search
main
0

Оценки. Планы. Тенденции

Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

Продолжение. Начало в «МП» №35

  

О рассмотрении актуальных вопросов защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования, здравоохранения и культуры Российской трехсторонней комиссией

Профсоюзы, входящие в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, настаивают на более детальном обсуждении на площадке РТК конкретных мер, принимаемых Росстатом по совершенствованию Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), которая предусматривает активное применение для получения информации метода выборочного обследования, осуществляемого один или два раза в год.

Так, проводимый Общероссийским Профсоюзом образования анализ данных статистики показывает, что величина среднего дохода от трудовой деятельности, используемого с 2015 года в качестве целевого показателя повышения в субъектах РФ уровня среднемесячной зарплаты отдельных категорий работников, обозначенных в указах Президента РФ 2012 года, все больше отклоняется (разрыв в 2015 году – 10,5%; в 2020 году – 17,1%) от установленного этими указами целевого показателя среднемесячной заработной платы по полному кругу организаций, определяемого по данным текущей отчетности. Это, по мнению профсоюзов, сформировало устойчивую тенденцию искусственного занижения целевых показателей, используемых властными структурами в субъектах РФ для принятия решений по повышению заработной платы педагогических и иных работников государственных и муниципальных учреждений, обозначенных в указах президента.

В связи с этим на заседании рабочей группы №2 РТК 22 декабря 2020 года обсуждался вопрос «О практике применения Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц и предложениях по ее совершенствованию».

Члены рабочей группы приняли к сведению сообщение начальника Управления статистики труда Федеральной службы государственной статистики З.Ж.Зайнуллиной, однако многие вопросы остались без ответов. Поэтому членам и экспертам рабочей группы было предложено направить в секретариат комиссии свои предложения по рассматриваемому вопросу, а секретариату РТК – передать их в Росстат. Одновременно члены рабочей группы сочли целесообразным в I квартале 2021 года рассмотреть указанный вопрос с учетом представленных социальными партнерами предложений по совершенствованию методики.

Поскольку социальные партнеры профсоюзов не сочли возможным повторно рассмотреть этот вопрос в 1-м полугодии 2021 года, Общероссийский Профсоюз образования обратился в ФНПР с предложением включить в Единый план мероприятий РТК на 2-е полугодие 2021 года аналогичный вопрос «О динамике показателей «годовой фонд оплаты труда» и «численность всех наемных работников» (по категориям наемных работников) Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц за период 2015-2021 гг.».

В соответствии с протоколом заседания рабочей группы РТК в области экономической политики от 14 июля 2021 года №6, на котором был рассмотрен вопрос «О проекте Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года», Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ направил в адрес ФНПР замечания и предложения к проекту Единого плана следующего содержания:

«В рамках реализации национальных целей развития «Сохранение населения, здоровья и благополучия людей» и «Возможности для самореализации и развития талантов» в числе факторов реализации этих целей предусматривается кадровое обеспечение в сфере здравоохранения, общего образования, культуры.

Вместе с тем в комплексах мероприятий соответствующих разделов не нашли отражение объемы финансового обеспечения реализации мероприятий по внедрению отраслевых систем оплаты труда в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Не указаны объемы финансового обеспечения внедрения отраслевых систем оплаты труда в целом в бюджетной сфере и в разделе «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».

Учитывая необходимость реализации актуальной задачи совершенствования систем оплаты труда работников бюджетной сферы для осуществления поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей развития, что потребует поэтапного выделения значительных объемов финансовых средств, Совет ассоциации считает обязательным отражение в проекте Единого плана объемов финансового обеспечения внедрения отраслевых систем оплаты труда в сфере здравоохранения, образования, культуры по годам и по реальным источникам финансирования».

23 июля 2021 года на заседании РТК был рассмотрен проект Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

В протоколе решения РТК отмечено, что члены комиссии приняли к сведению сообщение представителя Мин­экономразвития России по рассматриваемому вопросу. Вместе с тем сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает необходимым проработать следующие мероприятия для включения в проект Единого плана:

ежегодное увеличение соотношений прожиточного минимума и величины медианного среднедушевого дохода, МРОТ и медианной зарплаты;

  • ежегодная обязательная индексация зарплаты всех работников;
  • установление минимальной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) не ниже МРОТ;
  • увеличение бюджетных ассигнований для отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере;
  • обнуление НДФЛ на доходы не выше минимального размера оплаты труда и дальнейшее совершенствование прогрессивного налогообложения НДФЛ в целях поддержки наименее обеспеченного населения;
  • установление минимальной величины пособия по безработице в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе, а максимальной – в размере среднемесячной заработной платы работников в регионе;
  • законодательное урегулирование рисков, связанных с развитием самозанятости;
  • увеличение финансирования федеральной инспекции труда;
  • учет в проекте Единого плана комплекса показателей, характеризующих развитие сельских территорий;
  • повышение доступности арендного жилья и строительства жилья для социального найма.

Заместитель Председателя Правительства РФ Т.А.Голикова дала поручение Минтруду России и Минэкономразвития России по подготовке предложений по реализации решений, предусмотренных протоколом заседания Российской трехсторонней комиссии от 23 июля 2021 г.

Действия профсоюза, направленные на совершенствование оплаты труда педагогических работников образовательных организаций

В рамках принятых на себя обязательств в Отраслевом соглашении на 2021-2023 годы Министерство просвещения РФ и Общероссийский Профсоюз образования продолжают настойчиво добиваться принятия правительством решений, направленных на реализацию своих полномочий, предусмотренных ст. 144 ТК РФ, по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций.

В апреле в региональные организации профсоюза была направлена информация, в которой сообщалось о подготовке Минпросвещения России и профсоюзом согласованных подходов к установлению единых требований к оплате труда педагогических работников в рамках межведомственной рабочей группы, созданной приказом Министерства просвещения РФ от 14.01.2021 №9.

Рассмотрев проект «дорожной карты» по реализации пилотной апробации требований к системам оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, подготовленный Минпросвещения, Общероссийский Профсоюз образования концептуально согласовал представленный проект. Одновременно профсоюз высказал надежду на продолжение конструктивного взаимодействия при разработке проектов нормативных правовых актов для реализации пилотного проекта в ряде субъектов РФ и последующего утверждения требований к системам оплаты труда педагогических работников.

В соответствии с поручением премьер-министра М.В.Мишустина от 30.07.2021 №ММ-П8-10393 Минтруду России и Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями необходимо подготовить проект акта Правительства РФ о реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образования. Документ должен быть внесен в правительство до 15 октября 2021 года.

О принятых мерах, направленных на установление отраслевых гарантий по оплате труда работников учреждений, подведомственных Минобрнауки России

В 2020 году Минобрнауки России совместно с профсоюзами разработало примерные положения об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных и автономных учреждений по различным видам экономической деятельности.

Для работников вузов основным является приказ Минобрнауки России от 1.02.2021 №71 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее – Приказ №71). Одновременно были утверждены еще три приказа Минобрнауки России[1]. Все приказы были подписаны 1 февраля 2021 года и вступили в силу 20 апреля после их регистрации в Минюсте (далее – Примерные положения об оплате труда).

Следует отметить, что Приказ №71 не является актом прямого действия для образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации.

Примерные положения об оплате труда по видам экономической деятельности утверждены в соответствии с п. 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, которое введено в действие постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. №583[2]. Вторым абзацем этого же пункта определено, что примерные положения для федеральных бюджетных и автономных учреждений носят рекомендательный характер. Поэтому Минобрнауки России рекомендовало подведомственным федеральным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа в Минюсте (дата регистрации – 20.04.2021) привести системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.

В приложении к Примерному положению об оплате труда по виду экономической деятельности «Образование» приведены минимальные значения должностных окладов по всем профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням как для педагогических работников, так и для учебно-вспомогательного персонала, руководителей структурных подразделений, а также по общеотраслевым профессиям служащих и профессиям рабочих. В приложениях к другим Примерным положениям об оплате труда установлены минимальные должностные оклады научных работников, работников культуры и искусства, работников здравоохранения, которые необходимо использовать при установлении должностных окладов в локальных системах оплаты труда ООВО, если поименованные в этих приложениях должности имеются в учреждении.

Минимальный размер должностного оклада – 13000 рублей для первого квалификационного уровня по профессиональным квалификационным группам должностей работников образования (за исключением должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования). Для общеотраслевых должностей служащих и профессий рабочих минимальные значения также установлены на уровне 13 тысяч рублей.

Это обусловлено тем, что в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, который полностью отработал норму рабочего времени и исполнил свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В данном случае примерное положение устанавливает минимальные должностные оклады не ниже федерального МРОТ. С 1 января 2021 года федеральный МРОТ составляет 12792 рубля. Его размер определяется по медианной зарплате, а не по прожиточному минимуму, как было раньше.

Субъекты РФ могут устанавливать региональным соглашением минимальную заработную плату, размер которой не может быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом. При установлении должностных окладов работникам в каждом конкретном учреждении также следует учитывать и региональную минимальную заработную плату (МЗП), хотя для установления минимального должностного оклада работников организации, финансируемой за счет федерального бюджета, и для региональных бюджетных организаций чаще всего применяется МРОТ, утверждаемый федеральным законом, поскольку региональная МЗП, как правило, не распространяется на бюджетные организации.

В таблице 1 приведены значения региональной минимальной заработной платы, установленные на 2021 год в большем размере, чем МРОТ, и распространяющиеся на организации бюджетной сферы региона. Такие примеры имеются только в 4 регионах.


В примерном Положении об оплате труда минимальные должностные оклады по профессиональным квалификационным группам должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе для должностей работников административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, начинаются с 14600 рублей. А должностной оклад ассистента должен быть не ниже 23800 рублей.

Следует обратить внимание на пункт 35 Примерного положения об оплате труда, согласно которому рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу. Однако многие вузы стали отменять различия в должностных окладах в зависимости от наличия ученого звания.

По мнению профсоюза, с целью обеспечения единообразия в вопросах оплаты труда целесообразно закрепить в нормативных правовых актах Правительства РФ ряд гарантий для работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава, и других категорий работников образовательных организаций высшего образования, которые сегодня утверждены Примерным положением об оплате труда и устанавливаются на локальном уровне.

Тем более что в соответствии с Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. №362-ФЗ внесены следующие изменения в статью 144 ТК РФ: «Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат».

Мониторинг повышения заработной платы основных категорий работников учреждений системы профессионального образования

Поручениями Президента РФ от 26 февраля 2019 г. №Пр-294 и Правительства РФ от 1 февраля 2019 г. №ТГ-П12-718 поставлена задача обеспечить неснижение достигнутого уровня заработной платы отдельных категорий работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации 2012 года.

По данным федерального статистического наблюдения, за 2020 год показатели среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы СПО, достигли целевого значения, равного 100% от среднемесячной зарплаты в соответствующем регионе (здесь и далее – с учетом возможного 5%-ного отклонения[3]), в 84 субъектах РФ, за исключением Республики Тыва, где выполнение целевого показателя составило лишь 89,8%.

Показатели среднемесячной заработной платы преподавателей организаций высшего образования достигли или превысили целевое значение, равное 200% от среднемесячной зарплаты в соответствующем регионе, в 73 субъектах РФ. В 10 субъектах Федерации целевое значение выполнено с учетом допустимого 5%-ного отклонения (190-200%). Исключение составила Республика Бурятия, где соотношение с целевым показателем составило лишь 187,1%. По Ненецкому автономному округу информация о заработной плате преподавателей отсутствует.

Показатели среднемесячной заработной платы научных работников достигли или превысили целевое значение, равное 200% от среднемесячной зарплаты в соответствующем регионе (с учетом грантовых средств Российского фонда фундаментальных исследований, направленных на личное потребление грантополучателей), в 74 субъектах РФ. В 5 субъектах Федерации целевое значение выполнено с учетом допустимого 5%-но­го отклонения (190-200%). Исключение составили Республики Адыгея, Алтай, Тыва и Камчатский край, где соотношение с целевым показателем составило 181%, 186%, 177% и 182% соответственно. По Ненецкому и Ямало-Ненецкому автономным округам информация о заработной плате научных работников отсутствует.

За январь – декабрь 2020 года, по данным Росстата, в целом зафиксирован рост среднемесячной зарплаты педагогических работников и научных сотрудников по сравнению с 2019 годом, в том числе:

  • преподавателей и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы СПО, – с 39,1 тыс. рублей до 41,7 тыс. рублей (рост составил 6,6%);
  • педагогических работников, реализующих программы высшего образования, – с 89,9 тыс. рублей до 94,6 тыс. рублей (рост – 5,2%);
  • научных сотрудников – с 106 тыс. рублей до 111,1 тыс. рублей (рост – 4,8%).

В таблице 2 приведены данные о среднемесячной заработной плате педагогических работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава, и научных работников с 2013 года по 2020 год, свидетельствующие о том, что за период действия указа Президента РФ №597 среднемесячная зарплата ППС выросла в 2,3 раза, а научных работников – в 2,7 раза.


Однако в системе профессионального образования по-прежнему остаются нерешенные проблемы. В действующей системе оплаты труда работников бюджетных и автономных учреждений высшего образования отсутствуют гарантированные на федеральном уровне минимальные размеры должностных окладов, обеспеченных соответствующим финансированием, что привело к возникновению неоправданно высокой дифференциации в оплате труда по образовательным организациям.

Система выплат стимулирующего характера и система эффективного контракта не являются действенными инструментами, обеспечивающими прозрачную и справедливую оценку результатов и качества труда работников вузов.

О пилотном проекте по внедрению в образовательных организациях ставок советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

В рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации» профсоюз уделяет значительное внимание изучению вопросов, связанных с внедрением в образовательные организации ставок советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Министерством просвещения РФ определены 10 пилотных субъектов Российской Федерации (Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, город Севастополь и Ставропольский край).

С целью отбора советников был объявлен Всероссийский конкурс «Навигаторы детства», который проводился с 21 января по 21 марта 2021 года в соответствии с положением, утвержденным министром просвещения РФ С.С.Кравцовым и исполнительным директором Российского движения школьников И.В.Плещевой.

По итогам конкурса победители были рекомендованы к трудоустройству на должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

По замыслу организаторов проекта, советник – это координатор взаимодействия образовательной организации с воспитательными направлениями деятельности Российского движения школьников (РДШ). Главная задача советников в образовательной организации – усиление воспитательного компонента основной образовательной программы, в том числе за счет составления плана воспитательной работы для конкретной образовательной организации.

За время проведения конкурса было подано 6307 заявок, из них более 200 подали люди, не проживающие в пилотных регионах, но желающие себя попробовать в должности советника. 2500 человек стали победителями конкурса. 2219 школ являются участниками проекта.

С 23 марта 2021 года в Международном детском центре «Артек» стартовало очное обучение советников.

Профессиональный портрет специалистов, подавших заявки на участие в пилотном проекте: учитель (педагог) – 2731 чел. (54,7%); педагог-организатор – 494 чел. (9,8%); старший вожатый – 310 чел. (6,1%); заместитель директора – 253 заявок (5%); социальный педагог – 216 заявок (4,3%); иная категория (психолог, методист, воспитатель и другие) – более 1000 чел. (20,1%).

Количество участников, представляющих регионы, вошедшие в пилотный проект: Брянская область – 388; Вологодская область – 328; город Севастополь – 105; Калининградская область – 269; Нижегородская область – 1380; Омская область – 545; Сахалинская область – 143; Ставропольский край – 775; Тюменская область – 364; Челябинская область – 754.

Образование участников: среднее – 73; средне-специальное – 663; неоконченное высшее – 356; высшее – 3959.

Педагогический стаж участников: менее года – 725; 1-3 года – 1139; 4-5 лет – 592; 6-10 лет – 976; 11-15 – 537; свыше 15 лет – 1082.

В настоящее время проводится работа в части определения квалификационных требований к должности советника директора по воспитательной работе.

24 июня 2021 года Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования внес предложения о наименовании квалификации и требований к квалификации «Советник директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями».

Национальным агентством развития квалификации проведена экспертиза проекта квалификации. По результатам экспертизы замечаний не выявлено.

1 июля проект квалификации был направлен на рассмотрение в Минтруд России, Совет по профессиональным квалификациям и Общероссийский Профсоюз образования.

Предполагалось, что в случае отсутствия замечаний и предложений со стороны указанных выше инстанций проект квалификации будет направлен в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Национальный совет принимает решение об одобрении или отклонении проекта квалификации в срок не более 60 дней.

Еще в январе 2021 года профсоюз не поддержал проект квалификации «Советник» и признал преждевременным его рассмотрение, поскольку отсутствует утвержденный профессиональный стандарт с таким наименованием квалификации.

В ответ на запрос генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» 6 июля 2021 года профсоюз вновь направил замечания и предложения к проекту квалификации.

Одновременно профсоюз выразил недоумение в связи с результатами экспертизы, проведенной Национальным агентством развития квалификаций, которая установила соответствие вышеназванного проекта структуре описания квалификации, определенной Положением о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, утвержденным приказом Минтруда России от 12 декабря 2016 года №726н.

В ответ на обращение Национального агентства развития квалификаций профсоюз вынужден был отказать в согласовании указанного проекта из-за отсутствия в нем наименования и реквизитов профессионального стандарта, на соответствие которому будет проводиться независимая оценка квалификации.

Одновременно профсоюз предложил привести структуру описания проекта квалификации «Советник» в соответствие с требованиями пункта 5 Положения, утвержденного приказом Минтруда России от 12.12.2016 №726н.

Помимо этого профсоюз констатировал, что тексты распоряжений Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р и от 12 ноября 2020 года №2945-р, которыми утверждены Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и план мероприятий по ее реализации в 2021-2025 годах, не содержат каких-либо упоминаний об указанном в проекте наименовании квалификации, а также перечня квалификационных требований к этой квалификации, на соответствие которым должна проводиться независимая оценка.

По мнению профсоюза, введение в образовательных организациях дополнительной должности работника с новым наименованием «советник директора» является весьма проблематичным, учитывая неопределенные статус и ответственность такого работника из-за отсутствия утверждаемых в установленном порядке квалификационной характеристики и (или) профессионального стандарта, отсутствия такого наименования должности в Номенклатуре должностей, в иных федеральных нормативных актах, регулирующих трудовые права работников.

Участие профсоюза в подготовке предложений к порядку и условиям проведения пилотной апробации установления новых квалификационных категорий «Педагог-методист» и «Педагог-наставник»

В соответствии с Основными принципами национальной системы профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР) Российской Федерации, включая национальную систему педагогического роста[4], профсоюз принимает активное участие в подготовке предложений и проведении правовой и профессиональной экспертизы проектов нормативных правовых актов и документов, направленных на стимулирование профессионального роста педагогических работников.

Как известно, разработка предложений по обновлению системы квалификационных категорий педагогических работников проводится начиная с 2020 года.

Профсоюз готовил многочисленные замечания и предложения ко всем версиям проекта «О введении новых квалификационных категорий педагогических работников, замещающих должность «учитель»: «учитель-методист», «учитель-наставник», разработанным по поручению Минпросвещения России.

В связи с принятым решением о трансформации ранее поставленной задачи формирования национальной системы учительского роста в задачу формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников профсоюз предложил вернуться к рассмотрению ранее высказанного им предложения о введении новых квалификационных категорий «Педагог-методист» и «Педагог-наставник», на которые могли бы претендовать как учителя, так и иные категории педагогических работников (за исключением работников из числа профессорско-преподавательского состава). Это предложение в результате всестороннего обсуждения было поддержано.

Профсоюз также настаивал на внесении принципиальных изменений в разработанные примерные требования к педагогическим работникам, претендующим на установление новых квалификационных категорий «Педагог-методист» и «Педагог-наставник».

В частности, профсоюз выступил принципиально против предложения о предъявлении требования, согласно которому претендент должен иметь дополнительное профессиональное образование (по методическому сопровождению реализации общеобразовательных программ – для квалификационной категории «педагог-методист», по теории и практике наставничества в образовательных организациях – для квалификационной категории «педагог-наставник»), полученное не ранее чем за три года до подачи заявления на проведение аттестации в целях установления соответствующей квалификационной категории, путем освоения дополнительной профессиональной программы, прошедшей независимую экспертную оценку и включенной в федеральный реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования. По мнению профсоюза, установление этого заведомо невыполнимого в настоящее время требования отодвигает на три года внедрение разрабатываемой системы механизмов стимулирования профессионального развития педагогических работников и может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В настоящее время Минпросвещения России и профсоюз дорабатывают проект Порядка проведения пилотной апробации установления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Проект разработан с учетом предложения Общероссийского Профсоюза образования по подготовке объединенного документа, определяющего порядок и условия пилотной апробации установления новых квалификационных категорий, включая предложения по правовому оформлению возложения на педагогического работника дополнительных обязанностей в связи с присвоением ему квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник», а также установления дополнительной оплаты за выполнение этих дополнительных видов работы.

Задачей пилотной апробации в этой версии проекта является создание организационно-правовых условий в пилотных субъектах РФ для привлечения педагогического сообщества к добровольному участию в квалифицированной экспериментальной проверке и экспертной оценке оснований, условий и процедур установления квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» при проведении пробной аттестации педагогических работников[5], не предусматривающей фактическое установление участникам новых квалификационных категорий нормативными правовыми документами.

Проект пилотной апробации предполагает внесение изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276), путем включения двух дополнительных квалификационных категорий: «педагог-методист» и «педагог-наставник».

Пилотная апробация установления новых квалификационных категорий проводится в период с 1 сентября 2021 г. по 1 июня 2022 г.

Полный цикл пилотной апробации включает два этапа.

Первый этап: с 1 сентября 2021 г. по 30 декабря 2021 г.

Второй этап: с 10 января 2022 г. по 1 июня 2022 г.

Программа второго этапа будет сформирована с учетом результатов первого этапа пилотной апробации, в том числе материалов, предоставленных пилотными субъектами РФ, итогов общественно-профессионального обсуждения.

Пилотная апробация установления педагогическим работникам квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» проводится в Воронежской области, Республике Карелия, Волгоградской области, городе Севастополе, Чеченской Республике, Республике Татарстан, Ульяновской области, Чувашской Республике, Ямало-Ненецком АО, Алтайском крае, Кемеровской области.

Участие профсоюза в формировании системы наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях

Разработка и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях определены распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. №3273-р (в редакции от 7 октября 2020 г. №2580-р) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» (пункт 33). Результатом этой разработки определены методические рекомендации Минпросвещения России, а также региональные (муниципальные) программы наставничества в образовательных организациях.

Следует отметить, что в рамках федерального проекта «Учитель будущего» распоряжением Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. №Р-145 утверждена методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (направлена в регионы письмом Мипросвещения России от 23 января 2020 г. №МР-42/02).

Данная методология представляет собой описание форм моделей наставничества по ряду направлений: «ученик – ученик»; «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель – ученик»; «работодатель – студент».

Академия Минпросвещения России в рамках исполнения государственного задания разработала методические рекомендации (целевую модель) наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях.

Рассмотрев обращение заместителя министра просвещения РФ В.С.Басюка от 30 марта 2021 года о проведении экспертизы методических рекомендаций, ЦС профсоюза предложил провести рабочее совещание с исполнителем задания со стороны Минпросвещения России, а также разработчиками проекта методических рекомендаций с целью их системной переработки и всестороннего обсуждения.

В ходе проведенного c Академией Минпросвещения России совещания специалисты аппарата профсоюза обратили внимание авторов проекта на следующие принципиальные позиции.

  1. Методология разработанного проекта должна определить, к какой институциональной области научно-педагогического знания по развитию педагогического мастерства относится «наставничество педагогических работников» – к форме их профессионального развития или форме их дополнительного профессионального образования. От понимания этого зависит логика развертывания и применения соответствующих механизмов и инструментов технологии наставничества в образовательных организациях.
  2. Методические рекомендации не должны нарушать принципы добровольности, соблюдения прав и свобод учителей, определенных частью 3 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом академические права и свободы должны обеспечиваться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Подготовленный проект методических рекомендаций, с одной стороны, провозглашает принцип обеспечения суверенных прав личности, добровольности, свободы выбора, содержит представление о наставничестве как о доверительном и взаимообогащающем сотрудничестве наставника и наставляемого. А с другой стороны – в различных разделах проекта говорится о внедрении наставничества на основе нормативной правовой базы, формируемой с учетом определяемых целей, задач, ожидаемых результатов внедрения целевой модели наставничества педагогических работников общеобразовательных организаций (ЦМН ПР ОО).

  1. Проект методических рекомендаций должен соотносить педагогическую деятельность по наставничеству с особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, закрепленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. №536.
  2. Определяемые полномочия руководителя ОО (совместно с куратором и представителем первичной профсоюзной организации) не должны провоцировать нарушение трудовых прав педагогических работников, поскольку к их должностным обязанностям осуществление наставничества не относится.
  3. В проекте методических рекомендаций наставничество не может рассматриваться вне сферы трудовых отношений педагогических работников образовательных организаций. В них должен быть сформирован набор инструментария, обеспечивающий соблюдение норм трудового законодательства, включая необходимость получения письменного согласия педагогического работника на закрепление за ним наставника, необходимость учитывать специфику потребностей любого учителя в профессиональном росте, его желание иметь постоянного наставника или получить от коллег помощь в преодолении отдельных профессиональных проблем.

Что касается педагогических работников, на которых возлагается дополнительная обязанность, связанная с наставничеством, то методические рекомендации должны содержать указания на необходимость соблюдения условий осуществления наставничества, которое допускается только с письменного согласия педагогических работников и только за дополнительную оплату, поскольку эта деятельность не входит в их должностные обязанности.

  1. Методические рекомендации не могут использовать положения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. №Р-145, так как наставничество педагогических работников должно основываться на иных принципах: с одной стороны, на принципах андрагогики как науки об образовании взрослых, самостоятельно выстраивающих свою траекторию обучения/профессионального роста; с другой стороны – на понимании наставничества как социального института в системе прочих социальных институтов, обеспечивающих преемственность поколений.
  2. В проекте методических рекомендаций должны быть уточнены источники финансового обеспечения всех заявленных форм наставничества с учетом наблюдающегося последние 5 лет значительного возрастания средней нагрузки педагогических работников системы общего образования в России как по выполнению учебной (преподавательской) работы, так и по выполнению дополнительной работы, не входящей в должностные обязанности учителей.
  3. Недопустимо введение методическими рекомендациями новых видов документации и отчетности (тем более ежеквартальных!), а также систем оценивания наставником и наставляемым процесса наставничества, включая критерии, показатели и индикаторы эффективности реализации ЦМН ПР ОО, декларируемые проектом.
  4. Определенные в методических рекомендациях структурные компоненты внутреннего (внутришкольного) и внешнего контуров целевой модели наставничества должны быть равнозначными по обеспечиваемым ресурсам (кадровым, информационным, финансовым, материальным и прочим). В методических рекомендациях описание объема внешнего контура целевой модели значительно уступает объему содержания внутришкольного контура.
  5. Методические рекомендации должны предусматривать механизм использования прогрессивной региональной практики применения технологии наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях наряду с предлагаемой целевой моделью.

21 июля 2021 года в профсоюз от Академии Минпросвещения России поступил новый вариант проекта ЦМН ПР ОО. По результатам его рассмотрения профсоюз предложил авторам проекта разделить текст на два документа: методологию (целевую модель) наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях и методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях.

Одновременно профсоюз предложил авторам рассмотреть вариант подготовки типовых рекомендаций, определяющих формы наставничества, ответственность, права и обязанности различных участников этого процесса. В такие типовые методические рекомендации могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие специфику и существующую практику применения технологии наставничества в субъектах РФ. Методические рекомендации будут утверждаться приказом/распоряжением государственного органа. На основе типовых методических рекомендаций образовательные организации могли бы принимать собственные методические рекомендации об организации наставничества.

В своих предложениях профсоюз исходит из того, что наставничество является кадровой технологией, обеспечивающей передачу знаний, навыков и установок от более опытного работника менее опытному, и считает приемлемой следующую формулировку: «Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество в общеобразовательной организации».

Профсоюз предложил дополнить текст ЦМН ПР ОО описанием реализации целевой модели во внешнем контуре или исключить этот структурный компонент из целевой модели.

Профсоюзом также внесен ряд предложений в примерную «дорожную карту» (план мероприятий) по применению ЦМН ПР ОО и в Положение о наставничестве педагогических работников в общеобразовательной организации, которое также предложено сделать примерным.

Это связано с тем, что положением о наставничестве должны быть определены цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в общеобразовательной организации, а не только порядок внедрения целевой модели наставничества как технологии, так как она заявлена как двухконтурная. В частности, это позволит в положении:

конкретизировать задачи наставничества в общеобразовательной организации;

изменить структурные компоненты реализации наставничества, отказаться от функционального подхода к организации наставничества через функции должностных лиц: руководителя ОО, куратора, методического объединения;

продолжить работу над конкретизацией содержания порядка организации и осуществления наставничества в общеобразовательной организации, уточнив следующее:

– в отношении каких педагогических работников может быть установлено наставничество;

– предполагаемую продолжительность (сроки) наставничества;

– включаются ли в указанный срок период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

– может ли быть наставничество досрочно завершено в случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков;

– кто привлекается к работе в качестве наставников и кто осуществляет руководство наставничеством;

– условия выполнения функций наставника, порядок назначения наставников, порядок прохождения и завершения наставничества, основания для издания приказа о наставничестве (обоюдное согласие наставника и педагога, в отношении которого будет осуществляться наставничество, и утверждение кандидатуры наставника приказом руководителя);

– условия замены наставника.

В настоящее время Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, предполагают необходимость конкретизации и детализации методических рекомендаций по применению технологии наставничества в отношении педагогических работников, а также необходимость изменения результатов разработки и внедрения системы наставничества.

Этому, по мнению профсоюза, во многом будет способствовать поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой от 23.06.2021 о доработке изменений и дополнений в Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста.

28 июля Минпросвещения России направило в профсоюз письмо с предложением рассмотреть и согласовать подготовленные специалистами министерства изменения в Основные направления НСПР ПР.

Общероссийский Профсоюз образования согласовал проект изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 №3273-р, подготовленный Министерством просвещения РФ.

[1]    Приказ Минобрнауки России от 1.02.2021 №70 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения» и «Деятельность по уходу с обеспечением проживания»; приказ Минобрнауки России от 1.02.2021 №72 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки»; приказ Минобрнауки России от 1.02.2021 №73 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений» и «Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры».

[2]    Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. постановлений Правительства РФ от 29.09.2008 №725, от 17.12.2010 №1045, от 16.05.2012 №482, от 26.09.2012 №975, от 28.01.2013 №55, от 14.01.2014 №20).

[3]    Правительством Российской Федерации было принято решение о возможном 5%-ном отклонении в рамках допустимой статистической погрешности в связи с планированием расходов бюджетов субъектов РФ на доведение показателей средней заработной платы отдельных категорий работников до установленного уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионах.

[4]    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №3273-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 7 октября 2020 г. №2580-р), мероприятие 29.

[5]    Под педагогическими работниками образовательных организаций здесь и далее понимаются работники дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и профессиональных образовательных организаций (СПО), замещающие 27 должностей, перечисленных в постановлении Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678б «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте