Продолжение. Начало в №41, 43, 45
Назову несколько произведений классической педагогики, которые оказывают исключительное влияние на развитие педагогического сознания и практики: «Великая дидактика» (Я.А.Коменский) «Лингард и Гертруда» (И.Г.Песталоцци), «Эмиль» (Ж.Ж.Руссо), «Педагогическая поэма» (А.С.Макаренко), «Как любить ребенка» (Я.Корчак), «Сердце отдаю детям» (В.А.Сухомлинский). И, вообще, труды всех классиков не научные, потому язык их простой и доступный всем. Педагогика «всехная» наука, она и для взрослых, и для детей, говорил В.А.Сухомлинский, потому надо писать понятно для всех.
Каждое из названных произведений имеет глубочайший смысл с подтекстами. Живые педагогические идеи из будущего не умещаются в текстах, не умещаются иногда и в словах, им нужны просторы сознания и творчества, нужны догадки, фантазия, чувства. Образность и подтексты вызывают у читателей размышления и поиск, они вступают в диалог с автором, и происходит соразмыслие и сотворчество. Яркое и эмоциональное описание педагогической жизни помогает читателю проникнуться новыми идеями и воодушевляют к творческой практике.
Ученые-педагоги в своих трудах ссылаются на классиков и их труды как на авторитетные источники с целью подтверждения своих изысканий. Но вот загадка: присвоил бы нынешний ученый совет ученую степень доктора наук А.С.Макаренко за «Педагогическую поэму» или В.А.Сухомлинскому за «Сердце отдаю детям»? Скорее всего, нет, ибо они не написаны по шаблонам диссертаций. А ведь произведения эти меняют образовательный мир куда более мощно, чем тысячи диссертаций вместе! Могли бы классики написать свои труды так же, как пишутся диссертации?
Вообразите, какой жалкой стала бы книга под названием вроде «Философские и психологические основы методики отдачи сердца детям в личностно ориентированном педагогическом процессе первоначальной школы»… Но ведь это есть типичная формулировка диссертационных тем! Если бы классики могли так писать свои сочинения, они бы все равно не сделали этого, ибо заботились не о своих степенях, а об улучшении образовательного мира и жизни детей в нем.
Современное поколение детей
Текст из Манифеста гуманной педагогики: «Мир заговорил о приходе на Землю Нового Поколения Детей. Утверждается, что современные дети особенные. Их предназначение более высокое, чем было предназначение любого другого поколения. Новое Поколение, которое рождается, своим образом жизни и устремлениями будет резко отличаться от образа жизни и устремлений всех тех поколений, которые существуют сейчас на Земле.
Различие это будет заключаться в следующем: главное для современных поколений – иметь и захватывать. Главное для новых поколений – давать и дарить. Лозунг современных поколений – соревноваться и конкурировать. Для Новых Поколений лозунгом будет – сотрудничать и объединяться. Современные поколения разрушительны. Новые Поколения будут созидательными. Владение научными знаниями – гордость и слава современных поколений. Для Новых Поколений мудрость будет превыше всего. Современные поколения управляются интеллектом. Новые Поколения будут управляться интуицией.
Современные поколения окружают себя уродливыми формами. Красотой будут окружать себя Новые Поколения. Современные поколения сгибаются под тяжестью страданий. Новые Поколения будут носителями Света и радости. Современные поколения скованы. Новые Поколения будут жить в свободе.
Первая волна Новых Поколений уже идет. Утверждается также, что почти все дети являются представителями этой волны. Их называют по-разному: Детьми Света, Звездными Детьми, Детьми с Космическим сознанием. Дети эти мудры, имеют разностороннюю талантливость, проявляют раннюю развитость, у части из них есть необычные способности, маленькие дети порой говорят о чем-то странном для нас. Они открыты и уверены в себе. Но они уязвимы перед грубостью и насилием.
Бесцеремонность и недоверие взрослых делают их беззащитными. Ими овладевает скука в той среде, где их не понимают, им очень скучно в школе. В авторитарной среде, где равнодушие и безразличие и где им не верят, они ломаются, начинают душевно болеть, уходят в себя, впадают в отчаяние, нарушают порядок, становятся «гиперактивными», приобретают дурные склонности, убегают из семьи, порой кончают жизнь самоубийством.
В среде же взаимопонимания, любви и уважения их способности раскрываются быстро, они преуспевают, любят дружить и сотрудничать.
Как нам быть? Принять ли утверждение о приходе Поколения Света, Детей Индиго, согласиться ли, что они несут свою миссию и новый образ жизни для ускорения эволюционного развития человечества, или же объявить недоверие такому утверждению?
Мы, приверженцы гуманной педагогики, принимаем нынешних детей за представителей Света и делаем вывод: Детям Света нужны родители, учителя, воспитатели – тоже устремленные к Свету.
И какая же нужна педагогика детям Света? Им нужна педагогика любви, добра, понимания, содействия, воодушевления, вдохновения, сочувствия, защиты. Нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное рвение, направлять на поиск своего предназначения. Это есть гуманная педагогика».
Шалва АМОНАШВИЛИ
Продолжение следует
Комментарии