классе, группе и при индивидуальной работе с душами, особо талантом наделенными, платить учителю будут примерно одинаково. Все дальнейшие пересчеты стоимости ученико-часа превратились в гору повышающих нормативных коэффициентов. Но зачем, скажите, тогда нужны ученико-часы, если они производные от стоимости часа учителя?Оказалось, с единственной целью – создать ограничения по работе с одаренными детьми, например, заниматься с особо одаренными учениками можно только 1,5 часа в неделю и только 5 недель в году. Вероятно, авторы методики всерьез рассчитывают, что от этих семи с половиной часов в год Перельманы (и, конечно, Ивановы, Петровы и Смирновы тоже!) в филдсовские лауреаты пачками полезут. Только вот одно надо решить – где им квартиры давать: то ли здесь или, как Смирнову, в Швейцарии. Вот такая арифметика. Впрочем, что говорить об одаренных детях? Посмотрим на скандальные результаты мониторинга вузов, где эффективность определяется квадратными метрами на душу обучаемого, количеством иностранных студентов и доходами вуза. Поневоле вспоминается старый анекдот о том, что самый дешевый способ быстро увеличить доходы от деятельности вуза – это позвонить вахтеру, чтобы сменил вывеску «Общежитие» на «Публичный дом». Так не перепрофилировать ли, заодно решив проблему привлечения иностранных студентов и их обучения русскому языку? Вот уж эффективность-то у вложений будет! Вывеску сменить – дело копеечное, а денег-то сколько можно заработать! И все на науку и инновации, на повышение зарплат сотрудников, на стипендии одаренным студентам. Да и бюджет вздохнет с облегчением. В новом законе «Об образовании в РФ» кто-то стремится единым махом включить в текст все старые глупости и все сомнительные эксперименты – от ЕГЭ до стандарта – и рассчитывает, что все проблемы исчезнут, потому как незаконных глупостей уже не будет, как и нарушений. Все по закону. Главное – в нем все перечислить, чтоб ни одной глупости не забыть, а как все их перечислишь, сразу станет понятно, что от такого документа даже в «Единой России» могут найтись люди, которые придут в ужас и подумают: а не отозвать ли из Думы сей законопроект? Уж больно страшно, вдруг, ну хоть в виде исключения, именно этот закон и начнут исполнять, а у них ведь тоже, чай, дети. Бывают, правда, исключения, когда находились отдельные мужественные люди, которые умели признавать свои ошибки и исправлять их. Жаль, что редко.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте