Какими бы яркими ни были таблицы и другие наглядные пособия, традиционно закупаемые школами, они не кажутся привлекательными учащимся XXI века. Новые информационные реалии требуют новых подходов к учебному процессу. Но проблем здесь пока не меньше, чем достижений.
Монитор вместо письменного стола?
В институтской библиотеке в период сессии было многолюдно: и в читальном, и в компьютерном зале. Какими материалами предпочитают пользоваться студенты для подготовки к экзаменам, электронными или «бумажными»? Микроопрос, который провел доктор педагогических наук Леонид Долинер, показал: обычному учебнику ребята предпочитают электронный. Но большинство (60 процентов) поступает при этом вполне тривиально: распечатывают материалы, найденные с помощью компьютера, и работают уже с бумажной версией. Получаются некие псевдо-электронные средства обучения.
Вопрос, что такое электронные образовательные ресурсы, некоторыми воспринимается примерно так же, как «что такое небо». Разве нужны объяснения, когда все ясно? Знания, переведенные в «цифру». Но в данном случае простота равна примитиву. О компьютеризации школы говорят с 1985 года, последние годы ее активно внедряют. И до сих пор многие и педагоги, и ученики воспринимают этот процесс всего лишь как замену письменного стола экраном монитора.
Заведующая кафедрой информационных технологий в образовании (ИТО) Института развития регионального образования Свердловской области Галина КУЗНЕЦОВА так систематизирует назначение электронных образовательных ресурсов.
Первый уровень – подготовка педагога. Используя различные электронные инструменты, например Microsoft Office, учитель создает дидактические материалы, разрабатывает тесты для проверки знаний, формирует собственный педагогический ресурс. Второй уровень – проведение урока: ЭОР используются как ЭСО, как современные средства обучения. В ход идут разработанные учебно-методические комплексы, а также авторские программы. Педагоги-предметники, освоившие этот уровень, утверждают, что достаточно одного компьютера в классе, чтобы занятия проходили в популярной интерактивной форме. Например, на уроке химии можно осуществлять опыты по соединению разных веществ с помощью электронного носителя информации, а на физике без дорогостоящих приборов представлять действие различных законов. Третий уровень – дистанционное обучение. Это самостоятельный выход детей на интернет-ресурсы, поиск самой свежей, обновленной информации, что невозможно в быстро устаревающих печатных изданиях. Это подготовка презентаций по разным темам, в том числе и самопрезентаций ученика.
Потенциальные возможности образования с использованием электронных ресурсов возрастают колоссально по сравнению с традиционным обучением. С их помощью легко достигается интеграция образования: ЭОР могут иметь надпредметный характер, соединять литературу и английский язык, географию и историю. Мотивация детей к учебе повышается, возрастает интерес к предметам, которые даются в современной форме. Это все понимают – в теории. А что на практике?
Я наугад позвонила в несколько екатеринбургских школ. Вот варианты ответов. «Не знаю ЭОР»; «Да, я использую компьютер, но только для поиска новых материалов»; «Зачем мне это, в моем классе и так хорошие показатели успеваемости».
Победителю-ученику
от побежденного учителя
Компьютерные классы уже не диковинка даже для удаленных районов. Библиотеки постепенно трансформируются в информационные или ресурсные центры. Вот школа поселка Станционный Свердловской области. В библиотеке действует медиотека, где представлены электронные учебники, и дети с удовольствием выполняют здесь домашнее задание, готовят рефераты, презентации. В екатеринбургской школе «Корифей» уже и отчет по домашней работе осуществляется с помощью электронной почты.
По статистике города Екатеринбурга, 98 процентов школьников умеют работать с компьютером. И лишь 60 процентов школьных педагогов. Возникает некий «комплекс учителя». Как в любом психологическом конфликте, в нем присутствует внутреннее противоречие. Ощущение собственной отсталости соседствует (немирно) со статусным превосходством. Не каждый педагог способен принять первенство ученика. По мнению Леонида Долинера, страх перед машиной постепенно уходит в прошлое даже для самых зрелых учителей. Остается другой страх: утратить позицию основного источника информации, непререкаемого авторитета, высшего судьи для ученика. Мешает консервативность мышления: «Я много лет преподаю математику без этих электронных наворотов и дальше буду». По наблюдению Галины Кузнецовой, «самодостаточных» педагогов, как тактично называет она тех, кто отрицает развитие, особенно много в крупных городах. Районные центры активнее впитывают новое.
В Институте развития регионального образования Свердловской области реализуется комплексная программа «Информационная культура педагога». В течение пяти лет ИРРО входит в международный проект Intel, с 2004 года открыт собственный центр Intel. Недавно свердловский институт, пройдя через конкурс, включился в другой международный проект – Академия учителей Microsoft.
Прежде всего, учатся здесь преподаватели информатики. Но не только. Все более охотно включаются в компьютерное образование предметники, педагоги начальной школы и даже «дошкольники». За последние три года обучение прошли около 6 тысяч человек. Для 53 тысяч педагогов Свердловской области это пока немного. Но здесь важны «круги по воде». Учителя, возвращаясь после «компьютерного ликбеза» в школы, проводят занятия по-новому, рассказывают о полученных знаниях другим, об их уроках говорят дети, родители. И вскоре из этой школы на учебу приезжает уже группа учителей.
По словам заместителя директора ИРРО Свердловской области Натальи Стумбрис, идет также подготовка тьюторов, что расширяет границы обучения. Педагоги могут повышать квалификацию теперь «без отрыва от производства»: или в своей школе, или в близлежащей. «Мы не просто обучаем тьюторов, выдаем сертификаты и отправляем в свободное плавание, – говорит Наталья Анатольевна. – С ними ведется постоянная работа: конференции, семинары, конкурсы проектов». Успехом уральской школы тьюторов можно назвать то, что в конкурсе площадок Intel в нынешнем году из пяти российских три оказались из Свердловской области.
Искривления пространства
Без электронных средств обучения сегодня не обойтись уже потому, что они соответствуют времени. Но мы ждем от них большего, чем просто современности: повышения качества образования. Вот только путь к результату еще долог. Новое информационное пространство, в которое мы втягиваемся объективно, независимо от личных желаний или нежеланий, все еще – новое, не освоенное большинством.
«Человек, пользующийся электронными ресурсами, получает крылья, которые дают возможность взлететь. А еще появляется свобода, но не все умеют ею распорядиться», – говорит Галина Кузнецова. Иногда свобода превращается в освобождение от труда как для ученика, так и для педагога. И тогда вместо повышения самостоятельности и творческой составляющей возникает их снижение. Учащиеся научились активно пользоваться готовой информацией (в интернете, как известно, можно найти текст реферата, курсовой или диплома на любую тему). Педагоги, отсылая студентов и школьников к электронным материалам, не всегда знают, как с пользой и без потери собственного влияния провести высвободившееся от лекций время. Это самые распространенные антиэффекты внедрения ЭОР.
Если верить, что мы хоть и медленно, с отставанием, но движемся в ту же сторону, что и цивилизованный мир, эти «искривления информационного пространства» носят временный характер и будут преодолены. Но вряд ли сами собой. В ходе реализации национального проекта «Образование» техническая сторона проблемы – наполнение школ компьютерами, интернет-линии нового поколения – практически решена. Личного знакомства и общения с электронной машиной не избежать самым ярым традиционалистам. Сейчас главным становится научиться и научить жить в условиях информационной свободы без потерь для самих себя.
Свердловская область
Комментарии