Предлагаю читателям любимой мною «Учительской газеты» свои размышления по поводу отдельных педагогических понятий. В них я исхожу из основополагающих идей гуманной педагогики, которая в последние десятилетия увлекла многие тысячи учителей, воспитателей, родителей, представителей разных сфер общественности. Массовое движение последователей гуманной педагогики в настоящее время не имеет аналогов в мире.
Все профессии – от людей, только три профессии от Бога – педагог, судья и врач.
Сократ
В моих размышлениях то и дело я задеваю позиции и дефиниции, сложившиеся в теории и практике образования, которое со времен Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова называется традиционным, то есть не новым. Вместо традиционного я предпочитаю говорить об авторитарном подходе, который есть главное свойство традиционного образования. Получается, что в своих размышлениях я даю оценки некоторым категориям, аспектам педагогического сознания и практики, потому так и назвал свою будущую книгу – «Оценки».
Я не люблю спорить и критиковать. Я иду к педагогическому сообществу с теми взглядами, которые сложились во мне в течение долгих поисков. А источниками для меня стали классические педагогические учения, Святые Писания и учения христианских философов, теоретические и экспериментальные (советского периода) поиски.
Моя долгая педагогическая жизнь подвела меня к утверждениям, которые, по моему убеждению, необходимы для творения нового образовательного мира в настоящем и будущем. Их могу выразить в следующих формулировках:
– педагогическое сознание нуждается в измерении духовности, материалистическое понимание образования – тупиковое;
– образовательная практика нуждается в психологии согласия, психология управления унижает детство и омрачает жизнь и детей, и их учителей, и воспитателей;
– школа обязана стать очагом духовного и нравственного становления растущих людей, ограничение себя обучающей функцией снижает необходимость школы для общества;
– школа должна воспитывать учеников для жизни с помощью самой жизни, а не обещать готовить их к жизни;
– истинное образование нуждается в образовательных курсах, а так называемые учебные предметы отводят школу от образования (обучение не есть образование);
– синтез и горизонты наук со своими допущениями и гипотезами есть истина содержания образования, а не стандартизированные основы наук, обращенные к прошлому;
– школа нуждается в многообразии и свободном творчестве, однотипность и стандартность закрывает путь развития образования;
– учительский труд возводится до педагогического искусства, а не сужается до методики и технологии образования;
– чуткая и красивая любовь к ученикам и духовная общность с ними должны стать законом общения в образовательных процессах, а не дистанцированные отношения;
– радость жизни и познания должна снабжать мотивационные устремления школьников, а не оценки и отметки, строгость и принуждение;
– из педагогических понятий должна быть высвобождена их гуманная суть, а не заложены в них обобщения авторитарного опыта;
– строительство новой школы будущего решается уже в настоящем, и главным условием является сознание учителя, а не архитектурная ее внешность и материальное оснащение;
– носителем духа школы может стать педагогический ансамбль, объединенный высшими идеалами, а не педагогический коллектив со своими предметниками и преподавателями.
Гуманное педагогическое сознание не может принять так называемые единые государственные экзамены, унифицирование образовательной системы, реформы, которые не умножают радость бытия для всех граждан образовательного мира, стандартизирование всех сфер образования, жесткий контроль над учителем и постоянную отчетность. Образовательный мир принадлежит обществу, но обеспечивается государством. Участие общества в строительстве образовательной системы страны должно быть наравне с государством.
Приношу дорогим читателям свои извинения по поводу того, что при распределении параграфов я не придерживаюсь строгой содержательной логики.
Что есть классика
Слово «классика» (лат.) означает «высочайший, образцовый, совершенный». Оно применяется в отношении человека, сотворившего нечто высочайшее, он классик, а творение его – классическое. Творение становится классическим, потому что польза его для человечества не ограничивается временем и пространством, оно приобретает практически вечную жизнь и становится достоянием любого народа и любого времени. А имя классика сопровождает творение и становится также бессмертным.
Классик и классическое не есть некие официальные регалии, а есть всенародное признание, которое приходит по мере того, как люди все больше и больше проникают в суть творения и видят в нем глубину и пользу для своего длительного развития.
Бывает, современники творца в силу своих ограниченных взглядов и опыта не могут распознать классичность его творения, ушедшего в глубь будущего, могут даже осуждать, опровергать, отнестись с недоверием и сурово. Но последующее поколение со своим продвинутым сознанием и опытом начинает ценить творение и с благодарностью принимает дар.
Классическими могут стать творения из разных сфер человеческого сознания и творчества. Так, человечество имеет, в частности, классиков мировой педагогики и их классическое педагогическое наследие. Все они являются поборниками гуманного педагогического сознания, потому они есть основатели и творцы гуманной педагогики. Классическая педагогика и есть гуманная педагогика.
Мэтрами мировой классической педагогики признаны Марк Фабий Квинтилиан (35‑100), Ян Амос Коменский (1592‑1670), Жан Жак Руссо (1712‑1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746‑1827), Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790‑1866), Константин Дмитриевич Ушинский (1823‑1870), Мария Монтессори (1870‑1952), Антон Семенович Макаренко (1888‑1939), Януш Корчак (1878‑1942), Василий Александрович Сухомлинский (1918‑1970).
Классики мировой педагогики создают горизонты педагогического сознания: как бы мы ни приближались к пониманию их идей, они все же отодвигаются в глубинах будущего. Мы от них можем брать столько, сколько можем брать. Классиков не надо критиковать. Они Учителя. Их надо изучать, за ними надо следовать и обновлять свое сознание и свою практику.
Основа классической педагогики
Основой классической педагогики являются христианское учение, христианская философия и культура. Все педагогические учения – от Марка Фабия Квинтилиана до Василия Александровича Сухомлинского – строятся на вере в то, что дух человека есть бессмертная сущность и что жизнь земная и небесная есть две части единой жизни. Из классиков кто-то об этом говорит открыто, но кто-то отдает должное временному идеологическому давлению и эту идею закладывает в недрах своего учения.
Классики мировой педагогики – как одна строительная бригада гуманного образовательного храма. Хотя сами классики жили в разные времена, но их учения являются вариациями на одну ведущую тему.
Каждый классик привносит в основу этого храма свой краеугольный камень, на котором высекает свою основополагающую идею. На камне Квинтилиана (I век н. э.) написано: «Наша душа небесного происхождения». Рядом на камне Коменского (ХVII век) высечено: «Вся земная жизнь есть подготовка к жизни вечной». На камне Песталоцци (ХVIII-ХIХ века) читаем: «Весь истинно гуманный дух наших сил заключен в вере и любви». На камне Дистервега обозначено: «Ни одна книга не должна и не может заменить духа учителя». Вот камень Ушинского (ХIХ век): «Истинно гуманное образование есть воспитание духа человеческого». Краеугольный камень Монтессори: «Мы должны видеть не просто ребенка, а Бога в нем. Мы должны уважать в нем законы творения». На камне Макаренко высечено: «Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности». На камне Корчака сияет призыв: «Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство». Сухомлинский на своем краеугольном камне написал: «Без духовной общности воспитание не состоится».
Шалва АМОНАШВИЛИ
Продолжение следует
Комментарии