Продолжение. Начало в №41, 43
К.Д.Ушинский: педагогика не наука, а искусство
«Ни медицина, ни педагогика (ни политика – добавляет он в другом месте. – Ш.А.) не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова. Ни той ни другой нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, химии, анатомии и физиологии и проч. И медицина, и педагогика, кроме знакомства с науками из области философии и естествоведения, требуют еще умения приложить эти знания к делу, развития наблюдательности и в известном отношении навыка.
Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, не перешедшая в убеждение воспитателя, как бы хороша она ни была, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».
«Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».
Авторитарность сложившейся педагогической практики и теории
Авторитарный характер сложившейся педагогической практики и теории, иначе традиционной педагогики (традиционной методики), есть результат исторически создавшихся обстоятельств. Он кристаллизовался в течение веков и тысячелетий, имея в основе два естественных импульса: понимание необходимости воспитания детей и поиск для этого самого легкого пути. Самым легким путем оказалось принуждение.
Одним из ярких представителей авторитарного образования был немецкий педагог И.Ф.Герберт (1776‑1841). Целью воспитания он считал подавление дикой резвости ребенка, которая кидает его из стороны в сторону. Учитель в образовательном процессе всегда прав, считал И.Ф.Герберт, он стоит над воспитуемым и требует беспрекословного подчинения себе. В методах влияния на учеников он допускал угрозу, надзирательство, приказы, запрещения.
Принуждение меняло формы и способы (от физического и морального наказания до обнаученных, «гуманизированных» методов давления), но не суть. Принцип поощрений и наказаний до сих пор является опорой сложившейся традиционной системы образования. Понимание обществом необходимости воспитания со временем отразилось в традициях, обобщениях, взглядах, учениях, а в последних десятилетиях начало складываться как наука.
Массовая образовательная практика зиждется на авторитаризме учителей, воспитателей, родителей. Разумеется, среди них всегда были и есть те, которые творят иную практику, ее можно назвать гуманной, но менять действительность в целом они не могут. Наука обобщает и теоретизирует реальную практику, потому получается, что она возвеличивает как истину педагогику с психологией управления, хотя с помощью разных понятий старается замаскировать это обстоятельство.
В качестве примера «обнаученного» авторитаризма приведу цитату из одного учебного пособия по дидактике советского периода, утвержденного высшими органами для педагогических вузов: «Внимание класса укрепляется живой и вместе с тем строгой проверкой многих из них (учеников. – Ш.А.) по вопросам, которые даются учителем в логически последовательном порядке. Проверка знаний является мощным средством побуждения учащихся к более ответственному выполнению всех учебных работ, которые они должны сделать».
Авторитарная педагогическая наука не приемлет понятия: любить, радовать, удивляться, восхищаться, помогать, сотрудничать, прощать; для нее чужды понятия: доброта, духовность, вера. Зато понятия: стандарты, проверка, контроль и контрольные, тестирование, оценка, отметки и баллы, объяснение, закрепление, вызов к доске, формирование, конкурсы, олимпиады, соревнования, технологии, домашнее задание, дисциплина, строгость (и все это без влаги любви и уважения) являются естественной ее основой.
В реальном образовательном процессе очень много раздражений, противостояний, недовольства, гнева, криков, заботы о единых государственных экзаменах. Провозглашается личностно ориентированный образовательный процесс, но этого в реальности нет, ибо авторитарный образовательный процесс не может быть ориентирован на личность растущего человека.
В связи с усугублением авторитаризма в мире возникло движение «Педагогика ненасилия», и тем самым признается, что насилие есть присущее образованию качество в мировом масштабе. А в науке родилось новое направление – здоровьесберегающее образование, чем подтверждается, что сложившийся образовательный процесс вредит здоровью учеников.
Известный советский психолог, основоположник психологии деятельности Н.А.Леонтьев положение в образовании оценил словами: «Ученики в школах отбывают обучение, а надо, чтобы они прожили обучение».
В массовой практике авторитарный образовательный процесс превращается в обучающий, ибо культивирует знания без отношения к ним через культуру, через воспитание. И.Ф.Герберт считает, что средством воспитания является обучение, и эта идея довлеет над теорией и практикой до сегодняшних дней. Тем же автором придумано понятие воспитывающего обучения.
Но достичь через обучение воспитания то же самое, что изваять скульптуру кистью. Кистью можно нарисовать скульптуру, но это будет картина, а не сама скульптура. Так же в обучении можно дать ученикам знания о нравственности, но это будут знания, а не сама нравственность в человеке.
Четвертое измерение сознания
Современная педагогическая наука выстраивает свои взгляды и обобщения на основе трехмерного понимания мира, как это делает так называемая фундаментальная наука. Это мировоззрение называется материализмом, когда ученые – физики, биологи, химики и другие – как правило (ибо есть исключения), верят только фактам и выстраивают свои теории с точки зрения материализма. А если факт не укладывается в материалистическую теорию, он остается за пределами научного познания как неправильный. К слову, измерениями являются материя, время, пространство. Педагогика, отождествляя себя с фундаментальной наукой, вбирает в себя все ее научные инструменты познания и с их помощью обнаучивает педагогическую действительность, придает педагогике статус строгой науки.
Хотя некоторые представители строгих наук не довольствуются исключительно материалистическими взглядами и при объяснении своих открытий то и дело прибегают и к другим опорам, в частности к присутствию Высшего разума, Бога.
Классическая педагогика никогда не строилась на трех измерениях вроде наследственности, стихийной среды и особо организованной среды, хотя она отдает должное влиянию этих факторов на становление растущего человека. Однако надо понимать, что стихийная среда скорее противодействует особо организованной среде, а наследственность не всегда может благоприятствовать образовательным намерениям. Понятие же об особо организованной среде не поясняет, что это за среда, в чем ее особенность. Необходима направляющая идея, нужно четвертое измерение, которое придаст свет всему образовательному процессу через сознание и творчество людей, заботящихся о подрастающем поколении. Это измерение и есть ведущее качество классического педагогического сознания, называется оно духовностью и связано с верой.
В книгах «Живой Этики» по поводу четырехмерного сознания сказано: «Трехмерность есть оковы демона». Тот, кто сковал человеческое сознание трехмерностью, был настоящим тюремщиком. Как же можно было сокрыть прочую, прекрасную, высшую мерность! Дети в первых своих вопросах часто устремляются за пределы условных ограничений. Древняя мудрость нигде не настаивала на трех измерениях. Лишь при огрубении человечества ограничение заняло умы. Замечено, что люди начинают заниматься ограничением, когда светильники сердца потухают. Можно привести множество исторических примеров этого самоумаления. Но человеческое сознание не хочет понять основы самоусовершенствования. Тем оно пытается закрыть самые ценные возможности.
Духовность, гуманность и гуманная педагогика
К.Д.Ушинский писал: «Истинно гуманное образование есть воспитание духа человеческого».
Внутри гуманной педагогики эта идея находит следующее раскрытие (здесь я воспользуюсь мыслями из Манифеста гуманной педагогики).
Духовность и гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они опора личности на ее трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила ее жизни и деятельности на общее благо.
Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет все, что только происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своем внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки. Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли человек будет проявлять и утверждаться во внешнем мире, в жизни среди людей.
Смысл духовности станет более полным через понятие гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.
Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального, мира, творцом жизни.
Таким образом, гуманность задает направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же культуры духа.
Понятия «духовность» и «гуманность» переплетаются друг с другом, как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма.
Разумеется, это не есть полное раскрытие смыслов духовности и гуманности. Углубленный поиск откроет нам не менее важные грани их содержания. Но суммарность уже постигнутых смыслов позволяет определить социальную и личностную направленности человека: творить вокруг себя красоту и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя. Это должно стать естественным состоянием человека.
Дух. Вера. Духовный человек
Дух есть у каждого, но духовным является не каждый. Чтобы быть духовным, сначала надо почувствовать в себе дух, признать его, а потом позаботиться о его совершенствовании. Это будет началом духовной жизни.
Истина в духе, а вера есть отражение истины. Вера не идет против голоса духа, а старается быть с ним в согласии. Дух и вера создают целостный смысл: кто принимает дух в себе, тот уже верит. Они вдвоем творят внутреннюю жизнь, а жизнь проявляется во внешнем мире как деятельность, как созидание, творение. То, что человек творит во внешнем мире, мудрецы называют узорами духа.
Люди различаются по качеству духа. Есть высокий дух, устремленный к самоусовершенствованию, что во внешнем мире проявляется как забота об общем благе. Есть падший дух, грешный, творит обратное. Есть спящий дух. Об одних людях говорится, что «у них дух еле намечается». Можно говорить и о других состояниях духа и духовной жизни.
С духовностью связан образ жизни человека. Сочетание слов «духовно-нравственный» указывает на то, что источник нрава есть дух. Этим сочетанием возвышается смысл нравственной жизни и нравственного воспитания. Оно призывает человека отдать жизни все. А просто нравственность не указывает на высокий источник. Такой нрав может соответствовать материалистическому мировоззрению вроде «бери от жизни все».
Вера в человеке есть проявление духа в сознании. Дух через веру начинает утверждаться во внешнем мире, а это возможно только через дела. Иначе вера без дел мертва. Вера есть проявление воли духа в материальном мире, в вере человек находит свой путь в жизни.
Предлагаю маленький набор мыслей о духе из Книг Жизни. Умереть не может дух. Слушайте про мощь духа: сила его неисчерпаема. Тело боится духа, раб боится хозяина. Не падайте духом. Единый судья – ваш дух. В нем Бог. Нужно сверкать духом, зная: в духе – правда. Правда Вечности – в красоте духа. Дух знает, где красота. Не трать силы в прозябании духа. Знание приходит лишь при готовности духа. Чистыми помыслами строй гармонию духа. Огонь действия жизни растит крылья духа.
Дух совершенен, когда знает космос. Не фабрика, но мастерская духа обновит мир. Нужно все силы космоса направить на расцвет духа. Сучки срубленные дают мощь стволу, оставленные привычки очищают дух. Удерживая раздражение, создаете новую оболочку духу.
Язык классической педагогики
Язык, структура, форма классических педагогических текстов резко отличаются от педагогических текстов научного склада. Научный язык, как известно, терминологичный, абстрактный, односторонний, замкнутый, в нем отсутствует разговорная лексика, он чужд эмоционально-экспрессивным краскам, избегает подтекстов и образности.
Классическая педагогика придерживается образного слова, стиля художественной литературы, подтекстов, воображения, воздействия на эмоциональный мир читающего, жизненной конкретики или фантазий.
Комментарии