Что понимают под одаренностью? Равнозначна ли она высокому интеллекту? Можно ли проверить, одарен ли ребенок? На эти вопросы ответил член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Александр Савенков в рамках проекта «ЛекторРАО».
Александр Ильич отметил, что любой психолог или педагог, родитель, столкнувшись с детской одаренностью, должен найти ответы на 4 важных вопроса: что такое одаренность, как ее можно диагностировать, является ли диагностика надежным основанием для прогнозирования (сохранится ли его преимущество через годы), а также как обучать, развивать и воспитывать одаренную личность.
Что такое одаренность
За долгую историю психологии одаренностью называли множество разных вещей, и каждая новая концепция не отменяла предыдущую, а наслаивалась на нее. Сегодня под одаренностью понимается сочетание высокого интеллекта, высокой креативности и мотивации. Для наглядности американский психолог Дж. Рензулли изобразил их в виде кругов Эйлера, в центре образуется треугольник с изогнутыми сторонами, которые отражают одаренность. При этом интеллект не тождественен тому, что в быту считается умом. Ум – это универсальная способность решать сложные задачи – учебные, научные, житейские. В психологии интеллектом называется только то, что измеряется тестами IQ. Креативность универсальна и равнозначна бытовому ее пониманию, господствующему в обществе. Это интегративное личностное свойство, которое пронизывает всю личность.
Для понимания мотивации лектор предлагает вспомнить небольшой материал из курса общей психологии: любая деятельность человека полимотивирована. Любое поведение одновременно определяется множеством мотивов. Какую-то их часть мы даже не осознаем. К тому же, мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру. Одни мотивы в ней устойчиво доминируют, другие находятся в подчиненном положении.
Для интеллекта и креативности работает принцип «чем больше, тем лучше», а в отношении мотивации он не действует. Мотивационно-потребностная сфера одаренного взрослого отличается тем, что в ней доминируют мотивы, связанные с содержанием деятельности. Само занятие математикой, живописью, биологией, музыкой вызывает почти физическое удовольствие, выступает смыслом жизни и двигателем всех начинаний этого человека. У ребенка такое бывает не всегда. Его мотивационно-потребностная сфера более подвижна, и это накладывает дополнительные обязанности на педагогов, чтобы формировать его в нужном направлении.
Как проверить, является ли ребенок одаренным
Каждый родитель обязан считать, что его ребенок самый одаренный. Каждый педагог должен верить в то, что его ученики самые талантливые и перспективные. И каждый психолог знает, что это неправда. Психологу нужно оценивать интеллект, креативность и мотивацию. Работа педагогов и родителей – развивать и воспитывать, им предлагаются версии педагогических инструментов, которые отличаются от тех, которые предлагают психологам.
Психологам эксперт предложил собственные инструменты: «Карта одаренности», «Палитра интересов», «Методика оценки общей одаренности». Существуют научные обзоры, в частности, обзор немецкого психолога Гюнтера Троста, опубликованный в журнале «Иностранная психология». Он проанализировал, чьи прогнозы точнее – воспитателей в садике, родителей, учителей или психологов. Исследование показало, что одни из наиболее точных прогнозов делают именно педагоги. Психолог обычно привязывается к конкретным результатам тестирования.
Равна ли одаренность высокому интеллекту
Может ли тест IQ предсказать успех ребенка? Для ответа на этот вопрос Александр Савенков напомнил, что в начале прошлого века во Франции переходили к всеобщему начальному образованию. Тут же обнаружилось, что дети выходят из начальной школы, не обучившись элементарным вещам: читать, считать, писать. Стали искать причину. Учителя вместо того, чтобы сказать об отсутствии методик и помощи со стороны родителей, образовательной среды, заявили, что дети вообще не способны к обучению. Тогда министр юстиции попросил парламент с этим разобраться. Лаборатория под руководством известного педагога А. Бине разработала систему оценки умственного возраста. В его определении применили задачи, использующиеся в обучении, укомплектованные по мыслительным операциям: например, задачи на объемно-пространственное мышление, на понимание смысла слов и их значений и т.д. Задачи дали большому количеству детей и установили норму: если 90% испытуемых определенного возраста решили столько-то задач – значит, это норма для этого возраста. Такая методика стала популярной в Европе и в России.
Однако в 1912 году немецкий психолог Уильям Штерн предложил формулу для расчета коэффициента интеллекта. IQ равен результату деления умственного возраста на календарный в умножении на 100 единиц (чтобы уйти от дробей). Если у 10-летнего ребенка умственный возраст составляет 10 лет, то его интеллект будет равен 100 единицам. Если у 10-летнего ребенка умственный возраст равен 14 годам, то получим 140 единиц. Это высокий показатель. Количество детей с показателем 140 и выше составляет от 2 до 5 %. Это и есть высокая одаренность, с точки зрения оценки интеллекта.
Одаренность, с точки зрения российских ученых, не интеллект, это системно развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее успешность выполнения той или иной деятельности. Строго говоря, успешность можно не учитывать. Психологам интересна одаренность сама по себе. Она не всегда определяет жизненную или академическую успешность.
Лектор подчеркнул, что IQ является фундаментом одаренности. Без высокого показателя IQ не бывает высокой креативности: может быть некреативный человек с высоким IQ, но высоко креативного человека с низким IQ, по словам Александра Савенкова, не бывает. Это главный инструмент, определяющий умственную одаренность.
Полностью ознакомиться с лекцией Александра Савенкова можно на странице РАО в социальной сети. Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало о лекции РАО, рассказывающей о влиянии родителей на на академическую успеваемость школьников.
Комментарии