Продолжение. Начало в «МП» №35-37
Участие профсоюза в актуализации комплекса мер, направленных на повышение статуса учителя
Во исполнение подпункта «в» пункта 1 перечня поручений Президента РФ от 14 октября 2019 г. №Пр-2132 Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был разработан Комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя, с возможностью государственной поддержки создания и распространения кино- и видеопродукции, которая способствует популяризации профессии учителя (далее – Комплекс мер).
Как отмечено в докладе Правительства РФ, в рамках исполнения Комплекса мер в 2020 году Минпросвещения России проведена работа по созданию документальных видеороликов, посвященных участникам проектов, реализуемых министерством: классным руководителям, победителям профессиональных конкурсов. Данные видеоролики будут размещены на различных площадках в сети «Интернет».
Также во всех официальных сообществах Минпросвещения России в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм, Фейсбук) осуществляется регулярное информационное сопровождение мероприятий и событий, связанных с системой образования и профессией учителя.
В целях повышения значимости труда педагогов в официальных сообществах запущена акция «Мой учитель», в которой приняли участие свыше 50 тыс. человек. Под хештегами #МойПервыйУчитель #МойЛюбимыйУчитель #МояЛюбимаяШкола участники выкладывали фотографии с любимыми педагогами, рассказывали о школах, выражали благодарность учителям.
В социальных сетях продолжается регулярная поддержка лучших педагогических практик. Так, в рубриках #ПризваниеУчитель, #ИсторияоНаставниках, #ОткрытыеУроки и #ИнтересныйОпыт публикуются материалы о педагогах страны, применяющих авторские методики преподавания, региональные практики повышения квалификации учителей. Общий охват публикаций составил более 250 тыс. пользователей.
В настоящее время Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и профсоюзом подготовлен актуализированный Комплекс мер, которым предусмотрены различные мероприятия, в том числе следующие.
- Меры социальной поддержки учителя, которые включают:
– разработку предложений по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников;
– разработку предложений по обновлению системы квалификационных категорий, устанавливаемых по итогам аттестации педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) с учетом результатов общественных и экспертных обсуждений;
– привлечение педагогических работников к участию в общественно-государственных советах с целью учета мнения педагогической общественности по вопросам развития системы образования;
– разработку и внедрение системы сопровождения (наставничества) педагогических работников в образовательных организациях;
– разработку предложений по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональной чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики в соответствии с федеральным законодательством;
– проведение мониторинга и трансляцию опыта субъектов Российской Федерации, в том числе по разработке и утверждению актов, направленных на закрепление статуса учителя в обществе, обеспечение дополнительной социальной поддержки;
– организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
– организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение статуса учителя (форум молодых педагогов, Всероссийский съезд учителей сельских школ, профессиональные олимпиады для учителей и др.);
– организацию и проведение мероприятий, направленных на педагогическую профессиональную ориентацию школьников, формирование мотивации к выбору педагогической профессии (профориентационная олимпиада для школьников; психолого-педагогическая олимпиада им. К.Д.Ушинского для обучающихся общеобразовательных организаций);
– формирование педагогических классов в общеобразовательных организациях, а также базовых школ при педагогических вузах;
– проведение анализа региональных (межрегиональных) отраслевых соглашений в части включения в них положений, повышающих статус учителя и иных педагогических работников, уровень их социальной поддержки;
– организацию общественно-профессионального обсуждения с целью совершенствования наградной системы в части расширения категорий педагогических работников, представляемых к званиям «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Народный учитель Российской Федерации»;
– меры по сокращению документационной нагрузки педагогических работников, в том числе осуществляющих классное руководство.
- Меры по использованию возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способствующие популяризации профессии учителя, повышению социальной значимости и престижа педагогического труда, в том числе:
– проведение серии видеоинтервью с молодыми успешными преподавателями вузов и учителями образовательных организаций;
– создание на портале «Российская электронная школа» (resh.edu.ru) страницы «Учителями славится Россия»;
– проведение в социальных сетях тематических флешмобов и акций, посвященных учителям и школе;
– обеспечение реализации исторического проекта «Учитель и учительство. История и современность» на портале «Российское образование»;
– содействие формированию системы мотивации для привлечения к профессии учителя и преподавателя через цикл видеороликов «Истории успеха».
- Меры по поддержке создания и распространения кино- и видеопродукции, способствующие популяризации профессии учителя, повышению социальной значимости и престижа педагогического труда, в том числе:
– оказание государственной финансовой поддержки создания на конкурсной основе игровых и документальных фильмов, направленных на популяризацию профессии учителя (при поступлении соответствующих заявок от заинтересованных организаций кинематографии);
– реализация публичного медиапроекта с участием директоров школ и ректоров педагогических университетов субъектов Российской Федерации.
В целях повышения социальной значимости и престижа педагогического труда профсоюз проводит разнообразную работу.
Так, в соответствии с разделом 8 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения РФ, на 2021-2023 годы профсоюз принимает меры по ранней профориентации, выявлению талантливых обучающихся общеобразовательных организаций, проявляющих интерес к педагогической профессии.
По предложению профсоюза в соглашении были определены направления работы по ранней профориентации на педагогические профессии:
– проведение региональных этапов Российской психолого-педагогической олимпиады им. К.Д.Ушинского для обучающихся общеобразовательных организаций и направление победителей для участия в федеральном этапе олимпиады.
В этом году представители 16 субъектов Российской Федерации принимали участие в третьей Российской психолого-педагогической олимпиаде школьников им. К.Д.Ушинского. В региональных этапах олимпиады приняли участие более 900 обучающихся 9-11-х классов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей, а на федеральный этап вышли 213 обучающихся.
Справочно. Олимпиада проводится с 2019 года. В региональном этапе первой олимпиады приняли участие 372 старшеклассника из четырех регионов России. На заключительном этапе эти субъекты представляли 27 победителей и призеров региональных этапов.
Во второй олимпиаде в региональном этапе приняли участие 757 обучающихся из 10 субъектов РФ, 51 школьник вышел в заключительный этап.
Олимпиада, представляя собой совместный проект Департамента образования Ярославской области, Общероссийского Профсоюза образования и ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, является одним из значимых мероприятий федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Учитель будущего», реализуемых в рамках национального проекта «Образование», и призвана содействовать созданию условий для профессионального самоопределения школьников, проявляющих способности и интерес к педагогической деятельности.
Олимпиада внесена в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, который утверждает Министерство просвещения Российской Федерации. Победители и призеры олимпиады внесены в Государственный информационный ресурс лиц, проявивших выдающиеся способности, который формируется в целях выявления и сопровождения дальнейшего развития детей и молодежи;
– использование возможности организации профильных смен в Международном детском центре «Артек» и Всероссийском детском центре «Смена» для развития Всероссийского движения «Педагогический навигатор» по ранней профориентации среди обучающихся 5-11-х классов.
В июне 2021 года в ВДЦ «Смена» 100 обучающихся 5-11-х классов – победители Всероссийского конкурса сочинений и проектов «Моя педагогическая династия» – участвовали во Всероссийском конкурсе «Учитель в будущем». В качестве членов жюри вместе со специалистами аппарата профсоюза, педагогами и методистами Всероссийского детского центра «Смена» выступили победители Российской психолого-педагогической олимпиады школьников имени К.Д.Ушинского.
Профсоюз, организуя лекции, открытые уроки, мастер-классы, тренинги, деловые игры, встречи с лауреатами и победителями всероссийских конкурсов «Учитель года России» и «Педагогический дебют», дает возможность будущим учителям погрузиться в мир педагогической профессии.
Взаимодействуя с Минпросвещения России, профсоюз настаивает на разработке комплексной программы мер по развитию профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций, включая введение профессионального экзамена (творческого конкурса) для абитуриентов, поступающих в педагогические вузы.
Учитывая перманентно происходящие случаи неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, унижения их чести и достоинства, профсоюзом была инициирована разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части повышения социального статуса педагогических работников».
Законопроект разработан в целях повышения социального статуса педагогов посредством уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением отчетной документации, установления дополнительной оплаты за выполнение дополнительных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, а также усиления ответственности за неуважительное отношение, выражающееся в форме оскорблений и насильственных действий по отношению к педагогическим работникам.
Следует отметить, что в условиях развития цифровых технологий и свободного доступа обучающихся к различным интернет-ресурсам, а также массового перехода в режим дистанционного обучения в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции участились случаи обнародования видео- и фотоматериалов с участием педагогических работников на различных интернет-порталах и в социальных сетях.
Справочно. По данным независимого исследования, проведенного экспертами НИУ ВШЭ[1], 42,4% педагогических работников сталкивались во время своей работы в образовательной организации с таким социальным явлением, как кибербуллинг, который может привести к профессиональному выгоранию, неудовлетворенности жизнью и работой и как следствие уходу из профессии.
Законопроект вызвал общественный резонанс и обсуждался на различных теле- и радиоплощадках.
К сожалению, депутаты Государственной Думы VII созыва не поддержали законопроект и не проявили заинтересованности в его доработке.
Одним из пунктов Комплекса мер обозначена разработка предложений по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональной чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики, в рамках которого Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования запланировали разработку разъяснений (рекомендаций) для образовательных организаций, а также дальнейших предложений по внесению изменений в законодательство.
В целях защиты прав и интересов педагогических работников в современных цифровых условиях профсоюз начал подготовку информационно-методических материалов в формате инфографики, которые послужат для педагогов практическим руководством в действиях по защите своей чести, достоинства и деловой репутации в сети Интернет.
О первоочередных мерах по реализации в 2021 году отраслевых соглашений, заключенных между профсоюзом, Минпросвещения России и Минобрнауки России
В октябре 2020 года профсоюз вступил в переговоры с Минпросвещения России и Минобрнауки России по подготовке с каждым ведомством отдельного отраслевого соглашения на 2021-2023 годы. В соответствии со статьей 35 Трудового кодекса РФ были утверждены составы отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на паритетных началах[2].
Коллективные переговоры с Минпросвещения России завершились подписанием 29 декабря 2020 года Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2023 годы. Соглашение было зарегистрировано в Роструде 11 февраля 2021 года (регистрационный номер: 1/21-23).
Члены Президиума Координационного совета образовательных организаций среднего профессионального образования профсоюза принимали активное участие в подготовке предложений в Отраслевое соглашение между Министерством просвещения и Общероссийским Профсоюзом образования на 2020-2023 годы. В соглашение включены пункты, касающиеся вопросов повышения заработной платы и снижения интенсификации труда работников, оплаты труда педагогических работников и мастеров производственного обучения во время подготовки к чемпионату «Молодые профессионалы» и демоэкзамена, оплаты работы классных руководителей, участия представителей профсоюза в работе коллегий, межведомственных комиссий, в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников.
Проект Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2021-2023 годы, подготовленный профсоюзом, был направлен в федеральное ведомство 19 ноября 2020 года. Однако процесс согласования проекта документа был долгим, так как профсоюз отстаивал свою позицию по ряду новых пунктов. В результате Отраслевое соглашение с Минобрнауки России было подписано 9 апреля 2021 года, вступило в силу 18 мая (со дня его регистрации Рострудом) и будет действовать три года (до 18.05.2024 ).
Соглашение распространяется на образовательные организации высшего образования, подведомственные Минобрнауки России, и является основой для формирования локальной нормативной базы вузов. Кроме того, положения документа рекомендуются к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях высшего образования, не находящихся в ведении Минобрнауки России.
Прокомментируем основные новеллы Отраслевого соглашения с Минобрнауки России.
Пункт 1.4.1 Отраслевого соглашения в соответствии с абзацем 10 статьи 2 ТК РФ дополнен новым абзацем следующего содержания: «В целях реализации договорного регулирования социально-трудовых отношений в образовательных организациях высшего образования заключаются коллективные договоры в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации», а следовательно, коллективный договор становится обязательным правовым актом вуза в рамках договоренностей между профсоюзом и Минобрнауки России.
В целях контроля за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в отдельных субъектах РФ, по федеральным округам и в целом в сфере образования будет осуществляться систематический мониторинг, обобщение опыта заключения региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, на базе лаборатории Рязанского государственного радиотехнического университета им. В.Ф.Уткина (пункт 3.1.4 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России).
Следует отметить, что с ноября 2020 года по июнь 2021 года по заказу Общероссийского Профсоюза образования лабораторией автоматизированного анализа коллективно-договорных актов образования при Рязанском государственном радиотехническом университете им. В.Ф.Уткина был проведен анализ 83 региональных отраслевых соглашений (далее – РОС). В целом анализ показал, что их структура и содержание во многом повторяют структуру и содержание действующего федерального Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения РФ, на 2021-2023 годы.
Оценка динамики эффективности заключаемых РОС по результатам анализа, проводимого ведомственной лабораторией в течение семи лет, показывает, что в 52 регионах вновь заключенные соглашения стали более эффективными по вопросам трудовых отношений, в 16 – по вопросам социальных отношений, в 34 регионах стали лучше по обобщенному показателю трудовых и социальных отношений.
Положительная динамика эффективности наблюдается и по другим направлениям.
* * *
В соответствии с пунктом 3.3 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России должны быть разработаны показатели, характеризующие эффективность социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, для включения их в перечень целевых показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и оценки деятельности руководителей вузов, подведомственных Минобрнауки России. Включение в текст соглашения данного пункта должно обеспечить создание в системе высшего образования условий, которые будут способствовать заключению эффективных коллективных договоров.
В результате переговоров раздел Отраслевого соглашения с Минобрнауки России «Развитие социального партнерства и участие профсоюзных органов в управлении организациями» был дополнен пунктом 3.1.8, в котором определено, что на уровне образовательных организаций принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе при установлении либо изменении условий, норм и оплаты труда, должно согласовываться с выборным профсоюзным органом, а его представители должны принимать непосредственное участие при разработке таких локальных нормативных актов.
В Отраслевом соглашении закреплено обязательство Минобрнауки по обеспечению первоочередного права председателя профорганизации участвовать в работе коллегиальных органов управления образовательной организации (п. 3.2.2 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России).
Одной из актуальных проблем высшей школы, о которой много говорится на разных уровнях, является внедрение и применение системы эффективного контракта (далее – система ЭК) в вузах. Изначально она была нацелена на создание механизма гарантированного материального поощрения преподавателей вузов за высокие достижения по разным направлениям деятельности. Ключевая цель введения системы ЭК – это возможность преподавателя, работая и достигая хороших результатов, иметь достойный уровень заработной платы. Однако ее реализация на практике привела к ряду негативных последствий.
В некоторых вузах эффективный контракт стал инструментом давления на преподавателей, постановки перед ними труднодостижимых целей, невыполнение которых могло стать основанием применения мер дисциплинарного воздействия: снижение срока или даже отказ в заключении трудового договора, объявление дисциплинарных взысканий, снижение заработной платы или понижение в должности. Фактически в такой форме реализованная система отрицает изначально стимулирующий характер эффективного контракта, является скрытой формой нормирования труда с заметно завышенными требованиями, дает возможность представителям работодателя легальным образом давить на преподавателей, вынуждая их тратить значительно больше времени на выполнение своих обязанностей, чем это установлено трудовым законодательством.
В течение последних пяти лет Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов (КСП профсоюза) проводит работу по исследованию процессов внедрения и применения системы эффективного контракта в организациях высшего образования, подведомственных Минобрнауки России. Проведены три масштабных социологических исследования, которыми было охвачено большинство вузов ведомства. Одной из целей исследований является выявление ключевых проблем эффективного контракта, негативно влияющих на трудовые отношения, и поиск способов их решения.
При подготовке предложений в проект Отраслевого соглашения профсоюз учел эти негативные проявления. В Отраслевое соглашение с Минобрнауки России вошли несколько условий, которые призваны исключить отрицательные факторы, скорректировать концепцию систем ЭК в организациях высшего образования. В первую очередь это условие добровольного участия преподавателей в системе ЭК, зафиксированное в п. 5.11.4. Еще одна важная договоренность, отраженная в пункте 5.3 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России, – это то, что результаты применения системы ЭК могут использоваться только для назначения стимулирующих выплат, но не могут быть основанием для уменьшения срока трудового договора, применения к работнику дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения. Условия эффективного контракта не должны повышать квалификационные требования к работникам в сравнении с установленными действующими нормативными актами и расширять его должностные обязанности.
В настоящее время при активном участии профсоюза готовится проект Методических рекомендаций по разработке образовательными организациями высшего образования, подведомственными Минобрнауки, показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. В этом проекте учтены новые требования Отраслевого соглашения, а также дается ряд рекомендаций по модернизации эффективного контракта с целью приведения его концепции к принципам объективности, прозрачности и добровольности.
Еще одна новация, призванная улучшить социально-трудовые отношения в образовательных организациях, обеспечить трудовые гарантии педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава (ППС), – это установление Отраслевым соглашением с Минобрнауки России требования о минимальном сроке трудового договора с педагогическими работниками, занимающими должности ППС.
В настоящее время педагогические работники, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу, являются самой незащищенной категорией работников в образовательных организациях высшего образования в части сроков заключения трудовых договоров. Работодатель, пользуясь несовершенством правовых норм или правовой неграмотностью работников, навязывает заключение краткосрочных трудовых договоров даже в тех случаях, когда имеется возможность заключить их на срок 5 лет или даже на неопределенный срок.
В сентябре 2020 года в Государственную Думу был внесен законопроект №1021402-7 об изменении статей 59 и 332 Трудового кодекса Российской Федерации. Авторами законопроекта предложено заключать трудовой договор с ППС на неопределенный срок, а в качестве исключения допускается заключение срочного трудового договора на срок не менее трех лет при наличии обоснования, установленного федеральным законом. К сожалению, этот проект закона до сих пор остается без движения в парламенте.
Понимая проблематику краткосрочных трудовых договоров, профсоюз и Минобрнауки России в соответствии с пунктом 4.4 Отраслевого соглашения договорились считать, что в целях сохранения непрерывности учебного процесса, недопущения ущемления трудовых прав педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, научных работников, избранных по конкурсу на замещение соответствующих должностей, целесообразно введение в массовую практику образовательных организаций высшего образования заключение трудовых договоров на неопределенный срок с педагогическими работниками из числа профессорско-преподавательского состава. Если трудовой договор не может быть заключен на неопределенный срок, то в случае избрания работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу по основному месту работы, и при наличии согласия работника трудовой договор следует заключать на срок не менее трех лет.
Надеемся, что достигнутая договоренность в рамках Отраслевого соглашения с Минобрнауки России позволит сократить количество краткосрочных трудовых договоров педагогических работников вузов.
Еще одна проблема, связанная с эффективностью деятельности преподавателей, – это высокие объемы учебной нагрузки для всех должностей ППС. В целях снижения завышенной учебной нагрузки стороны социального партнерства ввели новую норму (пункт 6.1 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России) определения верхних пределов учебной нагрузки для двух должностей высокой квалификации, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу: для доцента эта величина не может превышать 850 часов, для профессора – 800 часов в год. Такое снижение позволит уменьшить учебную нагрузку доцентов и профессоров и позволит им больше времени уделять методической, научно-исследовательской и экспериментальной работе.
Важной новацией Отраслевого соглашения с Минобрнауки России в регулировании трудовых отношений в вузах являются новые нормы, связанные с формированием систем оплаты труда работников. Так, пункт 5.2.2 устанавливает, что размеры должностных окладов, ставок заработной платы профессиональных квалификационных групп должны быть не менее общероссийского минимального размера оплаты труда. Этого давно добивались профсоюзы, но в организациях высшего образования до сих пор существует практика, когда должностной оклад некоторых категорий работников устанавливается ниже МРОТ, при этом доведение общей величины зарплаты до минимального размера производится за счет стимулирующих выплат.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в организации не могут быть ниже размеров минимальных окладов, предусмотренных в Примерном положении по оплате труда, утвержденном приказом Минобрнауки России[3].
Продолжение следует
[1] А.Б.Милкус. Феномен буллинга в российских школах: учителя-жертвы // Лаборатория образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ.
[2] Приказ Минпросвещения России от 1.10.2020 №541 «Об Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и приказ Минобрнауки России от 20.10.2020 №1320 «Об Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
[3] Приказ Минобрнауки России от 1.02.2021 №71 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование».
Комментарии