search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5, 6 за 2021 год

 

Желание, усердие, творчество, рвение, забота, согласие, долг, ответственность, преданность – все это в сумме будет проявлением той тихой и постоянной радости, которую переживают сообщество детей и каждый из них в образовательном процессе.

Сказано: «Радость есть особая мудрость». От нас, взрослых, зависит привнесение этой мудрости в образовательное пространство. В нем дети, живя и воспитываясь, должны пережить радость достижения и радость подвига, радость открытий и радость творчества, радость помощи и радость общего блага, радость красоты и радость духа, радость служения и радость будущего, радость бытия и радость познания своей сути.


Мария Монтессори: тело ребенка живет радостью души

«Думают, что у ребенка есть все, когда есть воздух и питание. Это заблуждение. Воздуха и питания недостаточно для развития тела – все физиологические процессы подчинены высшим духовным процессам. Тело ребенка живет радостью души. Физиология подтверждает эти факты…

При психических проявлениях известные физиологические процессы так постоянны, что можно по чисто физиологическим изменениям определить эмоциональное состояние человека: горе, гнев, скуку, радость. При огорчении сердце уменьшает свою активность как бы под давлением паралича: все сосуды сжимаются, кровь циркулирует медленнее, железы не выделяют нормального количества сока; в результате бледность, усталость, сухой рот, плохое пищеварение, холодные конечности. Более продолжительное огорчение вызывает недоедание, худобу, предрасполагает к заразным заболеваниям.

Скука – это как бы паралич сердца; говорят: «Умираю от скуки», и от скуки можно было бы умереть, но нас спасает рефлекс – как предохранительный клапан, зевота раскрывает наши легкие, заставляет сердце снова работать.

В гневе происходит сокращение всех капиллярных сосудов, вызывающее страшную бледность и усиленное выделение желчи.
При радостном состоянии духа кровеносные сосуды расширены, циркуляция крови и все процессы выделения и ассимиляции облегчаются, организм работает вовсю…

Что будет с ребенком, если не относиться бережно к потребностям его духовной организации? Тело ребенка еще хрупкое, его кости еще в процессе формирования, мускулы еще вырабатывают свою собственную субстанцию, нежная структура детского организма нуждается в питании и воздухе. Но этому организму для развития внутренних процессов также необходимы радость жизни, духовная свобода и духовная пища».

О поощрениях, наградах и наказаниях

Мысль К.Д.Ушинского: «Поощрения и наказания уже не безвредные гигиенические средства, предупреждающие болезнь или излечивающие ее правильной нормальной жизнью и деятельностью, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другою болезнью. Чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше; и пусть педагог не забывает, что, если поощрения и наказания остаются и до сих пор необходимыми для детей, это показывает только несовершенство искусства воспитания.

Лечат только больного; но, к несчастью, в наше время болезни нравственные и физические – весьма обыкновенная вещь в детском возрасте, а наше домашнее воспитание и устройство школ, в особенности закрытых, таковы, что не только не уничтожают зачатков нравственных и физических болезней, но часто развивают их с ужасающей быстротой и силой, так что для излечения их приходится прибегать к ядам, вытесняющим одну болезнь и поселяющим на ее место другую. Таковы все наказания и поощрения, действующие сильно на детское самолюбие, а также основывающиеся на одном страхе, чувстве боли и т. п.

Много говорили у нас о том, чтобы выгнать все наказания из школы; но рациональнее было бы требовать такого устройства школ, при котором награды и наказания сделались бы ненужными. Что касается до моральных сентенций, то они едва ли даже не хуже наказаний, если относятся к детям такого возраста, о котором здесь говорится. Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков».

Учение Живой Этики о наградах: «О награде мечтает слепец, прозрев, он поразился бы самонаграждениям. Преуспевая сознанием, человек движется полный радости, и мысль о награде вернула бы его в рабство. Дело в том, что много рабов, именно они думают скрыть рабство духа под ледяной непроницаемостью и кажущимся отказом от того, чего не имеют. Каждый награждаемый есть раб. Эволюция может строиться лишь свободным сознанием без сомнения и самоунижения».

Реформы в образовании

В мире образования постоянно вводятся реформы. Чему они служат? Право на реформу имеет только власть. Своими реформами она вводит считающиеся необходимыми установки и усиливает свое влияние и контроль над их исполнением. Каждая реформа должна поправлять или совершенствовать какую-либо сторону образования или вовсе устанавливать совсем новую директиву. Но так как образовательный мир есть субъективная реальность, то и власть наряду с полезными обновлениями в силу своего субъективизма то и дело допускает грубейшие ошибки, чем и вредит этому миру.

В советское время была предпринята реформа по приближению школы к жизни, ибо власть посчитала, что школа отстает от жизни. Меры, принятые для реформы, в частности так называемое производственное обучение, школу отбросили еще дальше от жизни.

То же самое сулит школе процесс стандартизирования всех ее сфер – от содержания обучения до профессиональных качеств учителя. Стандартизированный учебный процесс, проходя мимо воспитательного процесса, выдаст обществу стандартно мыслящее поколение. Так называемые стандарты образования, а также единые государственные экзамены в том содержательном качестве, как они организовываются, не есть забота власти о будущем молодых людей, это есть забота власти о себе, потому эта и такого рода реформы ошибочны. Они будут действовать до тех пор, пока общество, видя порочность укоренившейся практики, не принудит власть отказаться от нее.

Реформы, служащие усилению контроля над образованием, не могут улучшить образовательный процесс, но могут ухудшить его, ибо чем жестче контроль, тем больше страха среди непосредственно творящих этот процесс людей перед начальством. Авторитарные реформы опровергают их свободное творчество. «Мне не нужны в школе необычные учителя», – говорили мне чиновники.

Педагогические процессы без права свободного творчества учителей и учеников становятся однообразными, скучными, формальными, потому авторитарными и безмотивными. «Дети находятся в империализме взрослых», – было сказано кем-то в 60‑х годах прошлого века. А известный советский психолог подчеркивал, что в школах дети отбывают обучение, а надо, чтобы они прожили обучение. Школьники и сейчас отбывают обучение, ибо, несмотря на смену социального строя, власть и образовательный процесс остаются верными своему авторитаризму.

Чему должны служить реформы в образовании? Улучшению жизни детей и заботящихся о них в этом процессе людей. О какой жизни идет речь?
Первое – школа должна дышать будущим, в стенах школы ученики со своими учителями вместе создают такой образ жизни, который они хотят утвердить в ближайших десятилетиях. Вспомним, что означают слова «дети» и «ребенок»: народ, действующий в истине, и возрожденное новое бытие. Так, жители школы имеют право быть творцами своей новой жизни и уже сейчас упражняться в этом творчестве.

Второе – дети не могут жить без радости, радость есть условие их взросления, их будущей жизни, они рождены, чтобы радовать мир и радоваться самим. Одно из толкований слова «школа» говорит о том, что она есть дом радости (греч.). Радость могут им доставить люди, жизнь которых не омрачается страхом, недоверием, ограничением творчества.
Третье – ученики должны сами желать провериться в своей воспитанности (человечности) и в качестве своих познаний.

Четвертое – учителя и воспитатели должны чувствовать себя защищенными в своем педагогическом творчестве, им нужны уважение, доверие и поощрение со стороны властей.
Каждая реформа образования должна быть задумана как источник утверждения такого образа жизни в каждом конкретном педагогическом социуме и образовательном мире в целом. Вдумчивое проведение реформ на этих и подобных им идеях со временем вырастит образовательный процесс, который станет оправданием истины школы.

Открытость образовательных процессов для общества

Образовательный мир – это такая сфера жизни, в качестве которой заинтересованы все, все общество. Что там с детьми происходит, почему на одних учителя жалуются и вызывают родителей, а других хвалят? Можно ли довериться каждому учителю? Чему и как учат?

Родители знают о школе своего ребенка очень мало, знают то, что рассказывают им дети или что сами пережили, будучи школьниками. Власть не дает родителям понаблюдать за образовательным процессом. Их вызывают учителя и руководство школы, как правило, чтобы пожаловаться на ребенка, призвать более ответственно отнестись к его воспитанию.

Образовательный процесс в школе закрыт для родителей, власть не допускает «посторонних». Родители могут лишь поучаствовать в общих собраниях, быть на мероприятиях, в которые вовлекает школа. Они не имеют равноправного голоса в решении образовательных проблем. В отношении школы и учителей в обществе возникают сомнения и недоверие, многие родители находятся в конфликте с учителями своих детей.

Учителя и руководство школы в общении с родителями ведут себя тоже авторитарно. Именно недоверие к государственной школе и учителям вынуждает многие тысячи родителей воспользоваться законом, разрешающим перевести ребенка на домашнее образование (такой закон действует во многих странах) или, если есть возможность, отвести детей в частные школы.

Разумеется, сказанное не есть вердикт для всех государственных школ и всех учителей. Есть исключения, но, к сожалению, они не составляют общую закономерность.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте