Московские педагоги-дошкольники приняли участие в «круглом столе», посвященном развитию дошкольного образования, где речь в том числе шла и о занятиях детей физической культурой и спортом.
Владимир БАУЭР, методист Госкомспорта России:
– Программа физического воспитания и обучения в детском саду, принятая в 2005 году, предусматривает всестороннее развитие психического и физического здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями. В конце 80-х годов мы посмотрели биологический возраст 15-летних участников всесоюзных игр и учащихся спортивных школ, выявили, что среди 15-летних один был 12-летним, другой – 18-летним. Никакие программы ни общеобразовательной школы, ни спортивной школы, ни учреждений дополнительного образования не предусматривают этих особенностей наших детей.
Нынче вышла новая программа по фигурному катанию, виду спорта, в отношении к которому наблюдается бум среди родителей. Программа принята для детей четырехлетнего возраста, и если СанПиНы разрешили детям по трем видам спорта заниматься с шести лет, то фигурным катанием – с четырехлетнего возраста. Если СанПиНы и нормативы говорят, что можно заниматься шесть часов в шестилетнем возрасте по трем видам, то в программе по фигурному катанию получается уже девять часов занятий. Значит, следовательно, получается, что в 14 лет ребенок должен стать мастером спорта международного класса, но такого в природе не существует, а вот нагрузки, которые испытывает юный спортсмен, весьма значительные.
Готовы ли руководители органов образования сегодня оценивать эффективность физического воспитания на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни, как это записано в положении? В целом этим пока никто не занимается. Лишь в Москве впервые были созданы в общеобразовательных школах 12 центров по мониторингу резерва здоровья. В 2001 году коллегия Госкомспорта РФ это одобрила, рекомендовала субъектам Федерации ввести этот мониторинг – увы, воз и ныне там.
Санитарно-эпидемиологические правила, нормы для дошкольных учреждений подготовлены пятью НИИ, министерствами и ведомствами, при этом были использованы материалы трех вузов, а потом все это было введено 20 июня 2003 года. В правилах и нормах было предусмотрено, на мой взгляд, все для воспитания детей: рациональный и двигательный режим, материально-техническое обеспечение спортсооружений и оборудования, медицинский инструментарий, медицинский и педагогический контроль. Но, увы, если посмотреть глубоко, то хорошо, если на 50 процентов лучшие сады обеспечены всем необходимым. Опять же тут в лидерах лишь Москва.
Однако должен сказать, что есть социальные нормы и нормативы обеспечения деятельности разных учреждений, спортивных в частности, но в дошкольных учреждениях этого нет. То есть сегодня говорят, что бассейн должен иметь столько-то поплавков, того-то или другого, но нужны другие нормы, определяющие, например, сколько квадратных метров спортивного зала должно приходиться на одного занимающегося. Эти социальные нормы просто надо добавить, тогда заведующая детским садом придет к главе администрации и скажет: «Мы хотим сегодня провести эксперимент, но соответствуют ли этому наши условия?!»
Оценивается ли учредителями выполнение принятых правил или по-прежнему они дают субъективную оценку деятельности наших учреждений? Думаю, целесообразно было бы организовать смотр-конкурс по реализации нормативов и правил СанПиНов, и тогда была бы ясна реальная картина работы образовательных учреждений.
Комментарии