Окончание. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-19 за 2021 год
Картина «Устный счет»
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину Н.П.Богданова-Бельского в Интернете. Она находится в Третьяковской галерее в Москве. Была написана она в 1895 году. Картина реальна: на ней изображен действительный урок в сельской школе. Учитель, худощавый интеллигентный человек в очках и бабочке, сидит спиной к стене. Это реальный человек – бывший профессор Московского университета, математик и ботаник Сергей Александрович Рачинский (1833‑1902). В 1872 году он вернулся в родное село Татево Бельского уезда, создал школу для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счету. Художник был учеником С.А.Рачинского. Он и написал картину: эпизод из школьной жизни с творческой атмосферой, царившей на уроке. На доске записан пример:
Ученики решают его в уме. В классе их 11. Все они озадачены, думают напряженно, но видно, что увлеченно, нет никакого принуждения. Каждый, кто смотрит на картину, скажет об учителе, что он человек высочайшей культуры, любящий детей, добродушный и, конечно, талантливый. Один из учеников шепчется с учителем, видимо, объясняет свое решение. Присмотритесь внимательно: трудно ли будет нам догадаться, какие у учителя взаимоотношения со своими учениками? Всмотритесь в лицо и позу каждого ученика на картине, и вы почувствуете дух гуманной педагогики, суть духовной общности.
Гуманная педагогика и авторитарная педагогика: черты различия
Для классических педагогических учений определяющей чертой является гуманизм, для традиционной же теории и практики – авторитаризм. Это есть диаметрально противоположные подходы к образовательной практике. Хотя следует отметить, что в разных вариациях традиционной педагогики содержится немало ценных обобщений, которые составляют достижения педагогической мысли. Однако различия так глубоки, что поиск золотой середины между традиционной и классической педагогиками не может увенчаться успехом. Приходится только выбирать или ту, или другую форму мышления и образовательной практики.
Вот часть этих различий:
– гуманная педагогика в качестве своей основы приемлет идею духовности и веры и для описания своей действительности пользуется понятиями, которые исходят из этой идеи;
– авторитарная педагогика строится как наука строго по законам и понятиям материалистического мировоззрения;
– гуманная педагогика успешность образовательного процесса опирает на личность учителя, на качество его внутреннего, духовного, мира, нрава, культуры и творчества;
– авторитарная педагогика успешность в образовательном процессе видит в совершенствовании стандартов, учебных материалов и в так называемых технологиях образования;
– аксиоматикой для гуманной педагогики являются положения «любовь воспитывается любовью», «доброта воспитывается добротой», «успех воспитывается успехом», «благородство воспитывается благородством», «жизнь воспитывается жизнью», «красота воспитывается красотой» и т. д.;
– авторитарная педагогика приемлет в качестве своих аксиоматических установок положения «зло наказывается, добро поощряется», «лень порицается, усердие приветствуется», «поощрение и наказание движут образовательным процессом»;
– гуманная педагогика воспитывает детей для жизни с помощью самой жизни;
– авторитарная педагогика провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни через освоение «основ наук»;
– гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни;
– авторитарная педагогика приспосабливает ребенка к уже сложившимся условиям жизни;
– гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый ребенок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви и уважения;
– авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, недовольство, унижения, наказания;
– гуманная педагогика выстраивает отношения взрослых и детей на почве психологии согласия и выявляет психологическую природу каждого с целью поддержки личностного роста;
– авторитарная педагогика опирается на психологию управления и довольствуется учетом психологических особенностей детей с целью авторитарного влияния на них.
Гуманная педагогика своей сущностью противостоит авторитарной, потому различий между ними можно обнаружить множество. Если даже исполнение некоторых методов в авторитарном и гуманном образовательных процессах внешне будет похожим, это не будет означать их сходства, ибо внутренние, духовные, опоры будут резко различаться. Потому искать золотую середину между этими педагогиками не приходится.
Неестественные для гуманной педагогики понятия
Есть понятия, применение которых может помешать осмыслению ценностей гуманной педагогики. Скажем, понятие «формирование» несет в себе оттенок внешнего принудительного влияния на вещи и процессы. Слово активно применяется в отношении растений: формирование томатов, огурцов, корней, кустов и т. д. Применяется оно в производстве форменных вещей, в кулинарии и т. д. И делает это человек – создает формы и формирует.
Формировать – значит есть некая изначальная форма в сознании человека или уже приготовленная им, и он по своей воле подвергает ей внешние процессы и вещи.
Авторитарная педагогика охотно берется за это понятие применительно к ребенку: она формирует характер, нравственность, сознание, речь, мировоззрение, личность растущего человека, то есть заявляет, что владеет и тем, какой должна быть личность ребенка, и волей подвергать его уже заготовленной форме. Получается не воспитание, не развитие личности, а именно формирование.
Формирование и воспитание не однозначные понятия, одно подразумевает силовое влияние, другое – осторожное напитывание духовного стержня. Формировать путем многократного однообразного повтора можно навык (навык письма, навык чтения), но формировать сознание, мировоззрение, личность в гуманной педагогике недопустимо. Здесь нужна психология согласия, нужны духовная общность, взаимность, чего, конечно, в процессе формирования не уместишь.
Для гуманной педагогики неестественными являются также понятия «необучаемый» и «невоспитуемый». Ребенок может стать таким лишь тогда, когда к нему применяется неадекватная педагогика. По сути, это так и происходит: учитель или воспитатель применяет в общении с необычным ребенком обычную авторитарную педагогику, которая, конечно, не соответствует его внутреннему миру, потому он и не подвергается влиянию. Так и жалуются многие: «Ребенок не реагирует на наши поощрения и наказания», то есть на главнейшие методы авторитарной педагогики. Можно ли на такой основе вынести вердикт, что он необучаемый и невоспитуемый? Дети не сами по себе сложные, а мы с нашим неправильным к ним подходом становимся сложными для них. Гуманная педагогика не панацея, но ее отличие от авторитарной заключается еще и в том, что носитель ее, то есть учитель (воспитатель), находится в постоянном творческом поиске соответствующих подходов к детям.
«Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили»?!
«Яблоко от яблони недалеко падает» – эта мудрость в точности отражает единство понятий «формирование» и «технология». Формировать что-либо без технологического процесса невозможно. Слово «технология» ворвалось в авторитарную педагогику из лексики технократного мира.
Вообще педагогические понятия лучше пополнять из терминологического мира искусств, ибо сама педагогика есть искусство, многие понятия музыкального мира могли бы выразить движение педагогических процессов так же, как они выражают движение мелодии. Обнаучивание же педагогических процессов через неестественные для них понятия из мира техники вызывает искаженное отражение в сознании учителей и воспитателей самих этих процессов или закрепление в них авторитарных настроений.
Технология наряду с формированием является такого рода понятием. Там, где есть заранее определенная схема действий, отступает необходимость творчества. Есть сферы, где созидание не обойдется без высокоточной технологизации. Но технологизация образования губительна для образования, она ослабляет роль сознательных творческих усилий учителя и делает учеников однообразной массой.
Однако если авторитарные педагогические процессы терпят все же наукообразное технологическое, то есть до мелочей точнейшее, описание, то гуманный педагогический процесс как сфера творчества не подвергается такому описанию. Именно в силу этого педагогические классики для изложения своего учения выбирали литературный, а не научный язык.
Потому считаю грубейшей ошибкой, когда некие ученые усердствуют в изложении «гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашвили». В двухтомной «Энциклопедии образовательных технологий» этому посвящено 11 больших страниц с причудливыми схемами и рисунками, и все то, что опирается на измерение духовности, перекладывается на язык грубого материализма. Потому хочу предупредить тех, кто искренне желает знать суть гуманной педагогики, тем более освоить ее: не начинайте этим заниматься через так называемые технологии гуманной педагогики, коих много и в энциклопедиях, и в учебниках по педагогике.
Главная особенность классической педагогики
«Самая главная особенность классического педагогического мышления в отличие от традиционного в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа. Классическая педагогика не объявляет себя наукой, а скорее считает себя мерой всех наук, мерой самой жизни, общечеловеческой культурой мышления…
Вокруг классиков образуются прекрасные созвездия выдающихся педагогов-мыслителей, которые дальше несут факелы идей гуманизма в образовании. Духовно-философские основания гуманной педагогики мы черпаем в трудах Конфуция, Лао-цзы, Сократа, Платона, Аристотеля, Г.Сковороды, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, семьи Рерихов… Опору и вдохновение находим в Святых Писаниях мировых религий – буддизма, иудаизма, христианства, ислама» (Манифест гуманной педагогики).
Шалва АМОНАШВИЛИ
2.10.2020, Бушети, Грузия
Комментарии