search
main
0

Оценку ставят учителю

Не секрет, что многое в жизни учеников зависит от учителя и учительского коллектива. У Галины Дождёвой – учителя истории и обществознания, а еще и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, куратора гимназических классов, лауреата гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования, отличника народного просвещения и почетного работника общего образования Российской Федерации, есть свой взгляд на деятельность учителя и школы. Об этом наш разговор с Галиной Васильевной.

– Присутствуя на различных окружных мероприятиях и праздниках, не раз обращала внимание на учеников вашей школы. Они узнаваемы: интеллигентны, воспитаны, умеют себя вести на людях. Как удается достигать такого результата? Ваша школа ставит перед собой особые задачи в области воспитания?- Приятно слышать такое о наших детях. Действительно, мы уделяем внимание воспитанию культуры поведения. С самого момента открытия школы в 1993 году под руководством нашего первого директора Веры Малининой мы ставили себе задачу, чтобы наши ученики были всесторонне развитыми, понимали, как себя вести в разных ситуациях и с разными людьми. По инициативе Веры Сергеевны мы сотрудничали со Школой искусств имени Дягилева: на базе нашей школы проходили музыкальные и хоровые занятия для ребят. Конечно же, соприкосновение с искусством всегда положительно влияет на детей. Сейчас эта традиция продолжается. С середины 90-х годов у нас в школе работает театр, ребятам очень нравится играть в спектаклях. Руководит театром большой энтузиаст Татьяна Жиркова, которая хорошо видит способности ребят (даже если они неочевидны на первый взгляд) и помогает им раскрыться. В процессе занятий театром ребята приобщаются и к классической литературе, помогает Татьяне Юрьевне наша родительница Екатерина Владимировна Ящук. Важно и как таковое воспитание культуры поведения на классных часах, в беседах, напоминаниях – это пронизывает учебный процесс. Наконец, играет свою роль и просто доброе отношение учителей к ребятам. То есть не командный стиль общения, а сотрудничество, когда обращаются не по фамилии, а по имени, когда вопросы решают сообща. А вообще, если на равных, по-доброму общаться с детьми, то они всегда благодарны и с душевной теплотой принимают и твой предмет, и все, чему ты пытаешься научить, направляя, как говорится, на путь истинный. Учителю нельзя демонстрировать свое превосходство. Нельзя показывать ребенку, что он стоит на несколько пролетов лестницы ниже тебя, что ты знаешь все, а он – ничего. Мы стараемся, чтобы наше взаимное расположение друг к другу было настоящим и искренним. Это школьная атмосфера, которая целенаправленно создается и оберегается. Ребята у нас очень хорошо общаются параллелями, это действительно коллектив учеников: они дружат, проводят совместные мероприятия. На Новый год, к примеру, у нас был костюмированный бал, в котором участвовали ученики 10-11-х классов, приглашали и девятиклассников. Девушки были в бальных платьях, юноши приглашали их танцевать. Вот так, по крупицам, в том числе с помощью праздников, создается атмосфера доброжелательности, душевности, теплоты. На таких уроках, как литература, история, география, ребята высказывают различные точки зрения, наши учителя имеют собственную, но при этом не считают ее единственно верной. Если у ученика есть собственное мнение, мы просто настаиваем, чтобы он аргументировал, почему именно так считает. Уметь отстоять свою точку зрения – очень важное умение, ведь еще нужно не бояться это делать. Реакция со стороны одноклассников может быть разной, но должна быть создана в классе такая атмосфера, чтобы ребенок не боялся высказать свою точку зрения, тем более если она отличается от других. Мы, конечно же, стараемся растить мыслящих людей, считаем это очень важной своей задачей. Важно еще, чтобы ребята пользовались разными источниками информации (словари, Интернет, семья), умели самостоятельно добывать знания. У нас в школе с 1996 года работают гимназические классы. Окружение всегда играет очень важную роль, и когда мотивированные ребята, для которых получение знаний стоит на первом месте, попадают в среду таких же, как они, то это много значит.- За это время вы уже не раз выпустили из школы своих гимназистов. Что это за ребята, какие они, куда поступают?- Все выпускники поступают в вузы – университеты, различные гуманитарные и педагогические вузы, МИЭТ. В параллели у нас три класса, только один из них гимназический, учителя строже относятся именно к этим ребятам. Начиная с 5-го класса гимназисты привыкают к усидчивому учебному труду, ведь с них больше спрос, чем с остальных. Они – первые участники предметных олимпиад различного уровня. Наша школа общеобразовательная, и гимназические классы – это, образно говоря, медаль на груди нашей школы, наша гордость. Гимназисты очень разносторонние ребята, они интересуются не только учебой, но и другими сторонами жизни: играют в школьном театре, занимаются в спортивных секциях, побеждая в соревнованиях, поют в хоре, учатся в школе искусств, рисуют. Так что нельзя сказать, что они занимаются только учебой и посвящают этому все свое свободное время, не имея других интересов. Они все успевают, умеют организовать свою жизнь. На протяжении многих лет учителя практикуют проектную деятельность с учащимися. Мы стараемся, чтобы ребята проявляли свою инициативу в выборе тем и выражали тем самым собственные интересы. Конечно, бываем и ограничены рамками тех конкурсов, которые проводятся на окружном и городском уровне, когда тематика задается изначально. Но бывает и так, что во время урока кто-то из ребят выражает желание подготовить презентацию по тому или иному вопросу, интересной для них проблеме, и это, конечно же, приветствуется. Для выступлений с такими проектами используется техника, которая есть в школе. При этом мы стараемся помнить, что ребята очень загружены, и не перегружать их творческими работами. – Вы упомянули технику. Как идут дела с освоением, применением новой техники, какая, на ваш взгляд, существует связь между техническим обеспечением и повышением качества образования, о котором сейчас много говорят?- Учитель задает тон, осваивая имеющуюся технику. Наши учителя, к примеру, неоднократно прошли различные курсы повышения квалификации, через курсы компетентностного подхода на базе школы №1151, которые организует директор этой школы Игорь Агапов. Обучаясь на курсах, мы получили прекрасные методики, в том числе и повышения заинтересованности учеников, организации групповой работы, все это наши учителя применяют на своих уроках. Ученики вырастают рядом с компьютерной техникой, поэтому учатся разбираться в ней гораздо быстрее. Нам, поколению учителей, которое уже давно работает в школе, конечно, сложнее. Для нас это привнесенное извне, а не образ жизни, как для наших детей. Поэтому в чем-то наши ученики порой даже помогают нам. Отставать от них мы никак не можем, поэтому и учимся. Качество же образования становится лучше, на мой взгляд, от того, что использование техники поддерживает интерес к учебе. А если ребенку учиться интересно, то и результаты будут более высокими. Многое зависит и от того, насколько учитель любит свою работу, предан ей, заинтересован в том, чтобы каждый ученик понял его предмет или тему. Интерактивная доска – это очень хорошо, но это лишь в помощь учителю. Если в школу приходит человек равнодушный, заинтересовать детей он не может, сколько бы оборудования ни было в его распоряжении. В этом году у нас просто замечательный выпускной класс – дружные, добрые и открытые ребята, расставаться с которыми будет искренне жаль. От всей души желаю им успехов и надеюсь, что в будущем они станут продолжением нашей школы уже в своих детях. Несмотря на то, что школе 18 лет (это не мало, но и не так уж много), у нас уже учатся дети наших первых выпускников. То есть смена поколений произошла, школа продолжается.- Хорошо помните свой первый выпуск?- Конечно, я была у них классным руководителем, это был первый выпуск в истории нашей школы, такое запоминается. Все эти ребята пришли или приехали к нам из разных мест. Им было сложно в 10-м классе привыкать, приспосабливаться к новым условиям, но мне они казались такими… умудренными жизненным опытом. Они были разными, эти ребята, но все они пришли с желанием учиться, оставить после себя след, с желанием помочь нам сделать так, чтобы школа состоялась. Каждый из них был интересен по-своему: кто-то умел рассуждать, кто-то пел, танцевал, вел концерты. Я считаю, что именно тогда были заложены и творческая жилка, и основа тех добрых, уважительных отношений между учителями и учениками, которые сложились и существуют в нашей школе по сей день.- А яркие выпускники у вас были?- Да, конечно. Одна из них – Аня Рогачева, очень способная девочка, обладающая феноменальной памятью, она побеждала в окружных олимпиадах по предметам гуманитарного цикла, участвовала в городских олимпиадах. После окончания школы Аня поступила на романо-германское отделение филологического факультета МГУ (специализация – скандинавские языки). Аня до сих пор созванивается со своим учителем литературы, классным руководителем, очень тепло отзывается о школе. Это приятно. – Говорят, учителя любят работать с мотивированными детьми. А какие ученики самые благодарные? – Порой те ребята, которые окончили школу на «отлично», с медалями, не всегда потом придут и скажут какие-то слова благодарности. Хотя, как нам кажется, мы столько вложили в них своего труда и сил. Но я думаю, что они, конечно же, испытывают благодарность, просто не все из них в силу своей занятости или невысокой эмоциональности могут это выразить. Ну а самые благодарные – это, наверное, действительно те троечники, которые всегда требуют больше внимания со стороны учителей. Они более открыты, не стесняются слов, не скрывают эмоций…- Ваша школа участвует в пилотном проекте. Стала ли школа более открытой и прозрачной, понятной родителям? – Конечно. Создан управляющий совет, родители принимают участие в управлении школой. Но наши родители никогда и не были безучастными к жизни школы. Они всегда пристально следят за тем, что у нас происходит, высказывают свои пожелания, предложения, например, они хотят, чтобы у нас было больше профилей на третьей ступени обучения, в частности, хотели бы углубления биологии и химии, и со следующего учебного года мы попробуем сделать это. Мы используем любую возможность для диалога с родителями, всегда решаем наши проблемы, как говорится, «внутри семьи» с учетом всех интересов, но всегда в пользу ребенка. Думаю, родители чувствуют эту нашу заинтересованность в том, чтобы их детям было хорошо. Кроме того, родители всегда могут связаться с нами через школьный сайт, задать любой вопрос и получить ответ. Наше сотрудничество стало более тесным благодаря электронному дневнику. К примеру, я выставляю отметку, и если у родителя возникает какой-то вопрос (а бывает, что это случается по горячим следам, буквально через час-два), то мы незамедлительно обсуждаем эту ситуацию. Родители и сами стали более заинтересованными, несмотря на всю загруженность, о которой так много говорят. Им интересно, в какой обстановке, в каких условиях проводит большую часть времени их ребенок. На заседаниях управляющего совета родители задают нам вопросы о деятельности школы. Много родителей будущих первоклассников приходит к нам на дни открытых дверей, во время которых мы также подробно рассказываем обо всех особенностях нашего образовательного учреждения. – А как себя чувствует в рамках пилотного проекта педагогический коллектив?- Ответственности администрации, педагогического коллектива стало больше, и это непросто. Как непросто и учителю, который привык оценивать своих учеников, перестроиться на то, что его самого теперь оценивают. Я имею в виду распределение стимулирующей части оплаты труда. Не все учителя это легко воспринимают, что тут скрывать. Наверное, так в любом коллективе. Мы разрабатывали критерии, стараясь сделать их предельно прозрачными и понятными (а не общими и расплывчатыми), очень много разъясняли, проводили совещания и собрания. Денег у школы стало больше, и мы это уже ощутили. На количество учеников наша школа не жалуется, деньги к нам пришли вслед за каждым из них, заработная плата повысилась у всех учителей. В общем, финансовые возможности увеличились, и это не может не радовать. Когда в декабре 2011 года мы впервые распределяли стимулирующую часть, это достаточно спокойно было воспринято в коллективе. Мы ничего не скрываем: каждый знает свое количество баллов и количество тех средств, которыми располагает школа. Кроме того, мы используем предварительную самооценку своего труда учителями. Но все это дело не одного года, надо, чтобы учителя привыкли к тому, что их оценивают. Это определенный психологический барьер, который нужно перешагнуть, чтобы понять и, главное, принять то, что ты тоже подлежишь оценке, и не только со стороны администрации (это воспринимается легче), но и со стороны коллег, и со стороны детей и их родителей. Ведь в состав комиссии по распределению стимулирующей части входят и педагоги, и родители. Конфликтов у нас на этой почве не возникло, несмотря на то, что не все, я думаю, остались довольны. Возможно, кто-то рассчитывал на более высокую оценку своего труда, такое тоже вполне может быть. Но в целом новая система воспринята в нашем коллективе спокойно. Надеюсь, что и в дальнейшем психологический климат не нарушится и никакие подводные течения не возникнут.- Ваша школа сегодня – она такая, какой вы хотели бы ее видеть, когда только начинали в ней работать?- Думаю, да. Мы хотели, чтобы школа имела свое лицо, чтобы ребята приходили к нам с желанием учиться, чтобы им было интересно и они имели бы возможность проявить себя в разных направлениях – и в спорте, и в театре, и в живописи. Когда мы начинали работать, было несколько сложнее: было так много ребят, что мы работали в 2,5 смены. Сейчас у нас 700 учеников, это тоже немало. Но все задумки претворены в жизнь, и я считаю, что тот путь, который был избран, мы прошли достойно. Наша школа входит в десятку лидеров по итогам окружных интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад. Эти позиции мы стараемся удерживать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте