Вряд ли кто-то станет спорить с общеизвестной истиной – главный капитал страны не нефть и газ и иные природные богатства. Главный бесценный капитал – люди, в первую очередь дети, от реализации способностей и талантов которых зависит будущее страны. На протяжении трех лет в рамках проекта «Одаренные дети» Управление образования Ростова-на-Дону старается выявить, развить и воспитать одаренных детей.
Проект объединяет усилия психологов, коуч-учителей, специалистов высшей школы, студентов вузов города, школьников и их родителей. Работа ведется в двух направлениях – работа с выраженной одаренностью и с резервом одаренности, заложенным практически в каждом ребенке. Выявление одаренности происходит в процессе психологического тестирования и через публичные результаты деятельности – олимпиады, проектную деятельность, участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсных мероприятиях.Свои таланты ребята могут развить не только в школе, но и в различных организациях дополнительного образования – спортивных и музыкальных школах, студиях и центрах.Предметные олимпиадыОдно из ведущих направлений работы с одаренными детьми – участие их во Всероссийской предметной олимпиаде школьников. Ежегодно в сентябре в образовательных организациях города в рамках Всероссийской олимпиады школьников проводится Неделя науки, в которой принимают участие более 90 процентов ребят 5-11-х классов. Школы города, где углубленно изучаются предметы, 17 лицеев и 16 гимназий достаточно результативно готовят призеров и победителей предметных олимпиад разного уровня. Примечательно, что приоритетным в работе с одаренными детьми является стимулирование научно-исследовательской деятельности старшеклассников через создание разветвленной системы сотрудничества с вузами города и других регионов России, участие в заочных школах Фестиваля науки Юга России.- У нас заключаются двусторонние договоры о сотрудничестве «школа – вуз», – рассказывает начальник Управления образования города Ростова-на-Дону Виктория Чернышова, – Так, совместно с научно-исследовательским отделом ЮФУ управлением образования организовано участие школьников 9-11-х классов в олимпиадах, которые проводятся Санкт-Петербургским университетом и МГУ имени Ломоносова. В рамках проекта «Интеллектуальное будущее России» проводится индивидуальная исследовательская работа ребят на базе Донской академии наук юных исследователей и через систему городских и областных открытых олимпиад и творческих конкурсов.Коуч-учителяБлагодаря реализации образовательного проекта «Одаренные дети» стали создаваться новые организационные структуры для выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей: опорная площадка «Школа – предметная лаборатория», «Университетские субботы», виртуальные лаборатории, многопрофильные школы выходного дня, заочные школы, каникулярные многопрофильные школы. Каждая из этих структур заслуживает отдельного внимания.- Объединившись вокруг идеи «опорная площадка «Школа – предметная лаборатория», школы города ведут работу с одаренными детьми с помощью коуч-учителя, который в свою очередь взаимодействует с социальными партнерами – вузами города, области, страны. Такая организация работы расширит границы муниципального образовательного пространства, предоставит каждому школьнику в зависимости от интересов и потребностей возможность выйти за рамки своей школы в другую образовательную среду для развития творческих способностей, исследовательской активности, – убеждена Виктория Анатольевна.Оказалось, что в городе 36 базовых школ, в которых работают 65 лучших коуч-учителей, набирающих группу школьников из 12-15 человек по какому-то отдельному предмету – биологии, химии, физике… По сути, это первая ступень работы с одаренными детьми, на второй ступени подключается преподаватель высшей школы. Два раза в неделю вместе со своими руководителями ребята ездят на лекционные и практические занятия в вуз. Такая работа дает свои плоды, школьники видят, как устроен процесс обучения в вузе, они психологически уже готовы к лекционной и лабораторной формам работы. В аудиториях и лабораториях ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), РАНХиГС, ИЮБиП, РостГМУ активно функционируют заочные и очные летние и зимние школы, мини-университет для одаренных детей, проводятся «Университетские субботы», дни и недели мобильности, кружковые занятия и проектные недели.Интересны новые формы деятельности в рамках сотрудничества школа – вуз.Менторство. В каждом вузе-партнере сформированы мини-группы ученых, студентов и школьников, которые в сотрудничестве с коуч-учителем ведут индивидуальную работу с увлеченными, творчески мотивированными школьниками, включая их проектную деятельность в рамках научных исследований, проводимых на факультете, кафедре того или иного вуза. В некоторых школах можно встретить научных работников, студентов, которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Ученик, студент, коуч-учитель и ментор – педагог вуза – вот творческая группа, которая ведет к передаче лучших традиций российского образования и одновременно стимулирует формирование собственного взгляда на жизнь и на проблемы у учащегося. Проектная деятельность. За 2,5 года реализации проекта «Одаренные дети» прошло 6 проектных сессий, в которых приняли участие более 950 школьников. Результаты их исследований – творческие работы, прошедшие общественное голосование на сайте управления образования и оценку строгого научного жюри. Лучшие работы удостоились публичного представления в стенах ученого совета ЮФУ.«Солдатская мать», «Почвы Ростовской области», «Волшебный алкалоид», «Мусор – это серьезно!» – вот неполный перечень тем проектных работ юных исследователей Ростова-на-Дону.Одним из интереснейших проектов стал совместный проект управления образования и государственного казенного учреждения «Государственный архив Ростовской области» под рабочим названием «Архив». Опыт работы с областным архивом начался в 2015 году, когда ребята городских школ вместе с учителями истории и филологии знакомились с архивными материалами, сочинениями ростовских школьников военных лет. Итогом этой работы стало издание книги «Школьные годы, войной опаленные», в которой собраны уникальные свидетельства людей, чьи детство и юность выпали на годы Великой Отечественной войны.Следующим печатным изданием (результат совместной деятельности с архивом) была книга «Изучая уникальное прошлое – строим экологически чистое будущее». Чтобы выполнить эту работу, школьники и их учителя-наставники не раз посетили Государственный архив Ростовской области. Школьники вчитывались в пожелтевшие страницы газет прошлых веков, осознавая, что проблемами экологии на донской земле интересовались уже двести лет назад. Работа завершилась в 2017 году изданием сборника архивных документов и проектных работ школьников под аналогичным названием «Изучая уникальное прошлое – строим экологически чистое будущее».Школа «Надежда» В рамках реализации муниципального проекта Управления образования города Ростова-на-Дону «Одаренные дети» на летних каникулах в августе 2017 года на базе Южного федерального университета впервые начала работать школа для одаренных и талантливых детей «Надежда». Активизация мыслительной деятельности обучающихся в школе происходила через включение в процесс обучения задач с нестандартной формулировкой, задач со сказочным, ролевым сюжетом, задач с практическим содержанием, задач «Найди ошибку», логических задач, задач на поиск закономерностей.198 одаренных ростовских школьников, учащихся 8-10-х классов, приняли участие в летней и осенней сессиях школы. В распоряжение детей, посещающих школу, были выделены аудиторные и лабораторные помещения учреждений высшей школы города. Помощь в организации и открытии школы «Надежда» осуществлял интерактивный центр наук «Лабораториум».Кластерный подходОбразовательный кластер ЮФУ (Южный федеральный университет) и управление образования города – проект, позволивший привлечь учащихся к творческой, изобретательской, исследовательской деятельности под руководством ученых, аспирантов, лучших педагогов общеобразовательных организаций. Выпускники ростовских школ получили возможность расширить спектр знаний по общеобразовательным предметам, подготовиться к ЕГЭ, пройти профориентационное тестирование и консультирование по определению своих призваний, формированию жизненного проекта, включиться в проектно-экспериментальную деятельность студенческих научных обществ и получить статус «кандидат в студенты Южного федерального университета».Многопрофильный научно-образовательный кластер Донского государственного технического университета (ДГТУ), коммерческий банк «Центр-инвест», союз «Торгово-промышленная палата Ростовской области», ПАО «Ростовертол», УФПС Ростовской области – ФЛФГУП «Почта России» и Управление образования Ростова-на-Дону – инновационная форма взаимодействия образовательных организаций, структур органов власти и бизнес-сообщества. Основная его идея состоит в создании единого пространства, позволяющего выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка от детского сада до работодателя, раскрыть склонности каждого воспитанника и обучающегося, сформировать выпускника – гражданина, патриота, готового трудиться на благо родного края, социально ориентированного и мотивированного на трудовую деятельность. В кластере предусмотрено погружение ребенка в интегративную образовательную среду с использованием профильных программ и модулей различной направленности, прохождение практики по предметам на базе лабораторий ДГТУ, предприятий и организаций города. В рамках кластерной деятельности высшими образовательными учреждениями города продолжилась реализация проекта «Университетские субботы», ставшего за эти годы социально-образовательным. Одна из целей проекта – способствование осознанному выбору будущей сферы профессиональной деятельности выпускниками школ.В реализации проекта участвуют ведущие вузы города Ростова-на-Дону: ЮФУ, ДГТУ, РАНХиГС, Медицинский университет, РГУПС и другие. На каждом занятии с выпускниками работают лучшие преподаватели университетов. В рамках проекта проведены мастер-классы, тренинги, интерактивные занятия. «Университетские субботы» уже имеют своих постоянных слушателей, но каждое занятие пополняется новыми школьниками. Около 75% ребят, участвуя в проекте, уже точно определились, кем они хотят быть в будущем. Каждый из них выработал собственную стратегию достижения цели.
Комментарии