search
main
0

Оценки. Планы. Тенденции

Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

Продолжение. Начало в «МП» №35-38

 

О первоочередных мерах по реализации в 2021 году отраслевых соглашений, заключенных между профсоюзом, Минпросвещения России и Минобрнауки России

Важной правовой новеллой Трудового кодекса является изменение главы 49.1, регулирующей вопросы дистанционной работы. Когда весной 2020 года в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции вся система высшего образования в короткий срок была переведена на дистанционный режим работы, стало понятно, что необходимы дополнительные федеральные нормы в сфере регулирования трудовых отношений. Новая редакция главы 49.1 устанавливает ряд условий и положений, которые необходимо заранее учесть в организации в случае временного перевода работников на дистанционный режим.

Все эти вопросы необходимо решать на уровне образовательной организации. Но, понимая сходство возникающих проблем в подведомственных Минобрнауки России вузах, профсоюз в инициативном порядке начал подготовку примерного положения о временном переводе работников на дистанционную работу, которое должно стать правовой и методологической базой для разработки локальных нормативных актов образовательных организаций высшего образования. В проекте положения предлагаются решения ряда правовых и организационных задач, возникающих при временном переводе работников на дистанционный режим. В частности, это основания и порядок такого перевода, способ взаимодействия работников и работодателя, особенности режима рабочего времени, организации и охраны труда, обеспечение работников оборудованием и иными средствами для выполнения трудовой функции дистанционно, либо порядок денежной компенсации за использование собственного оборудования и ряд других вопросов. Кроме этого, учитывается специфика организации образовательного процесса в вузах, использование дистанционных образовательных технологий и электронных ресурсов.

В Отраслевое соглашение с Минобрнауки России включен пункт 9.6.5, закрепляющий обязательства работодателя обеспечить работников всем необходимым оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами или выплачивать компенсацию за использование принадлежащей работнику или арендованной им оргтехники, возмещать расходы, связанные с оплатой интернет-трафика, использованием онлайн-платформ, а также расходы на коммунальные услуги, средства защиты информации и иные средства, в случае установления режима дистанционной работы. В рамках реализации Плана мероприятий на 2021-2022 год по выполнению Отраслевого соглашения с Минобрнауки России профсоюз предложил совместно продолжить разработку Примерного положения о временном переводе работников на дистанционную работу.

В соответствии с Отраслевым соглашением к педагогическим и иным работникам образовательных организаций не должна применяться часть седьмая статьи 312.9 ТК РФ, относящая ко времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, с оплатой согласно положениям статьи 157 ТК РФ время, когда работник не выполняет непосредственно свою трудовую функцию, если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя либо работодатель не может обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами.

Отраслевым соглашением в пользу работника также расширено содержание нормы ТК РФ, в соответствии с которой при временном переводе на дистанционную работу по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, внесения изменений в трудовой договор с работником не требуется (ч. 5 ст. 312.9 ТК РФ). Так, с целью закрепления прав и гарантий работника в письменной форме Отраслевым соглашением предусмотрено, что по заявлению работника условия осуществления им временной дистанционной работы могут быть определены в дополнительном соглашении к трудовому договору с учетом норм ТК РФ.

Нововведения Отраслевого соглашения дают руководству вузов и профсоюзным организациям инструмент для решения ряда непростых проблем социально-трудовой сферы. Всем социальным партнерам необходимо приложить усилия, чтобы эти возможности были реализованы.

Молодым ученым по результатам научной деятельности выдаются государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья. В соответствии с пунктом 9.9 Отраслевого соглашения стороны договорились, что в программу получения жилищных сертификатов будут включены и молодые педагогические работники, занимающие должности ППС и выполняющие требования программы по научной деятельности.

В рамках мер по реализации Отраслевого соглашения с Минобрнауки России 3-4 июня 2021 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная политика в системе высшего образования в условиях пандемии и после ее окончания: новые вызовы и возможности».

Организаторами мероприятия выступили Общероссийский Профсоюз образования, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томская областная организация профсоюза, Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов (КСП профсоюза), Студенческий координационный совет (СКС) профсоюза, первичная профсоюзная организация работников Томского государственного университета.

В конференции приняли участие 245 человек более чем из 40 вузов России.

Участники конференции обсудили актуальные вопросы высшего образования, проблемы, возникающие при организации обучения, соблюдении трудовых прав работников в условиях дистанционного режима работы и проведении других мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.

Острая полемика состоялась по вопросам практики перехода на дистанционный режим работы и оплаты труда ППС и научных сотрудников, нормирования труда, заключения срочных трудовых договоров, показателей эффективности работы, скрытой безработицы или неполной занятости преподавателей вузов, профилактике профзаболеваний и профессионального выгорания преподавателей. Также на конференции обсудили работу комиссии по рассмотрению трудовых споров (КТС). Ряд докладов были посвящены популяризации здорового образа жизни, работе психологических служб вузов.

По итогам обсуждения социальной политики вузов как элемента корпоративной стратегии в новых условиях участники конференции пришли к следующим выводам:

В рамках социального партнерства, принципы которого закреплены в Конституции РФ, а также в ходе реализации программы «Приоритет-2030», необходимо повышать уровень ответственности работодателя по отношению к работнику, учитывая значимость каждого отдельного сотрудника для функционирования вуза.

Минобрнауки России, Минпросвещения России и профсоюзу необходимо способствовать развитию коллективно-договорных отношений как реального инструмента достижения стабильного, устойчивого, планомерного развития вузов, позволяющего устранить имеющийся дискомфорт в трудовых отношениях, решать актуальные социальные проблемы работников, повышая уровень социальных гарантий.

Важно расширять сотрудничество и обмен опытом между коллективами работников и студентов вузов по вопросам дистанционного обучения и разноуровневой поддержки студентов, работников и членов их семей.

Следует распространять и внедрять положительные результаты деятельности психологических служб в области охраны здоровья работников и студентов в практику работы вузов с целью консолидации ресурсов профессионального сообщества для дальнейшего развития системы психологического сопровождения.

Минобрнауки России и профсоюзу необходимо разработать методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, касающиеся специфики преподавания в условиях дистанционного обучения.

Необходимо создавать системы стимулирования (гранты) для поддержки внутривузовских и межвузовских сообществ преподавателей, внедряющих инновационные образовательные и цифровые практики в целях развития новых моделей организации образовательной и научной деятельности, использования новых форматов взаимодействия между студентами, абитуриентами, преподавательским составом.

Минобрнауки России, Минпросвещения России и профсоюзу необходимо рассмотреть вопрос о создании системы поощрения и мотивации педагогов, активно включающихся в проектирование и использование цифровых ресурсов и практик. Подобная система должна обеспечить как внесение соответствующих показателей в процедуры конкурсного отбора, так и в систему поддержки преподавателей на первых этапах освоения и применения цифровых инструментов.

 

О проведении мониторинга по вопросам регулирования режима рабочего времени и нормирования труда профессорско-преподавательского состава в вузах

Особенности труда педагогических работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава, также отчетливо проявляются в регулировании режима рабочего времени, определении рабочего места, установлении учебной нагрузки и нормировании труда. Перечисленные вопросы регламентируются преимущественно на локальном уровне, что нередко приводит к неоправданной дифференциации правового регулирования труда педагогических работников разных образовательных организаций, реализующих образовательные программы одного уровня.

В 2020 году Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений было принято решение о том, что необходимо принять конкретные меры, связанные с разработкой по одноименным видам работ типовых, отраслевых и межотраслевых норм труда, в том числе для профессорско-преподавательского состава. Этот вопрос был включен в Генеральное соглашение на 2021-2023 годы.

Прежде чем приступить к разработке консолидированных предложений и возможному пересмотру норм труда ППС Минобрнауки России и профсоюз договорились проанализировать текущую ситуацию по правовому регулированию режима рабочего времени и нормам труда на локальном уровне.

В мониторинге приняли участие 165 вузов, в том числе 1 высшее учебное заведение с особым статусом, 132 из 215 вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России, 14 из 33 организаций высшего образования, находящихся в ведении Минпросвещения России, 6 других отраслевых вузов и 12 филиалов, имеющих первичные организации Общероссийского Профсоюза образования.

По итогам мониторинга выявлено несколько ключевых проблем в области регулирования режима рабочего времени и нормирования труда работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава в вузах:

Несоблюдение установленного федеральным законодательством порядка по вопросам режима рабочего времени и норм труда ППС или отсутствие регулирования данных норм локальными актами.

Мониторинг показал, что коллективный договор используется преимущественно для включения в него норм федерального законодательства. Лишь 8% вузов, принявших участие в мониторинге, используют коллективный договор для регулирования режима рабочего времени и норм труда ППС на локальном уровне, устанавливая средний размер учебной нагрузки, верхний предел учебной нагрузки на уровне менее 900 часов и другие дополнительные нормы. Анализ локальных нормативных актов подтвердил наличие различного уровня учебной нагрузки для различных должностей ППС лишь в 54 вузах (33% от числа участников мониторинга).

Кроме того, всего 60% вузов выполняют норму приказа Минобрнауки России №1601 о том, что локальный нормативный акт, который устанавливает верхний предел учебной нагрузки, должен утверждаться образовательной организацией ежегодно на начало учебного года.

Установление административными механизмами и локальными нормативными актами обязательного требования о нахождении преподавателя на территории образовательной организации в течение всего рабочего времени (за исключением периодов введения временного дистанционного режима работы в условиях пандемии).

По результатам мониторинга установлено, что немногим более половины вузов соблюдают норму приказа Минобрнауки России №536 о том, что педагогические работники из числа ППС должны находиться в образовательной организации только при проведении учебных занятий и на плановых мероприятиях кафедры, факультета, вуза, а выполнение обязанностей, связанных с научной, исследовательской, организационной, методической работой, и другие виды работ (за исключением учебной) могут осуществляться как на территории образовательной организации, так и за ее пределами.

Нарушение трудового законодательства руководителями вузов в части обязательности учета мнения профкома по вопросам режима рабочего времени и нормам труда.

Согласно результатам мониторинга 12% работодателей не соблюдают статью 159 Трудового кодекса РФ и приказ Минобрнауки России №1601 в части того, что локальные нормативные акты организаций по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, а также ее изменения должны приниматься с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).

Отсутствие на федеральном уровне действующих типовых или хотя бы примерных норм труда работников образовательных организаций высшего образования.

Конкретные нормы труда ППС, установленные в часах по различным видам учебной нагрузки, подтвердили текстами локальных нормативных актов не более 20% вузов. Это свидетельствует о том, что отсутствие на федеральном уровне действующих типовых или примерных норм труда работников вузов, в том числе при исполнении преподавателями обязанностей, связанных с учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и другими видами работ, приводит к неоправданной дифференциации правового регулирования труда педагогических работников различных учебных заведений, реализующих образовательные программы одного уровня. Вузы ориентируются только на общие действующие нормы: не более 900 часов в год.

Несоблюдение статьи 57 Трудового кодекса РФ в части обязательного условия содержания в трудовом договоре работника режима рабочего времени (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у работодателя).

Наличие в трудовых договорах педагогических работников, занимающих должности ППС (или дополнительных соглашениях к трудовым договорам), конкретных объемов часов учебной нагрузки в год подтверждают лишь 50% участников мониторинга. Отсутствие данного существенного условия труда в трудовых договорах позволяет работодателям изменять его по своему усмотрению. Наличие в трудовых договорах педагогических работников, занимающих должности ППС (или дополнительных соглашениях к трудовым договорам), конкретных объемов научной, исследовательской, организационной, методической и других видов работ (за исключением учебной) подтвердили 34% вузов.

Вопрос о продолжительности рабочего времени и нормах труда ППС рассматривался на заседании Исполнительного комитета профсоюза 8 июня 2021 года. Были приняты следующие решения:

– региональным (межрегиональным) организациям профсоюза провести региональные семинары-совещания по вопросам применения норм федерального законодательства в отношении режима рабочего времени и установления норм труда для педагогических работников, занимающих должности ППС, в образовательных организациях высшего образования;

– подготовить рекомендации по установлению верхних пределов учебной нагрузки дифференцированно по должностям ППС и среднего размера учебной нагрузки по структурным подразделениям учреждения, используя различные уровни учебной нагрузки для ППС, установленные п. 6.1 Отраслевого соглашения;

– подготовить разъяснения по вопросу нахождения ППС на территории образовательной организации высшего образования в процессе выполнения различных видов педагогической деятельности;

– в соответствии с п. 6.3 Отраслевого соглашения разработать по итогам мониторинга примерные нормы времени по видам деятельности с учетом занимаемых педагогическими работниками должностей профессорско-преподавательского состава и особенностей, связанных с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Из членов КСП профсоюза создана рабочая группа по вопросам деятельности первичных профсоюзных организаций работников образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России.

 

Участие профсоюза в решении общесистемных проблем работников и обучающихся среднего профессионального образования

Президиум КСП СПО профсоюза подготовил предложения к заседаниям круглых столов, организованных в 2020 году Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре по темам «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации» (февраль, 2020 года) и «Вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики регионов» (ноябрь, 2020 года). От Общероссийского Профсоюза образования были направлены следующие предложения:

– предусмотреть льготы и гарантии для преподавателей и мастеров производственного обучения в виде ежемесячных доплат и единовременных выплат, закрепленных на федеральном уровне;

– рассмотреть возможность введения грантовой поддержки лучших преподавателей и лучших мастеров производственного обучения по примеру грантовой поддержки лучших учителей, которая осуществляется и на федеральном уровне, и на уровне регионов;

– сформировать на федеральном уровне систему профессиональных конкурсов среди преподавателей и мастеров производственного обучения в целях поддержки и поощрения педагогических работников и их инноваций, предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста;

– распространить федеральную выплату за классное руководство в размере 5 тысяч рублей на педагогических работников СПО;

– распространить федеральную программу «Земский учитель» на преподавателей организаций СПО;

– предусмотреть увеличение размера целевого показателя – соотношение средней заработной платы работников профессиональных образовательных организаций и средней заработной платы по региону – до 150%.

Два предложения профсоюза, в частности о федеральной выплате за классное руководство (кураторство групп) и о включении кураторов СПО в программу «Земский учитель», вошли в рекомендации, направленные Советом Федерации в адрес Правительства РФ и Минпросвещения России. 21 апреля 2021 года Президент России Владимир Путин, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, предложил поддержать кураторов учебных групп техникумов и колледжей, включив их в категорию получателей доплат за классное руководство в размере пяти тысяч рублей. В соответствии с постановлением Правительства РФ[1] с 1 сентября 2021 года кураторы учебных групп в колледжах и техникумах будут так же, как и классные руководители в школах, получать ежемесячное денежное вознаграждение в размере 5000 рублей.

В феврале 2021 года стартовал Всероссийский конкурс педагогических достижений «Мастер года» в профессиональных образовательных организациях. Конкурс проводится при поддержке Общероссийского Профсоюза образования на основании п. 8.6.4 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в введении Министерства просвещения РФ, на 2021-2023 годы. Конкурс проводится в три этапа: I этап (отборочный) – февраль – март; II этап (региональный) – апрель – май; III этап (заключительный) – октябрь. В состав оргкомитета конкурса вошли заместители председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадим Дудин и Татьяна Куприянова.

Общероссийский Профсоюз образования регулярно проводит встречи с председателями первичных профсоюзных организаций СПО (в декабре 2020 года в дистанционном режиме состоялся IV Всероссийский обучающий семинар-совещание председателей ППО учреждений СПО, представителей региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, курирующих вопросы среднего профессионального образования; в апреле 2021 года прошло совещание председателей ППО учреждений СПО в рамках Всероссийской педагогической школы).

В ходе мероприятий были рассмотрены вопросы, касающиеся повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения по программам, основанным на опыте Союза «Ворлдскиллс Россия», подготовки управленческих команд к внедрению современных моделей управления профессиональной образовательной организацией, а также актуальные вопросы заработной платы, охраны труда и здоровья в профессиональных образовательных организациях, поддержки молодых преподавателей в рамках молодежного педагогического движения профсоюза.

 

Участие профсоюза в реализации государственной политики по вопросам молодежи и студенчества

Студенческий координационный совет профсоюза и первичные профсоюзные организации студентов принимают активное участие в реализации основных задач, которые ставит государство перед молодежными общественными объединениями.

Сотрудничество между СКС профсоюза и Федеральным агентством по делам молодежи реализуется в соответствии с Соглашением о взаимодействии, заключенном в 2018 году. Благодаря соглашению стало возможным участие представителей первичных профсоюзных организаций студентов в работе различных форумов, проводимых Росмолодежью. СКС профсоюза стал полноправным партнером Росмолодежи, и появилась возможность организовывать профильные смены на главном молодежном форуме страны «Территория смыслов». Первичные профсоюзные организации обучающихся успешно участвуют в борьбе за получение грантов на реализацию молодежных проектов. За прошедшие два года сумма грантовых средств, полученных вузами и первичными профсоюзными организациями, составила почти 36 млн рублей. Данные средства были направлены как на традиционные, так и на совершенно новые студенческие мероприятия.

Одним из новых мероприятий стал Всероссийский форум «Точка сбора. Россия». Впервые он прошел в мае 2021 года в Москве и состоял из двух параллельных событий: конкурс профсоюзных бюро (участвовало 10 команд первичных профсоюзных организаций из всех федеральных округов) и медиашкола (около 200 человек, представляющих информационные комиссии студенческих профкомов, повысили свои компетенции в информационной работе).

Актуальными вопросами для студенчества являются стипендии, условия проживания в общежитиях, оздоровление и отдых. Представители СКС профсоюза участвуют в различных комиссиях и советах при Минобрнауки России, отстаивают позицию профсоюза по вопросам индексации стипендий и планомерного улучшения стипендиального обеспечения обучающихся. Благодаря ежегодному проведению Школы-семинара для студентов – членов стипендиальных комиссий «Стипком» нарушения в вопросах стипендиального обеспечения практически прекратились. Эксперты школы регулярно проводят мониторинг назначения стипендий в вузах и всегда готовы дать консультацию председателям первичных профсоюзных организаций.

СКС профсоюза ведет работу по разъяснению порядка использования средств на оздоровительную, культурно-массовую и спортивную работу с обучающимися. В 2020 году Минобрнауки России направило в вузы разъяснения о том, на какие цели студенческие организации могут расходовать средства федерального бюджета, а также о выделении дополнительных средств в размере не менее 2% от стоимости обучения студентов-контрактников на оздоровительные мероприятия. К большому сожалению, не все ректоры охотно следуют данным рекомендациям, поэтому СКС профсоюза, а также руководителям региональных организаций необходимо добиваться включения данных вопросов в повестку заседаний советов ректоров, чтобы добиваться от руководителей вузов установления одинаковых подходов к обучающимся вне зависимости от того, за чей счет студент получает образование.

Вопрос об условиях проживания в общежитиях также является для СКС профсоюза одним из первостепенных. В марте 2021 года в Санкт-Петербурге был проведен Всероссийский форум общежитий и конкурс студенческих советов общежитий, который собрал почти 300 участников из всех федеральных округов. Форум и проведенный в его рамках конкурс привлекли внимание к опыту работы органов студенческого самоуправления, функционирующих в общежитиях. Планируется проведение форума в ежегодном формате с привлечением специалистов федеральных органов исполнительной власти, учредителей вузов.

Продолжается работа по развитию мобильного приложения «СКС-дисконт». Официально приложение было запущено в марте 2020 года и уже работает в 19 регионах, позволяя студентам – членам профсоюза получать скидки и бонусы в организациях и учреждениях не только своего города, но и в поездках по России.

С 2015 года СКС профсоюза проводит конкурс фото- и видеоматериалов «За это я люблю Россию», который направлен на популяризацию внутреннего туризма среди студенчества. По итогам конкурса 25 января, в День российского студенчества, на станции метро «Выставочная» Московского метрополитена ежегодно открывается выставка фоторабот победителей.

В 2020 году в условиях введенных ограничений СКС профсоюза предложил провести онлайн-квиз «Ум за разум», который собрал на своей площадке 1500 человек со всей страны. В мае 2020 года совместно с Советом молодых педагогов при ЦС профсоюза был проведен онлайн-квиз, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В июне 2020 года совместная игра с АНО «Россия – страна возможностей» набрала более 1500000 просмотров. Также была проведена онлайн-игра в рамках Всероссийского онлайн-выпускного, партнером которого выступил СКС профсоюза. В 2021 году в рамках онлайн-выпускного Студенческий координационный совет профсоюза провел онлайн-игру «Зачет», которая собрала 340 команд из всех уголков страны. Участники совместными усилиями решали различные задачи, в том числе на профсоюзную тематику.

Проведение таких мероприятий очень востребовано в студенческой среде, и поддержка руководством профсоюза подобных инициатив, безусловно, приносит свои плоды. Желательно, чтобы данный опыт был использован региональными организациями.

Продолжение следует

[1]    Постановление Правительства РФ от 7 июля 2021 г. №1133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте