Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-8 за 2021 год
Я верю, что люди научатся общаться друг с другом мыслями и передавать их на расстоянии без применения каких-то аппаратов; поймут могущество мысли как всеначальной энергии и благо чистомыслия и прекрасномыслия. Откроются возможности практически безграничного запоминания; науки приблизятся друг к другу и вольются друг в друга; будет открыто и понято могущество высоких чувств, и люди постигнут чувство любви как всетворящей энергии.
Люди откроют чувствознание как мощный источник получения чистых знаний, овладеют способом ориентации в действительности с помощью чувствознания; также поймут губительное свойство чувства собственности, от которого надо отдалиться, и возвышающую силу творения общего блага.
Укрепятся и углубятся понятия духа, веры и духовности; «в будущих школах… пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь»; откроются возможности соприкосновения и сотрудничества с Живыми Небесами; люди поймут значение Высшего Будущего и постигнут смысл жизни.
Ведущей основой станут расширение сознания, достижения психологической науки и те технические наработки, которые возникнут на их почве, в частности робототехника. Продвинутся архитектура и строительство, и будут строиться образовательные учреждения совершенно нового типа. Вместе с тем общество поймет, что школа – это учитель, а не здание, называемое образовательным учреждением.
Поймет еще широкий и глубокий смысл Высшего Учителя и то, что каждый вовлечен в цепи иерархии учителей. Однако надо учесть также, что жизнь не раз столкнет людей планеты с событиями разного рода и вынудит их переоценить обстоятельства во всех сферах, в том числе в сфере образования.
Наряду со всеми изменениями не раз вернется мысль об упразднении школы, об отстранении живого учителя, о прекрасных «перспективах» виртуального, цифрового образования. Общество будут убеждать, что так лучше, проще, свободнее и так далее. Но истинные мотивы ослабления школы как лестницы восхождения души и духовности растущего человека будут совсем другими, коварными, и они будут скрыты от общества.
Одно дело, что образовательный мир и школа должны принимать все благо науки, техники и духовной мысли. Но целиком поддаться соблазнам мнимого превосходства виртуального образования над долгим, живым и непосредственным общением учителя с учеником и учениками, воспитателя с воспитанниками, родителей с детьми будет губительным для обретения молодым поколением возвышенного духовного и нравственного облика. Человек воспитывается человеком. А учитель есть живой носитель света.
Независимо от уровня и качества высоких технологий общество должно защищать и беречь как зеницу ока фундаментальную основу истинного образования – живое сердечное общение учителя с учениками.
Семья, образование и гуманная педагогика
Пандемия, связанная с коронавирусом, конечно, покинет нас, и мы вернемся к нормальной жизни. Но так как эти неестественные условия заставляют нас менять наше сознание и переоценивать многие уклады бытия, то нормальная жизнь тоже подвергнется изменениям, и вместо прежних норм придут другие. Думаю, это произойдет и в характере семейного воспитания.
В прежние времена, особенно в ХIХ веке, среди аристократов была распространена практика семейного образования. За первые десятилетия ХХI века тоже наметилась подобная тенденция: не отдавать ребенка в школу, а самим в условиях семьи дать ему образование. Эта практика еще не сложилась как обобщенная система, ибо, как правило, родители в семье подменяют собой учителей и образованием считают то, что учат своих детей тому же самому, что и в школе, и делают это как знают, как могут.
Что уже происходит и что может произойти с этой практикой в будущем? На опыте нынешних онлайн-занятий мы видим, что образование свелось к техническому обучению, что уроки, ведущиеся с экранов компьютеров и планшетов, не несут радости ни детям, ни родителям.
Конечно, учителя тоже понимают свою слабость и, по всей вероятности, будут совершенствовать свой опыт. Но уже набранный опыт усиливает тенденцию родителей заниматься семейным образованием своих детей. В будущем, я уверен, эта практика станет более массовой, тем более что человечество или отдельные государства не застрахованы от всплесков разных пандемий.
В осмысление системы семейного образования – именно образования, а не репетиторства или механического перенесения школьных обучающих форм в семью – я предлагаю включить идею о подготовке родителей для такой деятельности.
Систему семейного образования нельзя понимать упрощенно, что это легко. В нее входят такие условия, как образ семейной жизни и отношений взрослых между собой и детьми; замена семейной «понукательной» педагогики и родительского авторитаризма ценностями гуманной педагогики; владение родителями искусством жить с детьми и заниматься с ними образованием; защита детей от дурного влияния среды и помощь в широкой социализации; владение психологией согласия и умением налаживать духовную общность со своими детьми; понимание смысла жизни, целей воспитания…
Качество семейного образования не должно скатиться до сдачи детьми каких-то экзаменов для получения аттестатов и дипломов, а оно должно быть возвышено до воспитания личности с высокими культурой и духовно-нравственным миром.
О быстроходах
«Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей? Знаете ли, как создалась стройность устремления корабля? И не построен ли он для принятия наибольшей опасности?
Всегда сохраняйте возможность ответственного продвижения. Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей.
Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость. Учитель в состоянии определить направление мышления ученика и поддержать развитие личности и профессиональных устремлений. Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания.
Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтобы возложить на него ответственность за сознание общинных работников… Дайте изучение ремесел, дайте свободу выбора и требуйте качество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значение качества» (Живая Этика).
Проблема мысли в гуманной педагогике
Человек отличается от всего живого и становится человеком в силу двух свойств, двух энергий его сущности: первая есть всеначальная энергия Вселенной – мысль, вторая – всетворящая энергия Вселенной – любовь. Эти энергии суть свойства Бога, и ими наделены люди Земли и каждый человек. Именно эти свойства и подлежат эволюционному развитию.
Качество совершенствования человеческого духа и его возвышения зависит от качества чистоты мысли и качества безусловной любви, все остальное исходит от них.
Мысль и любовь творят, созидают все и в мире материальном, и в мире духовном. «Именно мысль высекает искру жизни из вещества материи» (Живая Этика). Мысль ведет нас к познанию всего – своей сути и Бога в себе, движения Вселенной и движения каждой частицы живой и косной материи, всех законов, которые могут существовать в нас и вне нас.
А любовь вдохновляет на творение и притягивает людей к единению, что разом умножает их усилия и ускоряет процессы эволюции.
Людям дается еще и линия движения – к самоусовершенствованию, надо восходить путями творения красоты во всем – и во внутреннем, и во внешнем мире, и в духе, и в материи. Дается еще чувство переживания успеха, что называется радостью, она умеет воспламенять мысль и окрылять любовь. Понятия «дух», «духовность», «мысль», «любовь», «красота», «радость», «самоусовершенствование» есть понятия естественные для гуманной педагогики. Для авторитарной же они чуждые.
Из духовных учений мы узнаем, что мысль есть детище духа, и потому она неуничтожаема, раз родившись, приобретает бессмертие. «Потенциал мысли велик, и для мысли не существует ни пространства, ни времени». «Мысль аккумулируется в пространстве. Можно представить мощный хор созвучных мыслей, но также можно представить стаю черных галдящих галок.
Подобные конгломерации также наполняют пространство и тревожат высшие миры».
Наши идеи могут и созидать, и разрушать. «Каждая мысль не остается без последствия. Она может затронуть личность очень удаленно, но от нее мяч судьбы найдет своего прародителя». Потому человек несет ответственность не только за свои действия и слова, но и за качество своих мыслей. А качество мыслей выражается не только в их внешних материализованных формах, каковыми являются логика и образность, устная или письменная речь, но и, что наиболее важно, в их духовно-нравственных свойствах.
Если человек выражает мысль устно или письменно, то другие отчасти могут оценить ее духовно-нравственное качество. Но если мысль остается в духе, то она практически не поддается внешней оценке, о ее качестве может судить только сам мыслящий.
Люди Земли и каждый человек несут ответственность за свои мысли. Потому для гуманной педагогики воспитание в молодом поколении мысли приобретает особую значимость.
О воспитании мысли и ответственности за свои мысли
Конечно, легче учить ученика логическому, диалектическому, абстрактному, критическому или образному мышлению, чем воспитывать в нем саму мысль, или, говоря иначе, дисциплину мысли, и помочь ему сделаться царем мысли и творцом эволюции.
Мысль проявляет своеволие, и ее трудно обуздать, она проявляет хаотичную свободу в духовном мире человека, любит ускользать, незаметно навязывать человеку свои образы, увлекать его внимание в разные стороны, появляться и исчезать, умеет, как молния, озарять сознание или вызывать забвение. Поощряемая чувствами или сама поощренная ими, толкает человека на разные поступки, среди которых многие могут быть глупыми.
Мысль не всегда в ладах с волей своего хозяина. Но если он овладеет ею, то становится «всемогущим». Однако Живая Этика предупреждает: «Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли.
Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов». Но если человек овладеет мыслью и растворит в ней чистую любовь, он будет благодетелем мира. Человек, знающий науки, еще не совершенный, он должен стать мыслящим, любящим и устремленным к высшим целям.
Шалва АМОНАШВИЛИ
Комментарии