search
main
0

Одаренность – благо или проклятие?

Две стороны одной медали

Работа с одаренными детьми – это и награда, и большая нагрузка. Одна из первых проблем, встающих перед любым учителем, – распознать будущего гения. В начальной школе я решила вопрос просто: на родительском собрании сообщила родителям второклассников, что все их дети очень талантливы. Наша общая задача – помочь каждому ребенку выявить свой потенциал, реализоваться в любой сфере. Таким образом, мы стали работать вместе с родителями в одном направлении, поддерживать каждого ученика независимо от склонностей и способностей, или же при их отсутствии.

Не секрет, что зачастую система образования больше внимания уделяет некоему мифическому среднему ученику, а каждый учитель вынужден тратить массу времени на отстающего, увы, упуская из виду передовых школьников. Секрет прост: если учащийся получает двойку, винят учителя. Снижается рейтинг класса и школы. Поэтому по-прежнему знакомая формулировка «три пишем, два в уме» остается в силе. Но ведь даже с неудовлетворительными оценками все не так просто.

Любой опытный педагог знает, какие именно дети не вписываются в общепринятые критерии оценок. Это одаренные дети и ученики с задержками в развитии. Ключевое слово здесь «дети».

«Как ты можешь работать с этими тупицами!» – воскликнула классная руководительница, войдя в класс в начале учебного года. Я онемела. Передо мной сидели победители олимпиад, конкурсов и конференций. К счастью, по собственному школьному опыту я знала, чем вызвана такая нелестная характеристика. Ученики, особенно подростки, решающие на олимпиадах сложные задачи, выходящие за рамки школьной программы, регулярно отсутствующие на обычных занятиях, попросту скучают на уроках. Все, что говорит учитель у доски, им уже известно. Они замечают ошибки и неточности. Домашние задания выполнять им неинтересно. Проводя несколько недель в учебном году вдали от школы среди себе подобных, они обычно бывают высоко мотивированными, нацеленными на дальнейшее образование и работу по уже избранной специальности.

Когда вам попался такой целый класс, работать сложно, но можно. Нужно просто ребят побольше нагружать, постоянно ставить перед новым вызовом. Не удивляться нестандартному поведению, не читать нотации. Да, приходится модифицировать учебный план, вести дополнительную неоплачиваемую работу. Я с благодарностью вспоминаю своих учителей, особенно преподавательницу английского языка, с пятого класса приносившую мне книжки в оригинале. Думаю, каким же терпением обладала моя мама-библиотекарь, каждый вечер она усаживалась рядом со мной и слушала мой, пока еще очень неумелый, перевод с листа, уверяла, что ей хочется узнать, что же было дальше…

Если учитель не хочет, не умеет или не может брать на себя такую большую нагрузку, винить тут некого. Подозреваю, что в педвузе не обучают такой работе. Если ребенок на уроке в начальной школе поправляет учительницу или, еще лучше, говорит, как ему или ей скучно, часто он или она получает некий ярлык. В дневнике появляется запись о плохом поведении, на родительском собрании родителям объясняют, что они должны дома учить дитя, как себя вести. Ко мне часто обращаются за помощью не только мамы и папы, но и бабушки, и дедушки.

В самом деле, как понять, что перед нами не хулиган, не лентяй, а именно одаренный ребенок? Мой юный друг окончил четыре класса, получил учебники на пятый класс. Все их прочитал за месяц и сообщил родным, что ничего нового в них нет, все это он уже изучил по Интернету. Он способен связно воспроизводить тексты, отвечает на любые вопросы по их содержанию, смотрит новости и рассуждает о политике… Ох и жалко его! Станет немного легче, когда он дорастет до олимпиад, выйдет в победители и школа признает его способности, начнет поддерживать, беречь. Он уже принимает участие в различных детских конкурсах, соревнованиях. Я советую озадачить его на лето разными новыми темами. Прочитал все семь книжек про Гарри Поттера, но по-русски – очень хорошо. Дайте ему книгу на английском языке, пусть читает со словарем, сравнивает.

Привожу любимый мною пример, как сова юного волшебника с прекрасным гордым именем Ядвига (Hedwig) стала невыразительной, непонятной современному ребенку Буклей. Родителям не приходит в голову проверять такие детали, а у мальчика глаза заблестели, спросил, есть ли там другие примеры неверного перевода. Я посоветовала ему посмотреть самому. Хочет заниматься спортом и музыкой – отлично, пусть занимается. Помимо прочего меньше времени будет проводить за компьютером.

По-моему, сложнее всего приходится с будущими творческими профессиями. Ладно, если перед нами классный клоун – ребенок, готовый изобразить и одноклассников, и директора, и политического деятеля. Он с удовольствием выступает на школьных мероприятиях, веселит ровесников. Может быть, он станет пародистом. Когда кто-то прекрасно рисует, с радостью оформляет класс, актовый зал к празднику, тоже ясно.

Однако, как и во всем, что связано с детьми, закономерностей тут нет. Посмотрите биографии знаменитостей. Среди них есть и медалисты, и двоечники. Кому-то неинтересны все школьные предметы. Может быть, как в хрестоматийном примере с Эйнштейном, им действительно скучно, потому что они пока не доросли до нужного возраста, уровня понимания. Известно, что Альберта Эйнштейна исключали их разных учебных заведений, но родители упорно помогали ему и находили иные возможности продолжать образование сына.

Единственный реальный совет, который я из года в год даю родителям: поддерживайте ребенка. А к коллегам всегда обращаюсь с простым призывом: не спешите навешивать ярлыки. Я живу в Академгородке, здесь много ученых мирового уровня. Любой из них может рассказать о том, как протекала их школьная жизнь. У каждого были любимые учителя, но практически всегда попадались и такие, кто объявлял их необучаемыми по тому или иному предмету. Что не помешало им стать докторами наук, членами РАН, добиться успеха в своей области. Есть много примеров того, как школьники с «непонятными» стремлениями стали ветеринарами, медсестрами, бухгалтерами, воспитателями детских садов, сотрудниками ботанического сада, пекарями, специалистами по ИКТ (информационно-коммуникационным технологиям)…

Главное – они все становятся полезными членами общества. А наша педагогическая задача в том и состоит, чтобы поддержать каждого независимо от того, хочет ли он стать космонавтом, найти лекарство от рака, освоить дизайн ногтей или водить машину скорой помощи.

Нина КОПТЮГ, Новосибирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте