search
main
0

Одаренные дети – национальный капитал страны

​Вряд ли кто-то станет спорить с общеизвестной истиной – главный капитал страны не нефть и газ и иные природные богатства. Главный бесценный капитал – люди, в первую очередь дети, от реализации способностей и талантов которых зависит будущее страны. На протяжении трех лет в рамках проекта «Одаренные дети» Управление образования Ростова-на-Дону старается выявить, развить и воспитать одаренных детей.

Проект объединяет усилия  психологов, коуч-учителей, специалистов  высшей  школы, студентов вузов города,  школьников  и  их  родителей. Работа  ведется  в   двух  направлениях – работа с выраженной одаренностью и с резервом одаренности, заложенным практически в каждом ребенке. Выявление одаренности происходит в процессе психологического тестирования и через публичные результаты деятельности – олимпиады, проектную  деятельность,  участие в муниципальных,  региональных и всероссийских конкурсных мероприятиях.Свои таланты ребята могут развить не только в школе, но и в различных организациях дополнительного образования  – спортивных и музыкальных школах, студиях и центрах.Предметные олимпиадыОдно из ведущих направлений работы  с одаренными детьми – участие их во Всероссийской предметной олимпиаде школьников. Ежегодно в сентябре в образовательных организациях города в рамках Всероссийской олимпиады школьников проводится Неделя науки, в которой принимают участие более 90 процентов ребят 5-11-х классов. Школы города, где углубленно изучаются предметы, 17 лицеев и 16 гимназий достаточно результативно готовят призеров и победителей предметных олимпиад разного уровня. Примечательно, что приоритетным в работе  с одаренными детьми является стимулирование научно-исследовательской деятельности старшеклассников через создание разветвленной системы сотрудничества с вузами города и других регионов России, участие в  заочных школах Фестиваля науки Юга России.- У нас заключаются двусторонние договоры о сотрудничестве «школа – вуз», – рассказывает начальник Управления образования города Ростова-на-Дону Виктория Чернышова, – Так, совместно с научно-исследовательским отделом ЮФУ управлением образования организовано участие школьников 9-11-х классов в олимпиадах, которые проводятся Санкт-Петербургским университетом  и МГУ имени Ломоносова. В рамках проекта «Интеллектуальное будущее России» проводится индивидуальная исследовательская работа ребят на базе Донской академии наук юных исследователей и через систему городских и областных открытых олимпиад и творческих конкурсов.Коуч-учителяБлагодаря реализации образовательного проекта «Одаренные дети» стали создаваться новые организационные структуры для выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей: опорная площадка «Школа – предметная лаборатория», «Университетские субботы», виртуальные лаборатории, многопрофильные школы выходного дня, заочные школы, каникулярные многопрофильные школы. Каждая из этих структур заслуживает отдельного внимания.- Объединившись вокруг идеи «опорная площадка «Школа – предметная лаборатория», школы города ведут работу с одаренными детьми с помощью коуч-учителя, который в свою очередь взаимодействует с социальными партнерами – вузами города, области, страны. Такая организация работы расширит границы муниципального образовательного пространства, предоставит каждому школьнику в зависимости от интересов и потребностей возможность выйти за рамки своей школы в другую образовательную среду для развития творческих способностей, исследовательской активности, – убеждена Виктория Анатольевна.Оказалось, что в городе 36 базовых школ, в которых работают 65 лучших коуч-учителей, набирающих группу школьников из 12-15 человек по какому-то отдельному предмету – биологии, химии, физике… По сути, это первая ступень работы с одаренными детьми, на второй ступени подключается  преподаватель высшей школы. Два раза в неделю вместе со своими руководителями ребята ездят на лекционные и практические занятия  в вуз. Такая работа дает свои плоды, школьники видят, как устроен процесс обучения  в вузе, они психологически уже готовы к лекционной  и лабораторной формам работы. В  аудиториях и лабораториях  ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), РАНХиГС, ИЮБиП, РостГМУ  активно функционируют заочные и очные летние и зимние школы,  мини-университет для  одаренных детей, проводятся «Университетские субботы», дни и недели мобильности, кружковые занятия и проектные недели.Интересны  новые  формы  деятельности в  рамках  сотрудничества школа – вуз.Менторство. В каждом  вузе-партнере  сформированы мини-группы ученых, студентов и школьников,  которые  в  сотрудничестве с коуч-учителем  ведут индивидуальную  работу с увлеченными, творчески мотивированными  школьниками,  включая их проектную  деятельность в рамках научных  исследований,  проводимых  на  факультете, кафедре того  или иного  вуза. В некоторых школах можно встретить научных работников, студентов, которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Ученик, студент,   коуч-учитель  и ментор – педагог вуза – вот творческая группа, которая  ведет к передаче лучших традиций российского  образования и одновременно стимулирует формирование собственного взгляда на жизнь и на проблемы у учащегося. Проектная  деятельность. За 2,5  года реализации проекта  «Одаренные дети» прошло  6 проектных сессий,  в  которых  приняли  участие более 950 школьников.  Результаты  их  исследований – творческие работы,  прошедшие    общественное голосование на  сайте управления образования и оценку строгого научного жюри.  Лучшие работы удостоились  публичного представления в стенах  ученого  совета ЮФУ.«Солдатская  мать»,  «Почвы Ростовской  области»,  «Волшебный алкалоид», «Мусор – это серьезно!»  – вот неполный перечень тем проектных   работ  юных  исследователей  Ростова-на-Дону.Одним из интереснейших проектов    стал совместный  проект управления  образования и государственного казенного  учреждения   «Государственный  архив  Ростовской области»  под рабочим названием «Архив». Опыт  работы с  областным  архивом начался в  2015 году, когда  ребята городских  школ вместе с учителями истории и филологии знакомились  с  архивными материалами, сочинениями ростовских школьников военных лет.   Итогом  этой  работы стало издание  книги «Школьные годы, войной опаленные», в которой собраны уникальные свидетельства людей, чьи детство и юность выпали на годы Великой Отечественной  войны.Следующим  печатным изданием (результат совместной  деятельности с архивом)  была книга  «Изучая  уникальное  прошлое – строим экологически чистое  будущее». Чтобы выполнить эту работу, школьники  и их учителя-наставники не раз посетили Государственный  архив Ростовской области.  Школьники вчитывались в пожелтевшие страницы газет  прошлых  веков,  осознавая, что проблемами экологии на донской земле интересовались уже двести лет назад. Работа завершилась  в 2017 году изданием  сборника архивных документов и проектных работ школьников под  аналогичным названием «Изучая  уникальное  прошлое – строим экологически чистое  будущее».Школа «Надежда» В рамках реализации муниципального проекта Управления образования города  Ростова-на-Дону «Одаренные дети» на летних каникулах в августе 2017 года на базе Южного федерального университета впервые начала работать  школа для одаренных и талантливых детей «Надежда».   Активизация мыслительной деятельности обучающихся в школе  происходила через включение в процесс обучения задач с нестандартной формулировкой, задач со сказочным, ролевым сюжетом, задач с практическим содержанием, задач «Найди ошибку», логических задач, задач на поиск закономерностей.198 одаренных ростовских школьников, учащихся 8-10-х классов, приняли  участие в летней и осенней сессиях школы. В распоряжение детей, посещающих школу, были выделены  аудиторные и лабораторные помещения  учреждений высшей школы города. Помощь в организации и открытии школы «Надежда» осуществлял интерактивный центр наук «Лабораториум».Кластерный подходОбразовательный  кластер ЮФУ (Южный федеральный университет) и управление образования  города – проект, позволивший  привлечь учащихся  к творческой,  изобретательской, исследовательской деятельности под  руководством  ученых, аспирантов,  лучших  педагогов  общеобразовательных организаций.  Выпускники  ростовских  школ получили  возможность расширить  спектр  знаний по общеобразовательным предметам, подготовиться к ЕГЭ, пройти профориентационное  тестирование и  консультирование по   определению своих призваний, формированию жизненного проекта, включиться в  проектно-экспериментальную деятельность студенческих научных обществ  и получить  статус «кандидат  в  студенты Южного федерального университета».Многопрофильный научно-образовательный  кластер Донского  государственного технического университета (ДГТУ), коммерческий  банк «Центр-инвест», союз «Торгово-промышленная палата Ростовской области», ПАО «Ростовертол», УФПС Ростовской области – ФЛФГУП «Почта России»  и Управление образования Ростова-на-Дону – инновационная  форма  взаимодействия   образовательных  организаций,  структур  органов власти и бизнес-сообщества. Основная его идея состоит в  создании  единого пространства,  позволяющего выстроить  индивидуальную траекторию развития  ребенка от детского  сада до работодателя,  раскрыть  склонности  каждого  воспитанника и  обучающегося, сформировать  выпускника – гражданина,  патриота,  готового  трудиться  на  благо  родного  края, социально ориентированного и  мотивированного на трудовую  деятельность. В кластере  предусмотрено  погружение  ребенка в  интегративную образовательную  среду с использованием  профильных  программ и модулей  различной  направленности,  прохождение практики по предметам на базе лабораторий ДГТУ, предприятий и организаций города. В  рамках  кластерной  деятельности высшими образовательными учреждениями города продолжилась реализация проекта «Университетские субботы», ставшего за эти годы социально-образовательным. Одна из целей проекта – способствование осознанному выбору будущей сферы профессиональной деятельности выпускниками школ.В реализации проекта участвуют  ведущие вузы города Ростова-на-Дону: ЮФУ, ДГТУ, РАНХиГС, Медицинский университет, РГУПС и другие. На каждом занятии с выпускниками работают лучшие преподаватели университетов. В рамках проекта проведены мастер-классы, тренинги, интерактивные занятия. «Университетские субботы» уже имеют своих постоянных слушателей, но каждое занятие пополняется новыми школьниками. Около 75% ребят, участвуя в проекте, уже точно определились, кем они хотят быть в будущем. Каждый из них выработал собственную стратегию достижения цели.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте