Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5 за 2021 год
Метод: свои страницы в учебнике (соавторство)
– Дорогие друзья, – говорю третьеклассникам, у меня озабоченный вид, – дарить вам урок, как обычно, у меня сегодня не получается, а как быть, не знаю!
– Почему? – удивляются ученики.
– Потому, что моя педагогическая совесть в замешательстве!
– Это как?
– Вот как… Сперва откройте учебник на 33‑й странице… Там стихи. Прочтите, и потом скажу, в чем моя проблема, может, поможете…
Ученики читают стихи и смотрят на меня озадаченно. Я объясняю:
– Учебник ваш утвержден министерством, и я обязан дать вам выучить эти стихи наизусть, но делать этого я не могу, совесть не позволяет…
– Почему?! – удивляются ученики. Обращаюсь к каждому в отдельности:
– Потому что стихи, которые пишешь ты сам, лучше, чем эти… А ты так прекрасно, проникновенно умеешь читать стихи, но эти так читать не получится!.. А твои замечательные стихи?.. А твое вдохновленное чтение?.. А твои глубокие размышления о стихах?.. А твой восторг и аплодисменты?.. Как я могу заставить вас потратить ваше дорогое время на заучивание того, что ниже ваших вкусов и способностей?..
– А что будем делать?
– Вот и не знаю…
Ученики бурно обсуждают, как быть. Спрашивают, что может последовать, если я не дам им выучить эти стихи.
– Не знаю, но программа обязательная…
Тогда они советуют все же выучить стихи ради того, чтобы проверяющие не осудили меня из-за незнания ими обязательного по программе материала. Но я этого не желаю.
Обсуждение продолжается, и под конец урока предлагают:
– А что будет, если каждый сам выберет лучшие, чем эти, стихи, перепишет на листке бумаги и вклеит в учебник? Так у каждого будет своя страница! Как вы на это смотрите?
Я удивляюсь такой находке, восхищаюсь, говорю, что такое впервые будет в моей практике.
– И какой же у нас завтра получится урок?
– Это будет урок поэзии! – говорят они и сами тоже восхищаются своим открытием.
– С нетерпением буду ждать завтрашнего дня! – говорю я, довольный и радостный оттого, что они помогли мне выйти из положения, благодарю всех.
На другой день каждый приходит со своей страницей в учебнике. Страницы красочные. Они и вопросы поставили к тексту, и слова пояснили. Урок превращается в фейерверк поэзии: дети рассказывают, какое стихотворение выбрали, кто им помог, с какими чувствами надо читать, и читают. Мы аплодируем. Но так как не успеваем, чтобы все прочли, просим у учителя математики, которая тоже поэзия, одолжить десять минут от урока для чтения стихов.
Часть детей этот опыт сохраняют и время от времени сами вклеивают в учебник свои страницы со стихами, рассказами, притчами, своими сочинениями.
Так они становятся «соавторами» учебника и на обложке рядом с авторами приписывают свою фамилию.
Этот метод в разных вариациях можно применить и в 4‑6‑х классах, и не только в связи с учебниками по чтению, но и с учебниками математики, истории, природоведения.
К.Д.Ушинский о школьной жизни
«Если мы устроили наш класс, если мы ввели в него порядок и стройность в занятиях, не утомляем детей слишком продолжительным для их возраста занятием в одном направлении и в то же время не допускаем классной скуки, не оставляя ни на одну минуту ни одно дитя без дела; если мы сумели сделать эти занятия занимательными для ребенка и в то же время собственной своей ревностью и серьезностью, никогда, впрочем, не переходящей в суровость, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, если сделали их не слишком легкими, чтобы их нельзя было заметить, не слишком трудными, чтобы погнулась под ними слабая натура дитяти; если не требуем от ребенка развития, которого он еще не достиг, и даем достаточную пищу тому, которое в нем в настоящее время совершается; если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, то классная дисциплина в наших руках…
Уничтожьте школьную скуку, и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой.
Все школьное учение и вся школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом. В школе должны царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность.
Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, может быть, прежде, понемногу изгладятся.
Это, так сказать, гигиеническое влияние школы действует незаметно, но чрезвычайно сильно и прочно. Оно гораздо важнее того патологического влияния, которое оказывает школа поощрениями, наказаниями и моральными наставлениями».
Радость в образовательном процессе
В Живой Этике сказано: «Чем же достичь удачи? Запомните – радостью. Не унынием, но радостью… Нужно признать и вспомнить, что вы бывали удачны, когда радовались. Конечно, это не веселье теленка на лугу, но творящая радость, которая преображает трудности… Радуйтесь и среди цветов, и среди снега, тоже полного благоухания – радуйтесь!.. …Никто не назовет радость насилием. Никто не будет осуждать приносящего истинную радость. Но сколько вдохновения нужно развить в себе, чтобы быть провозвестником радости! Если учитель достиг такой степени, он заслуживает всякого почитания».
Дети хотят радоваться, они существа радостные. Потому радость жизни в образовательном мире есть высшее условие качества этого мира. В нем должны радоваться и дети, и мы, взрослые. И так как образовательные процессы творятся нами, то нам еще надо владеть искусством радовать детей. Мы переживаем в себе долг родителя, воспитателя, учителя и весьма серьезно относимся к воспитанию, но чувства долга и ответственности не должны доводить нас до авторитаризма, до строгостей и требований, запрещений и принуждений.
Все это делает образовательный процесс безрадостным, безжизненным, скучным, грустным, агрессивным. Сделать образовательный процесс серьезным – не значит сделать его унылым. Скорее совсем наоборот: именно в образовательном процессе, будет это в семье, в школе, в детском садике или где-то еще, должна кипеть радостная жизнь, дети должны воспитываться, учиться и развиваться в переживаниях чувства радости, согласия, понимания.
Так называемая официальная, научная педагогика не приемлет понятие радости как педагогическую категорию, не рассматривает ни психологию радости, ни искусство нести детям радость. Но классическая педагогика не мыслит себя без понятия радости и любви, ставит их во главу угла образовательного процесса.
Чему должны радоваться дети в образовательном пространстве?
Образовательный мир – особо организованная среда для детей, в нем творится второй уровень жизни, она более продвинутая, содержательная, чем их спонтанная жизнь. Главным внутренним и вечным источником радости для ребенка и для взрослых является движение души, ее совершенствование, восхождение. Но этот источник скрыт для ребенка и для многих взрослых тоже, и потому получается, что дети, а часто и взрослые, радуются внешним успехам, внешним проявлениям, внешнему превосходству, овладению или владению чем-либо желанным в себе или во внешнем мире.
В процессе образования, будет это в семье или в общественных учреждениях, нам, организаторам этого процесса, очень важно, в какую сторону направим детскую радость, на что обратим детское внимание при переживании радости.
В образовательном процессе дети будут радоваться любимому воспитателю, наставнику, учителю, обстоятельствам, призывающим к деятельности их природных страстей, необычному в познании, равноправным, дружелюбным, доверительным, уважительным отношениям, утверждению успеха и понимания, чувству, что любят каждого, помогут каждому, защищен каждый. Они порадуются сотрудничеству и сотворчеству со взрослыми, единению и устремленности в своем сообществе. В них поселится радость от чувства, что они равноправные со взрослыми хозяева в своем образовательном мире, что у них свой «парламент», они руководят разными сферами деятельности своего «государства», с ними считаются, прислушиваются, на них возложена забота друг о друге.
Эти и подобного рода виды отношений и деятельности мощно будут мотивировать каждого творить, познавать, устремляться. В этом потоке мотивов дети добровольно и радостно примут и те задачи, которые иначе вызвали бы в них протест и противостояние. Источник мотивов они получат еще от своих любимых взрослых – родителей и близких, воспитателей и учителей: это будет удивление, восхищение, сорадость взрослых за то, что каждый преуспевает, достигает, возвышается, проявляет способности, таланты, сверхвозможности.
На что нам надо направить переживания радости каждого ребенка? Не столько на внешние проявления – как он преуспел, сотворил, повел себя, преодолел, написал, нарисовал, решил, помог, воздержался и т. д., сколько на его внутренний мир – на развитие в нем любви, доброты, смелости, благородства, великодушия, воли, терпения, дружелюбия, щедрости, устремленности, на расширение сознания, на расширение своей личности. С нашей помощью дети должны почувствовать радость в торжестве духа.
Выстроенный по всем этим и подобным условиям образовательный мир преобразовывается в жизнь, которая уже сейчас дышит будущей нравственностью и культурой, возвышенной духовностью и познавательной устремленностью. Это есть действие закона: воспитание детей для жизни с помощью самой жизни.
Шалва АМОНАШВИЛИ
Продолжение следует
Комментарии