Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-9 за 2021 год
Перед гуманным образовательным процессом стоит именно такая задача. Он должен быть полностью пронизан идеей воспитания мысли. Идея должна содержательно отразиться в образовательных курсах, а самое главное – сами учителя, воспитатели, родители должны быть устремлены к совершенствованию своего сознания, духовного мира, своих мыслей.
Воспитание мысли должно происходить последовательно, терпеливо, упорно, с переживанием радости даже из-за малейшего достижения.
В содержательном смысле оно может охватить следующие вопросы:
1. Духовно-нравственное развитие. Упор делается на творение общего блага, на служение, преданность, дарение людям радости, на понимание, прощение, сочувствие, на единение и сотрудничество, на творящее терпение, на творчество, на сотрудничество. Эти тенденции готовят почву в сердце и сознании воспитанника для понимания и принятия сути мысли.
2. Чистомыслие. Воспитаннику прививается идея, что мысли человека есть его дары человечеству. Его светлые, добрые, прекрасные, сердечные мысли и соответствующие им дела помогают людям и ему самому находить счастье в жизни, возвышаться, служить эволюционному движению. Чтобы стать светломыслящим, надо освободить себя от самости, гордыни, от зависти и злобы, от чувства собственности, от раздражения и гнева. Восточная мудрость гласит: «Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине».
3. Ответственность за свои мысли. Воспитанник осознает и впитывает закон причин и следствий. В нем развивается умение видеть в следствиях причины и выбирать причины для благих следствий. Он осознает влияние собственных мыслей на окружающий его мир и на отдаленные времена и пространства. Упражняется в предупредительности не допускать в сознание мысли, могущие приносить беду другим и ему самому. Надо принять мудрость Востока: «Крылья счастья даны лишь возвышенным мыслью».
4. Полюбить мышление. Воспитаннику дается возможность пережить в себе процессы мышления как ступеньки роста ума, утончения чувств, новых открытий, вхождения в высшие реальности; понять силу мысли в возбуждении собственной воли с целью преобразования материального мира и утверждения будущего; вкусить радость творчества и созидания прекрасного, полезного; убедиться, что именно мысль и любовь делают его Божьим существом и сопричастным к Божьим помыслам, бессмертным; ощутить возможность объять Вселенную и пережить радость, что он человек и наделен мыслью. Полюбить мышление – значит жить в царстве мысли, беречь и совершенствовать ее в себе.
5. Будущее мысли. Молодой человек с детства приучается к тому, что наука о мысли в ближайшем и отдаленном будущем привнесет в мир открытия, которые резко изменят образ жизни людей, их мировоззрение, отношение к миру материальному и миру духовному. Люди поймут связь между земной и небесной жизнями, их единство, поймут, что смерти нет, а есть вечная жизнь.
Людям станет ясно, что они вселенские существа и перед ними, перед каждым, открывается вечный путь познания и совершенствования. Наука о мысли упразднит многие аппараты, к которым они сейчас привязаны. Люди научатся общаться между собой мысленно независимо от расстояния, открывать новые законы мироздания и природы через развитое чувствознание, с помощью мысли материализовывать вещи и свободно перемещаться в пространстве. Наука о мысли шагнет еще дальше, и нам трудно вообразить сегодня ее отдаленные перспективы.
Метод передачи мысли
Рисую на листке бумаги (на доске) пять разных фигур (можно класть на столе пять разных предметов). Говорю детям:
– Я задумаю одну из этих фигур и мысленно вам сообщу. Вам нужно принять задуманную мной фигуру и сразу, не думая, записать (зарисовать) на листке. Потом я открою свою «тайну», и посмотрим, кому удалось принять мою мысль.
Далее мысленно воображаю фигуру, повторяю в себе ее название, сразу отправляю мыслеформу детям с желанием, чтобы им удалось принять ее, и даю знак немедленно записать или зарисовать первую же пришедшую в голову фигуру. Выясняю, у кого получилось принять задуманную мной фигуру. Конечно, могут быть случайные совпадения, но это не важно, пусть радуются те, кто записал правильно.
Повторяю опыт несколько раз. Повторяю несколько дней подряд. Обычно дети увлекаются этим занятием и сами просят упражняться в принятии мыслей.
Постепенно вижу, что некоторые из них преуспевают, но у каждого тоже что-то получается. Иногда мыслеформу задумывает один из учеников, и я вместе детьми стараюсь ее принять. Материал меняю (столбики слов, числа, фразы…). Детей приучаю: чтобы научиться принимать мысли других людей, надо держать сознание в чистоте.
Время от времени опыты предваряю рассказами о значении мысли в жизни каждого человека и человечества.
Любовь
Иммануил Кант восхищался двумя вещами – звездным небом над собой и нравственным законом в себе. Действительно, эти вещи достойны человеческого восхищения. Но есть еще две вещи в нас, которыми мы могли бы восхищаться больше и быть благодарными Творцу, что Он одарил нас ими: это способность мыслить и умение любить. Они качества Бога, и именно они делают нас людьми. И в той мере, в какой мы их в себе развиваем и на что эти величайшие энергии направляем, складываются наша жизнь и судьбы на Земле и наше будущее в мирах высших.
В Новом Завете дается многогранная характеристика истинной любви: называются качества, которыми она наделена, и что она не приемлет. Вот они: любовь долготерпит, милосердствует, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит; не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, никогда не перестает (апостол Павел).
Любить друг друга заповедано всеми Святыми Писаниями, духовными учениями. «Да любите друг друга, как я возлюбил вас», – призывает Иисус Христос.
Так же возносится любовь в Живой Этике: «Там, где истинная любовь, там нет места сомнению, раздражению, гневу, предательству. Любовь растет и утончается, когда она устремлена к созиданию Прекрасного, и помощи Ближнему, и к Победе над тьмой, к творению Будущего».
Потому: «Пылайте сердцем и творите любовью. Люблю неправых в жизни излечить любовью».
Любовь есть всетворящая энергия. Она не дает мысли оставаться в одиночку в своих познавательных устремлениях: притягивает и объединяет родственные умы, вдохновляет и направляет их на совместное творчество и созидание. Там, где любовь, мысль становится только созидательной, а без нее мысль может запутаться между добром и злом.
В любви единение и сила, успех и радость. Любовь есть состояние духа, так же как вера, доброта, потому она тоже, как вера и доброта, требует проявления в делах. Эти дела свершаются в первую очередь в духовном мире: размышления о качестве своей любви; мысленная забота о близких, родных, об общем благе; свершение в духе подвигов; приучение себя к уважительному и терпеливому отношению к людям, к раскаиванию, умению прощать и просить прощения; переживание в своем воображении чувства сострадания, сорадости, понимания; принятие волевых решений улучшить отношения и устремиться к совершенствованию своей любви и форм ее проявления во внешнем мире. В общем, в духовном мире человек делает себя любвеобильным, искренним, преданным.
Чего у человека нет в духовном мире, того проявить во внешнем мире он не сможет. Однако это не значит, что весь процесс совершенствования и углубления любви должен сперва произойти в духе и лишь потом во внешнем мире. Поступки, которые во имя любви человек совершает во внешнем мире, далее подвергаются анализу в духовном мире, и так происходит совершенствование.
Шалва АМОНАШВИЛИ
Продолжение следует
Комментарии