Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1, 2, 3 за 2021 год
В.А.Сухомлинский о защитном воспитании
«Любить ребенка – значит защищать его от того зла, которое еще окружает многих детей в жизни… Ежегодно, когда школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своем сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души, знаю, что отдельных детей надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. Эти дети у меня на особом учете, их воспитание я называю защитным воспитанием – оно является важной составной частью моей педагогической системы.
Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, – все это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру; их сердце – как задубевшая подошва. Защитить ребенка от духовного одиночества, пробудить способность жить сердцем – одна из важнейших задач защитного воспитания.
Есть еще более грозное одиночество… дети приходят в школу с тяжелой психической травмой. Они, как правило, несут в своем сердце открытую рану – озлобленность. Озлобленный ребенок не верит в человечность. К искреннему, сердечному слову учителя он проявляет настороженность и недоверие. Защитное воспитание детей с этой травмой требует глубокой, самоотверженной любви воспитателя к человеку, высокой культуры чувств, тонкой способности отделять зло от личности ребенка…
Защитное воспитание этих детей является, по сути, испытанием педагогической культуры учителя – испытанием его любви к человеку.
В своеобразном защитном воспитании нуждаются и заласканные в семье дети, избалованные полной и ничем не ограниченной свободой самовыражения.
Несчастлив тот ребенок, в душе которого живет животная уверенность в том, что его интересы самые важные. Он становится хамом, наглецом, хулиганом, если не защитить его от «благ» полной свободы самовыражения. Советы и требования учителя о поведении в коллективе такой ребенок переживает как личное оскорбление.
Защитное воспитание – это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо уметь так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу ребенка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием.
В защитном воспитании одиноких детей очень важно, чтобы ребенок не почувствовал воспитательной преднамеренности…
Человек, которому ребенок отдаст свое сердце, должен иметь в своем сердце что-то такое, что обогатило бы ребенка духовно. Развеять детское одиночество может только духовно богатый и щедрый человек…
Воспитание детей, сердце которых искалечено побоями, грубым окриком, бранью, требует не только бережности, чуткости, но и большой настойчивости. Миссия педагога состоит прежде всего в том, чтобы защитить ребенка от насилия над телом и душой…
Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок, искалеченный побоями и бранью, никогда не слышал крика, угрозы, никогда не ждал наказания.
Потом я начинаю пробуждать его сердце красотой. Лечение красотой – так можно назвать одну из граней моей педагогической системы… Перед ребенком с огрубевшим, «толстокожим» сердцем я раскрываю красоту природы, музыки, живописи. Это требует времени и большого терпения…
Важнейшим способом защитного воспитания детей, искалеченных побоями и бранью взрослых, является забота о живых существах, цветах, растениях – обо всем живом и красивом…
Чтобы защитить ребенка от зла, преодолеть зло и утвердить добро, надо видеть, понимать прошлое и представлять будущее ребенка, четко наметить перед собой идеал воспитания. Надо любить в ребенке все человеческое, чистое, благородное».
Расширение граней защитного воспитания
Идея защитного воспитания наполняет гуманный образовательный процесс смыслом заботы о детях в условиях непредсказуемой среды, в которой много агрессивных проявлений в отношении детей и подростков. Практически невозможно, чтобы взрослый, заботящийся о ребенке, постоянно был рядом с ним, сопровождал на каждом шагу и защищал его от посягательств и опрометчивых поступков. А подростки, как правило, много времени находятся без родительского или учительского взора, у них складываются разные связи и взаимоотношения с окружающими, они видят много дурных проявлений вокруг себя, вовлекаются в асоциальные сообщества, бесконтрольно могут пользоваться социальными сетями и, конечно, если оставить их без защиты, легко могут поддаваться дурному влиянию.
Со многими детьми обычно так и происходит. Потому среди школьной молодежи распространены курение, алкоголь, наркотики, правонарушения, суициды, жестокость, сквернословие…
Как сделать, чтобы они всюду находились под защитой, не втягивались в дурные дела и поступки? Как сделать, чтобы они имели с собой, там, где не будет заботливого взрослого, щит для самозащиты?
Этот вопрос отчасти можно успешно решить в том случае, если ребенок, подросток уже нашел того взрослого, кому он «отдал душу и сердце», а этот взрослый – умный, мудрый, любящий, понимающий, заботливый, преданный. Дружит с ребенком на равных, без преград, сердечно и радостно. Ребенок примет мудрые наставления не от каждого, но от любимого друга, ему поверит, за ним последует.
Такой взрослый друг, которому ребенок, подросток безоговорочно доверяет (им может быть отец, мать, дедушка, бабушка, учитель, тренер по спорту), может дать своему младшему другу жизненные советы о том, где как себя вести, во что не стоит втягиваться, от чего лучше держаться подальше, к чему стремиться, как относиться к окружающим, как себя совершенствовать, что почитать и посмотреть, что выбирать.
Скажем, отец может дружески попросить сына: «Друг мой, кто-то и когда-то может предложить покурить. Пожалуйста, прошу тебя, обещай, что никогда этого не сделаешь!» И когда «друг» даст обещание, что выполнит просьбу, то отец крепко пожмет руку и скажет: «Спасибо тебе, я верю, что ты сдержишь свое обещание!» Это должно быть сделано на полном серьезе и в интимной обстановке.
Так в ребенке, в подростке зарождается щит, который убережет его от соблазнов. «Папа сказал!.. Я обещал отцу, дал ему слово!» И слово отца, в котором не угроза, а вера и просьба, да еще искренняя дружба, даст ребенку возможность самому защитить себя там, где взрослого нет рядом, но он присутствует в его духовном мире.
Защитным воспитанием для ребенка станут: чувство заботы о любимом человеке – не обидеть, не огорчить его своим поступком; пробужденная совесть – «что скажут люди»; понимание закона причин и следствий – «это плохо».
Но эти защитные механизмы должны быть заблаговременно воспитаны в ребенке. Развитие в детях благоразумия, предупредительности, воли, спокойствия, прощения, ответственности уже есть защитное воспитание, и оно поможет ребенку там, где нет рядом наставника и ему самому приходится делать правильный выбор, решать жизненную задачу, порой судьбоносную.
Комментарии